На самом юге Германии, в уютном баварском городке Гармиш-Партенкирхене расположен Европейский центр исследований проблем безопасности им. Джорджа Маршалла. Среди приоритетных задач центра - изучение процессов демократизации в странах Центральной и Восточной Европы после окончания «холодной войны».
Заместитель директора центра трехзвездный генерал Йорг Кюбарт, длительное время проработавший в правительстве ФРГ в качестве министра ВВС, поделился в беседе с журналистом Юрием Яременко опытом организации демократического контроля над военной сферой в Германии.
- За послевоенные годы Федеративная Республика Германия добилась выдающихся успехов в построении демократического гражданского общества, что во многом способствовало экономическому процветанию страны. Какие преимущества, на ваш взгляд, имеет хорошо отлаженная система гражданского контроля над вооруженными силами?
- Проблемы построения гражданского общества в посткоммунистических странах, роль в этом процессе демократического контроля над оборонной сферой широко обсуждаются в Центре имени Маршалла. Мне довелось неоднократно принимать участие в дискуссиях по этому вопросу, в т.ч. и с участием представителей стран бывшего социалистического лагеря. При этом очень часто, когда речь заходила о гражданском контроле над военной сферой, возникали некоторые терминологические недоразумения. Дело в том, что англосаксонские термины «контроль» (control) и «гражданский контроль» (civilian control) при переводе на русский язык имеют двоякое толкование и могут вызвать небольшие неточности. В нашем случае речь идет не только о контроле, но также и о руководстве гражданскими лицами вооруженными силами.
Именно поэтому в Германии чаще всего используют термин «Primat der Politik» (доминирующее значение политики). «Примат политики» для военных в Германии является основным законом. Одним из ключевых принципов «примата политики» в нашей стране является так называемое «внутреннее руководство» (Innere Fuhrung). Оно прежде всего предусматривает, что с каждым военнослужащим, как человеком в форме, следует обращаться так же, как с любым гражданином государства. Всякий командир, кроме руководства подчиненными, обязан постоянно прислушиваться к их проблемам.
В то же время человек в погонах, как гражданин, должен согласиться с некоторыми ограничениями его основных свобод, а именно - свободой перемещения, участия в деятельности политических партий, в забастовках и публичных демонстрациях. Демократия - это отнюдь не возможность отказаться от приказов командиров.
Управление армией в нашей стране осуществляют выборные должностные лица, и только они могут «делать» политику на законных основаниях. Под ответственность военных попадают лишь те сферы деятельности, которые им делегируют гражданские власти. В первую очередь - это оперативное руководство вооруженными силами.
Взаимоотношения между гражданскими властями и военными в Германии базируются на принципах подотчетности и открытости, а также общей ответственности за национальную оборону. Это означает, что правительство страны определяет оборонные задачи и обеспечивает их выполнение соответствующими ресурсами, а военные поддерживают на высоком уровне боеготовность вооруженных сил с целью достижения в случае необходимости опреленных целей.
Гражданское руководство - это улица с двухсторонним движением. С одной стороны, военные имеют достаточно силы для защиты общества, а с другой - они имеют также возможности для его уничтожения. Люди в погонах в определенной степени могут влиять на политику страны, однако они никогда не должны становиться частью процесса государственного руководства.
Гражданское управление дает возможность обществу развиваться в политической, социальной и экономической сферах под руководством выборных должностных лиц. Оно также выступает гарантом того, что национальные ценности не будут подчинены обороне, а наоборот - оборона будет подчинена общественной воле.
- Известно, что Германия длительное время была источником войн в Европе. Каким образом сегодня реализуется в вашей стране принцип разделения власти в оборонной сфере?
- Действительно, Германия имеет тяжелый опыт прошлого. История преподнесла нам урок о том, как злоупотребление демократическими лозунгами может привести к общенациональной трагедии. Гитлер, законно избранный парламентарий и канцлер, стал преступным диктатором, который вверг Европу в невиданную катастрофу. Исполнительные рычаги власти оказались в руках одного человека, и все механизмы парламентских полномочий перестали действовать.
