UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГОРОД БЕЗ ГОЛОВЫ, НО — С БОЛЬШИНСТВОМ

О ситуации в Кировограде, который после ареста действующего мэра более года обходится без городского головы, в «ЗН» уже писалось...

Автор: Елианд Гоцуенко

О ситуации в Кировограде, который после ареста действующего мэра более года обходится без городского головы, в «ЗН» уже писалось. Раздираемая противоречиями как между исполкомом и амбициозными фракциями совета, так и противоборствующими заместителями мэра, городская власть довела хозяйство города до катастрофического состояния. Кировоградцы ждали выборов, как избавления. И что же? В то время, когда в большинстве областных центров проходят сессии вновь избранных городских советов, принимаются важные решения, в Кировограде кризис местной власти обостряется. На первую сессию нового созыва депутаты собрались не в полном составе. Были подтверждены полномочия только 44 избранников, шестерым еще предстоит доказать свои права, на одном из округов результаты выборов признаны недействительными, по 5 есть спорные вопросы, некоторые рассматриваются в судах. Но главная беда в том, что от состоявшейся и последующих сессий горсовета толку будет мало. Выборы городского головы после длительных разбирательств в Ленинском суде г. Кировограда и последующих решений территориальной избирательной комиссии признаны недействительными. Повторные выборы назначены на 9 июня.

Местные СМИ, наверное, за неимением более важных новостей много внимания уделили состоявшемуся собранию группы депутатов горсовета от блока «За Единую Украину», сообщившей о создании большинства. Подразумевалось, что горожане должны радоваться. Но радоваться нечему. И это наглядно засвидетельствовала состоявшаяся сессия, которая без мэра не смогла решить ни одного вопроса, даже избрать секретаря, сформировать новый исполком. Само собой, что до хозяйственных и финансовых вопросов, которых немало, дело дойдет не скоро.

Проблема признания легитимности новоизбранных мэров — не новость для некоторых регионов страны. Судебные разбирательства еще кое-где продолжаются. Но только Кировоград остается без городского головы. И это при том, что последствия новой избирательной кампании для уставшего от бесконечных разборок города могут быть более значительными, чем для других областных центров. В этой связи возникают вопросы. И главный из них — почему при огромной массе нарушений удар пришелся именно по городской власти, и так обессиленной предыдущими разборками. Дело в том, что поскольку новый мэр не избран, то полномочия пребывающего в СИЗО и ждущего суда Александра Никулина автоматически продлеваются, что, прямо скажем, не нужно ни агонизирующему городу, лишенному хозяина, ни опальному мэру, которому, судя по всему, ждать суда доведется еще несколько месяцев.

Обстановка, в которой проходили выборы всех уровней на Кировоградщине, заслуживает отдельного сказа. Особенно это касается массы всевозможных нарушений. Как утверждает один из информированных местных политологов, количество жалоб по поводу грубейших нарушений законодательства вполне сравнимо с числом голосов, полученных представителями особенно почитаемого местной властью политического блока. По сведениям местного клуба избирателей и ряда других общественных организаций, особенно много жалоб поступило по поводу нарушений по выборам в ВР по избирательному округу № 99. При этом кандидатов, протестующих по поводу грубейших нарушений, поддержала общественность. На центральной площади состоялся митинг, собравший несколько тысяч горожан. Но окружная комиссия на все действия отвечает стандартно — мол, нарушения существенно не повлияли на результаты выборов. Зато что касается выборов мера, то тут демонстрирующая избирательное зрение местная Фемида вкупе с территориальной комиссией предлагает особый подход.

