UA / RU
Поддержать ZN.ua

Генпрокурорское ложе: то удлиняем, то укорачиваем

На пути к абсолютной власти

Автор: Александр Леменов

Такого бурного празднования «офицеры правосудия» не имели даже на 1 декабря — День прокуратуры. В воскресенье, 17 июля, они отправляли друг другу приветствия и откупоривали крепкие напитки. Что же стало тому причиной? Речь идет об отстранении и последующем увольнении генпрокурора Ирины Венедиктовой. Попробуем разобраться, что стало причиной таких пертурбаций в Офисе генпрокурора.

Начнем с предвыборных моментов 2019 года, когда Ирина Венедиктова входила в круг советников Владимира Зеленского. После его победы на президентских выборах она видела себя в роли генпрокурора, но главой офиса президента тогда был Андрей Богдан, который пригласил кандидатов на «собеседование» к президенту Зеленскому. Как следствие, первым в составе Зе!команды генпрокурором стал Руслан Рябошапка, бывший член Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, профессиональный юрист, стоявший за построением антикоррупционной инфраструктуры. Позже при помощи экспертов он создал концепцию и запустил долгожданную реформу прокуратуры. На первом этапе реформы в виде аттестации прокуроров из Генеральной прокуратуры уволили около 700 человек, которые были недобросовестными или недостаточно профессиональными. Вскоре Рябошапку сняли с должности фактически с согласия президента и руками монобольшинства. Тогда многие депутаты апеллировали к «слишком жесткой реформе» и отсутствию «посадок», в частности бывшего президента Петра Порошенко.

После этого вотум доверия в ОПУ и здании под куполом выказали близкой к Зеленскому Ирине Венедиктовой, которая перешла в кресло генерального прокурора с должности руководителя Государственного бюро расследований. Профильные эксперты уже тогда обоснованно пророчили, что такая ротация ничего хорошего не даст ни прокуратуре, ни реформе, ни обществу. И вот прошло немногим больше двух лет, и Венедиктову без объяснения причин снимают с должности те же самые депутаты, которые голосовали за ее назначение и, в отличие от их отношения к весьма независимому Рябошапке, никогда не имели публичных претензий к ее деятельности.

Офис генпрокурора

Что интересно, сначала Зеленский 17 июля издает указ об отстранении Венедиктовой, руководствуясь частью 2 статьи 11 Закона Украины «О правовом режиме военного положения». Среди юристов сразу поднялась дискуссия, мог ли гарант Конституции, ссылаясь на эту норму, принимать соответствующее решение, ведь профильный Закон «О прокуратуре» определяет гарантии независимости прокуроров. В свою очередь, статья 131 Конституции Украины констатирует, что генпрокурор назначается на должность и увольняется с нее по согласию парламента. И даже если решение об отстранении не было именно увольнением с юридической точки зрения, по факту оно стало началом стремительного финиша работы Ирины Валентиновны в кабинете на Резницкой (адрес Офиса генпрокурора. — А.Л.). Буквально через два дня после указа Верховная Рада 264 голосами, без обсуждения результатов более чем двухлетней работы Венедиктовой, быстро утвердила решение о ее увольнении.

Показательно, что отстранение Венедиктовой от должности произошло в Международный день правосудия. Трагикомедия в двух действиях, не иначе, — сначала отстранили, затем уволили.

Что же привело к этой отставке? Ведь Венедиктова, чтобы угодить всем и перестраховаться от всех рисков, даже провалила продолжение реформы прокуратуры, начатой Рябошапкой. Так, аттестация второго (региональные—областные) и третьего (местные—окружные) уровней прокуратуры, которой занималась уже Венедиктова, имела вдвое меньший процент кадрового очищения, чем во время аттестации ГПУ. Зато уволенные по результатам аттестации прокуроры стали подозрительно массово через суды восстанавливаться на должностях именно во время пребывания Венедиктовой в Офисе генерального прокурора. При этом отдельные персоны восстанавливались в органах прокуратуры даже без решения служителей Фемиды.

В последнее время как обоснование причин отставки Венедиктовой распространялась информация, что она будто бы запускала в суды кейсы против российских военнослужащих, которых в ОПУ рассматривали на обмен. Но это мало касается реальности. Потому что, во-первых, до приговора в первой инстанции дошли считанные из таких дел, а во-вторых, существует много законных процессуальных способов притормозить любое производство, вместо того, чтобы увольнять генпрокурора за «слишком быстрый судебный процесс».

А вот назначение Ириной Валентиновной проверок деятельности прокурора Киева Олега Кипера, считающегося протеже Андрея Ермака, действительно очень раздражало Банковую. Также источники утверждают, что она инициировала проверку и своего заместителя Алексея Симоненко.

Потом в СМИ вынырнул месседж, что отстранение Венедиктовой — следствие огромного количества коллаборантов и предателей в органах прокуратуры. Опять же эмпирическим путем можно оценить это «огромное» количество, в реальности вряд ли превышающее один-два десятка рядовых прокуроров восточных и южных регионов страны.

На самом деле корни отставки нужно искать в другом. Первая причина отставки — Ирина Венедиктова постоянно практиковала самоустранение от насущных «политических» нужд преследовать оппонентов Зеленского, в частности, того же Порошенко.