Поэтому в нашей стране учли недавний исторический опыт и поставили армию под строгое управление, которое осуществляется парламентом и исполнительной властью. В ФРГ разработана и успешно функционирует законодательная база, которая предусматривает разделение власти над военной сферой.
Эффективным инструментом контроля над вооруженными силами является парламент. Он утверждает бюджетные расходы для обороны страны, а также определяет численность и основные принципы построения армии.
Кроме того, в Германии в структуре законодательной власти существует уникальный институт омбудсмена. Этот человек избирается парламентом и призван отстаивать права и свободы военнослужащих бундесвера. К омбудсмену имеет право обратиться любой военнослужащий - от молодого солдата до генерала. Он может без предупреждения и в любое время осуществлять контроль воинских частей. Ежегодно омбудсмен отчитывается перед парламентом, и этот отчет не всегда приятен для некоторых командиров.
Такая форма работы не только дает возможность информировать общество об истинном состоянии дел в войсках, но и показывает парламентариям, на что им надо обратить внимание.
Важной составляющей гражданского руководства оборонной сферой в ФРГ является Совет национальной безопасности. В Совет входят министры иностранных дел, обороны, внутренних дел, а также начальник национальной разведки.
Совет национальной безопасности созывается по мере необходимости или по просьбе канцлера. Он принимает решения по концептуальным проблемам государственной безопасности, долгосрочному планированию вооруженных сил, стратегическим вопросам экспорта вооружений. Парламент страны постоянно получает информацию о деятельности Совета безопасности.
Исполнительная власть руководит вооруженными силами и осуществляет военную политику через гражданского министра обороны. В его распоряжении находится аппарат гражданских чиновников, которые имеют определенные знания и опыт работы в военной сфере.
В нашей стране большое внимание уделяется профессиональной подготовке гражданских специалистов, которые работают в области обороны. Гражданские чиновники вместе с армейскими офицерами обучаются в высших военных учебных заведениях, в которых преподают как гражданские, так и военные преподаватели. В то же время офицеры изучают проблемы государственной безопасности в гражданских университетах.
Необходимо заметить, что в Германии не существует четкой грани между исполнительной и законодательной ветвями власти в плане руководства военной сферой. К примеру, министр обороны является одновременно также избранным членом парламента.
Отношения между ветвями власти в нашей стране базируются на принципах справедливости, взаимопонимания и целесообразности. Важную роль в этом процессе играет беспрерывный обмен информацией между правительством и парламентом.
- Какую роль в демократическом контроле над вооруженными силами Германии играют негосударственные структуры?
- Одним из самых высокоэффективных элементов гражданского контроля над вооруженными силами являются независимые средства массовой информации. В странах западной демократии, в т.ч. в Германии, армия всегда привлекала особое внимание прессы. В то же время парламент и правительство страны своевременно реагируют на то, что пишут газеты о военном ведомстве.
Со своей стороны министерство обороны проводит открытую политику по отношению к СМИ. У каждого командира корпуса есть офицер по связям с прессой, который входит, наряду с юристами, в число его ближайших помощников.
Очень непросто найти целесообразную формулу сотрудничества между двумя противоположными по своей природе социальными институтами - армией - консервативной и замкнутой структурой, и прессой, которая исповедует принципы демократии. Именно поэтому в военно-учебных заведениях бундесвера будущих офицеров специально обучают правилам общения с журналистами.
Связующим звеном между обществом, военным руководством и парламентом в Германии служит военный профсоюз - «Союз бундесвера». Свои основные усилия он сосредотачивает главным образом на вопросах социального обеспечения, зарплаты, жилья и страховки офицеров и солдат.
Представителями военного профсоюза в воинских частях являются избранные в результате голосования военнослужащие независимо от воинского звания и должности.
- Господин генерал, с какими основными проблемами приходится сталкиваться в ходе реализации гражданского контроля над военной сферой?
- Ни в одной стране мира нет идеальной системы гражданского контроля над вооруженными силами. Главная проблема состоит в том, что у нас еще недостаточно гражданских чиновников, парламентариев, журналистов, которые бы компетентно разбирались в военных вопросах.
Следует заметить также, что гражданское управление подразумевает не только контроль, но и определенные обязательства гражданских властей перед вооруженными силами - общество должно научиться слушать армию.