Самая большая проблема в канун уборки урожая у всех без исключения руководителей сельскохозяйственных ООО, КП и т. п. объединений, арендаторов, фермеров — нехватка горюче-смазочных материалов, точнее средств на их приобретение. Банки заламывают немыслимые проценты за кредит, в результате чего последние несколько лет подавляющее большинство хозяйств Днепропетровской области обеспечивались ГСМ к началу жатвы максимум на 80 процентов от необходимого. Тем не менее все поля из года в год убираются. Причем совсем не «врукопашную», с серпами наперевес. Помощь горючим оказывал селянам Днепропетровщины и даже соседней Николаевской области рабочий класс Новокриворожского горно-обогатительного комбината, принадлежащего КГМК «Криворожсталь», в лице водителей большегрузных самосвалов, доставляющих руду из карьеров на обогащение в цеха комбината.
Схема нелегальной помощи города селу в прошлом году работала безупречно, поскольку задействовались все водители ночной смены. Под покровом темноты в карьер въезжала обыкновенная с виду «хлебовозка», в фургоне которой располагался четырехтонный резервуар. Топливозаправочный автомобиль, обеспечивающий «БелАЗы» горючим, еженощно закачивал в кузов с «хлебом» солярку, обделяя каждый сорока- и восьмидесятитонный самосвалы на 200—700 литров. Один литр похищенного дизтоплива обходился его получателю в 65 копеек: 8 коп. — сменному механику, 2 коп. — водителю заправщика, остальные 55 — водителю самосвала. Нетрудно подсчитать, какой получался навар. По крайней мере, водитель «БелАЗа» клал в карман за одну ночную бункеровку примерно 50 процентов своего месячного жалованья. Далее «хлебом» кормились крестьянские трактора и прочая уборочная техника, а цена одного литра становилась не многим более 65 копеек, что значительно ниже официальной. Напомню, летом прошлого года стоимость одной тонны солярки составляла вместе с НДС 1830 гривен.
Конечно, с полупустыми баками выполнять сменные задания не просто. Но они выполнялись благодаря завышенным нормам расхода горючего и природной смекалке. К примеру, на пересменку (отъезд из карьера в гараж) заложена норма 60 литров. Самосвалы же просто оставлялись в карьере, а отработавшая смена добиралась к гаражу вахтовой машиной, которая так же доставляла сменщиков к месту работы. Вдобавок «БелАЗы» постоянно недогружались рудой, что позволяло работать с пониженной мощностью двигателя и, разумеется, меньшим расходом топлива. А при вывозе отвалов шофера попросту не доезжали к месту сброса, сваливая пустую породу где попало на полпути.
Июньской ночью 2000 года хорошо налаженную систему сломали оперативники УСБУ, взяв с поличным (3850 литров дизтоплива) вышеупомянутую «хлебовозку». За год следователи сумели досконально изучить все нюансы хищений. В результате на скамье подсудимых криворожского суда в июле нынешнего года оказалось 14 человек, которым инкриминировали сразу три статьи УК-17 ч.2, 19 ч.6 и 81 ч.2. Но отделались они, по большому счету, легким испугом. Десять человек попали под амнистию, два получили по году исправительных работ с удержанием из заработка10 процентов, а два организатора, не имеющих к ГОКу никакого отношения, просидев в следственном изоляторе, выйдут на свободу уже через два месяца.
Столь мягкие приговоры обосновывались незначительной стоимостью похищенного, поскольку задокументирован и доказан в суде только один эпизод. Оперативная же информация, как известно, доказательством в судебном заседании служить не может.
— Я убежден, что подобные хищения продолжаются, — с досадой заметил в беседе с корреспондентом «ЗН» один из руководителей следственного отдела Днепропетровского УСБУ. — Конечно, другими и более осторожно.