Вторая причина — во время ведения активных боевых действий генпрокурор не смогла обеспечить на должном уровне процессуальную фиксацию военных преступлений. В частности, по нашим данным, с 2014-го и до начала 2022 года были зарегистрированы до 30 тысяч таких уголовных производств, при этом в Офисе генпрокурора почему-то официально статистику с марта 2022 года не ведут. А постоянные обсуждения с международниками «насущных проблем» в этой сфере не конвертируются в полноценные расследования и часто выглядят просто ширмой, чтобы не было упреков в бездеятельности.

Однако основная причина нарастания напряжения в отношениях с ОПУ заключалась в том, что Венедиктова постоянно наращивала «уровень согласия» с представителями других фракций, в частности с «Европейской солидарностью», «Батьківщиной» и ОПЗЖ. С первой она нашла дружбу по кейсу Порошенко, с Тимошенко — тормозила расследование, как нам заметили источники, в отношении ее зятя, а с ОПЗЖ — по кейсу Медведчука. Кроме того, дух нардепа Рабиновича никак не покидал пятый этаж здания на Резницкой. Уже не буду упоминать здесь об очень значительном количестве громких уголовных производств, где «монетарный» подход в процессуальном руководстве побеждал нормы Уголовного процессуального кодекса.

Последней каплей для ОПУ стала история с бывшим руководителем управления СБУ в АР Крым Олегом Кулиничем, задержанным на днях. Операцией руководила группа Алексея Симоненко и Василия Малюка, который был на тот момент первым заместителем главы СБУ Ивана Баканова. Что не удивительно, Венедиктова хотела забрать это дело у упомянутой группы и отдать ее ручному медведчуковскому прокурору Максиму Якубовскому. А дальше дело можно притормозить или вообще выставить «на продажу» и слить.

Оценить итоги деятельности Венедиктовой на должности можно коротко: больше всего внимания она уделяла собственному пиару, а не развитию учреждения. Как следствие, неумело играя в политические игры и стараясь выдать придуманное за реальность, при этом не сильно ориентируясь в юридических вопросах, она в конце концов «обула» сама себя.

Кого же пророчат на замену? Сначала речь шла о трех высоких должностных лицах, а именно: заместителе председателя ОПУ Андрее Смирнове, прокуроре Киева Олеге Кипере и заместителе генпрокурора Алексее Симоненко. Напомним, что последнего президент и определил исполняющим обязанности генпрокурора после отстранения Венедиктовой. Позже из этой тройки выпал Смирнов, а вместо него среди претендентов начали упоминать министра энергетики Германа Галущенко. Это, конечно, реальный out-of-the-box-thinking. Объяснение такому варианту найти сложно.

Сейчас из реальных кандидатов остались глава правового комитета Верховной Рады Андрей Костин, близкий к Ермаку, и Алексей Симоненко, ориентирующийся на заместителя главы ОПУ Олега Татарова. К слову, именно Симоненко принимал решение о передаче досудебного расследования в отношении Татарова из НАБУ в СБУ. Кроме того, на скамье запасных ждет Олег Кипер.

Народный депутат, глава правового комитета ВРУ Андрей Костин, и.о. Генерального прокурора Алексей Симоненко
24 канал

Как свидетельствуют наши источники, Венедиктова преднамеренно постоянно уезжала в командировку или брала отгул, когда нужно было подписывать процессуальные документы в отношении спецсубъектов, в частности нардепов, и других громких делах. Ее первый заместитель Роман Говда тоже понимал, что в политике лучше не играть, даже на стороне Зе!команды. А вот заместитель Симоненко всегда был рад помочь ОПУ и ставил свою подпись в отсутствие Венедиктовой. Приближая своих заместителей к президентской канцелярии, Ирина Валентиновна сама слишком отдалилась от Банковой.

Можно долго радоваться увольнению уже бывшего руководителя Офиса генпрокурора, но смысла в этом ноль. Вместо нее придет еще больше контролируемое лицо. Так же странно слышать мнения о том, что Венедиктова была своеобразным гарантом «баланса» отечественного политикума. Потому что в ее каденцию прокуратура ни разу не делала шагов вопреки воле офиса президента. Она просто уклонялась от личного подписания сомнительных решений в «политических» делах, сознательно передавая эту миссию своим заместителям.

Напоследок, вся эта более чем двухлетняя эпопея руководства ОГПУ Венедиктовой демонстрирует лишь одно — на такие высокие должности назначать нужно профессиональных и независимых, а не малопрофессиональных и лояльных. Потому что ни один из новых потенциальных кандидатов на «генпрокурорский трон» снова не феерит значительными достижениями и опытом в сфере уголовной юстиции, а всего лишь олицетворяет готовность безусловно выполнять прихоти офиса президента. Группы влияния внутри ОПУ — как Прокруст, который ловил путешественников в Древней Греции, укладывая их спать в свое ложе. А потом кому-то ноги укорачивал, другим — удлинял. Как будто у топ-руководителей государства есть шаблон, которому должен отвечать каждый из генпрокуроров, другими словами, быть своим даже не на 100%, а на все 1000%. Парадигма взаимоотношений из года в год не меняется: все должно делаться по согласованию с Банковой, в рамках и способом, определенным главой президентской канцелярии и гарантом Конституции.

Хотя закон — это не дышло, даже в условиях войны. Им тоже нельзя крутить, как цыган Солнцем, иначе Украина еще очень долго будет двигаться темным туннелем на пути к верховенству права и построению правового государства.

Другие статьи Александра Леменова читайте по ссылке.