Пристальное внимание к мэрским выборам началось задолго до того, когда избиратели встали в очереди к урнам. Наиболее вероятный претендент на мэра представитель блока Ю.Тимошенко Валерий Кальченко был снят с избирательного марафона. Такая же судьба постигла и его соперника, который инициировал разбирательство. Еще три кандидата вследствие рассматриваемой жалобы по поводу их якобы незаконной регистрации находились в «подвешенном» состоянии. Все это не могло не отразиться на избирательном процессе. 3 апреля Кировоградская территориальная комиссия принимает решение о признании выборов мэра недействительными и выносит вердикт — провести «повторные выборы и повторное голосование». Сразу два соперника подали в суд, требуя признать это решение незаконным. Их позиции были прямо противоположными. М.Цымбаревич, который более года в отсутствии мэра руководил горисполкомом, получив на выборах наибольшее число голосов (около 23 тыс.), не согласился с решением комиссии, требовал пересмотра и признания его победителем. Его соперник — председатель местного суда Владимир Ярошенко добивался противоположного, при этом требовал более четкого формулирования принятого решения, настаивая на том, чтобы исключить упоминание о повторном голосовании, оставив вердикт о повторных выборах, что, оказывается, не одно и то же. Жалобу М. Цымбаревича суд отбросил, а жалобу В.Ярошенко удовлетворил. Последствиями разбирательств, которые могут сказаться на дальнейшей жизни города, стал не столько вердикт о повторных выборах, сколько обнародование фактов, касающихся не только выборов мэра. Одним из наиболее неудобных вопросов, которые М.Цымбаревич хотел выяснить в суде, был такой. Поскольку выборы в ВР, депутатов всех уровней и мэра проходили параллельно, то почему такие нарушения, как очереди на избирательных участках, задержки с началом голосования в одних случаях повлияли на результаты выборов, а у других нет? Вразумительного ответа на этот вопрос он не получил. Да и не мог получить. Приводились только отговорки. Но практика двойных стандартов уж очень бросалась в глаза. На суде вскрылась целая цепь нарушений. Так, защищая свое решение, представители избирательной комиссии назвали удручающие факты. В списки избирателей были внесены умершие люди, некоторые избиратели, придя на участки, обнаруживали, что за них проголосовали. Были случаи, когда вскрытие урн с бюллетенями проводилось без присутствия наблюдателей. Вряд ли эти факты можно оспорить. Но дело в том, что эта вакханалия сказалась не только на выборах мера, но и посланцев в ВР, депутатов других уровней. Но в одном случае жалобы игнорируются, а в другом им дают полный ход.

Стоит обратить внимание и на то, что поправки в решение территориальной избирательной комиссии по поводу повторного голосования и повторных выборов — это не только теоретический, терминологический спор. Повторные выборы, в отличии от повторного голосования предполагают прохождение процедуры в полном объеме — от выдвижения и регистрации кандидатов в меры до организации голосования и подсчета голосов. Со всеми вытекающими последствиями, в том числе финансовыми. Если расходы на выборы, состоявшиеся 31.03, брало на себя государство, то «удовольствие» провести повторные выборы ложится на городскую казну, что для вконец обедневшего города является сложной проблемой. Судя по настойчивости в принятии решения именно о повторных выборах, невидимым режиссерам необходимо в состав претендентов включить свежие силы. Как-никак большинство в совете уже провозглашено, и ему должен соответствовать мер. Есть признаки того, что в число соискателей этой должности будет включена одна из авторитетных фигур, пребывающая ныне в областном руководстве. Опасность поражения очередного человека власти большинство считает минимальной. Дело в том, что авторитетный среди горожан уже упоминаемый В. Кальченко, снятый в последний момент перед выборами с дистанции и в качестве кандидата в нардепы по 99-му округу тоже, согласно закону, принимать участие в повторных выборах не может. Однако политические игры вокруг мерской должности и, соответственно, настроения горожан, зашли настолько далеко, что возможен и противоположный вариант. Оппозиция власти, которая на этих выборах, вопреки создавшимся благоприятным условиям, получила поражение, стремится к реваншу. Есть предпосылки, что она готова вынести урок из того, что властям удалось столкнуть лбами представителей традиционной (коммунисты) и новой (социалисты и «Батьківщина») оппозиции, и получить лучшие результаты. Во всяком случае, многие силы, считавшие себя проигравшими, получили шанс. И это стремление вполне проявилось в последнее время. Было замечено, что на довольно массовом (учитывая, что выборы прошли) городском митинге отряды оппозиции действовали согласованно. Впрочем, от перспективы новых боев уставшему от безвластия городу будет не легче. Междоусобице политических сил, их далеко идущим планам может помешать «низменное» желание большинства населения иметь хоть какого-нибудь мера.

А пока что дальнейшее ослабление городской власти происходит на фоне укрепления позиций облгосадминистраций в облсовете. Губернатор, 4 его зама и несколько руководителей управлений стали депутатами облсовета. В этом органе, судя по всему, проблема большинства вообще не стоит. Вполне естественной реакцией на такой неслабый результат может стать стремление перераспределить кадровый потенциал между областью и городом.