UA / RU
Поддержать ZN.ua

Год работы правительства подтвердил правильность нашего курса

В истории каждой страны есть знаковые даты. Не всегда отмеченные особым цветом в календаре, они, те...

Автор: Виктор Янукович

В истории каждой страны есть знаковые даты. Не всегда отмеченные особым цветом в календаре, они, тем не менее, представляют собой те вехи на пути государственного развития, с помощью которых потомки смогут понять его логику и выбрать правильный путь в будущее.

Одной из таких дат для нашего государства стало 4 августа 2006 года. Именно тогда, после долгих лет пребывания в состоянии неопределенности, Украина взяла четкий курс на стратегические перемены.

День 4 августа останется в современной украинской истории датой окончательного утверждения нового конституционного порядка — парламентско-президентской модели власти, сделавшей реальностью народовластие и поставившей точку на авторитарном наследии.

В отличие от всех предыдущих лет в августе 2006-го появилась возможность создания системы эффективной и ответственной власти, способной взять на себя проведение политических, экономических и социальных реформ, необходимых Украинской державе.

Впервые исполнительная власть была готова разделить политическую ответственность с властью законодательной (с коалицией парламентских фракций) и опиралась на поддержку большинства избирателей.

Конституционная реформа, благодаря которой стали возможными эти перемены, явилась важным шагом на пути к приведению Основного Закона Украины и всего украинского законодательства к европейским и мировым демократическим стандартам.

Формирование же парламентской коалиции наглядно продемонстрировало всему миру, что в Украине есть политические силы, готовые ради народного единства и развития страны забыть об идеологических разногласиях. Силы, способные не на словах, а на деле применять европейские принципы формирования власти.

Хотя в прессе события августа 2006-го назвали триумфом парламентского большинства (в первую очередь Партии регионов), мы не испытывали никакой эйфории по этому поводу, прекрасно понимая, что работать придется в очень сложных условиях. И что с первого дня своего возвращения во власть мы берем на себя персональную ответственность за все, происходящее в стране.

Даже предварительный анализ экономической ситуации показал, что за предыдущие полтора года идеология социального популизма, взятая на вооружение нашими предшественниками, существенно истощила экономику и привела к возникновению целого комплекса острых проблем.

Среди таких проблем были наращивание социальных расходов государственного бюджета, не обеспеченное соответствующими поступлениями, и утраченный баланс между задекларированными социальными обещаниями и реальными социальными программами. Оказавшиеся на грани банкротства крупнейшие государственные монополии «Нафтогаз України» и «Укрзаліз­ниця» и бездарно «проеденные» доходы от приватизации (достаточно вспомнить бесследно исчезнувшие 25 миллиардов, вырученные от повторной приватизации «Криворожстали»).

Усиление налогового давления на экономику обернулось сокращением ресурсного потенциала предприятий, лишенных оборотных средств. В итоге существенно замедлились темпы роста промышленного производства и снизилась инвестиционная активность.

Непрогнозируемые изменения курса гривни, постоянное муссирование темы реприватизации и непродуманные решения относительно СЭЗ и ТПР дестабилизировали отношения собственности и подорвали доверие иностранных инвесторов к Украине.

Открытие же украинского рынка для бесконтрольного доступа импорта больно ударило по отечественному товаропроизводителю, заставляя его терять позиции на внутреннем рынке.

Общим результатом явились резкий спад темпов экономического роста, углубление структурных диспропорций в национальной экономике и, как следствие, кризис бюджета. Еще немного, и Украина оказалась бы отброшенной в своем развитии на уровень середины 90-х годов прошлого века, когда ей пришлось пережить тяжелейший трансформационный кризис.

Все это усугублялось проблемами во внешней политике. В первую очередь в отношениях с нашим главным внешнеэкономическим партнером — Россией, где вместо увеличения товарооборота и реализации совместных проектов наличествовали торговая война и неопределенность с поставками энергоносителей.

Не лучше выглядела ситуация и на западном направлении. Партнеров из Евросоюза стали откровенно раздражать назойливые не то просьбы, не то требования немедленно принять Украину в общеевропейскую семью, не подкрепленные никакими реальными действиями по реализации евроинтеграционных намерений.

Имевшихся на конец прошлого лета запасов газа и угля было явно недостаточно. Не был решен и вопрос с ценой на газ — причем не только на будущий год, но и на второе полугодие текущего года. А это уже напрямую грозило повторением энергетического кризиса образца начала 2006 года. То есть повторением драмы, подобной Алчевску, перебоями с транзитом газа в Европу через украинскую территорию.

В наследство от предшественников мы получили и кассовый разрыв выполнения бюджета на уровне семи с лишним миллиардов гривен, который до конца года мог увеличиться до 10 миллиардов. Ввиду того, что мы вошли в бюджетный процесс, когда он уже близился к завершению, преодоление такого дефицита бюджета представляло собой очень непростую задачу.

В таких условиях мы были вынуждены определить комплекс первоочередных мер, от реализации которых зависела не только экономическая ситуация, но и непосредственно политическая и социальная стабильность.

Одним из наших первых шагов в направлении стабилизации стало наведение порядка в государственных финансах. Уже в начале осени, впервые за два последних года, были утверждены макроэкономические показатели. Также были определены главные соотношения в бюджете, направленные на уменьшение налогового давления и увеличение ресурсной базы местных бюджетов.

Правительство разработало и реализовало мероприятия по существенному сокращению необоснованных административных расходов и непроизводительному расходованию средств. Одновременно значительно улучшилось администрирование налогов и сборов.

Все это позволило нам устранить угрозу бюджетного кризиса, полностью выполнив к концу 2006 года план доходов бюджета, и начать новый год со сто­процентного выполнения бюджета согласно бюджетной росписи.

Темпы экономического развития за первые пять месяцев работы коалиционного правительства в среднем составили 8,3%, что обеспечило годовой уровень роста ВВП на уровне 7% (это почти в три раза превысило аналогичный показатель за 2005 год).

На конец 2006 года все базовые экономические показатели демонстрировали стабильную позитивную динамику.

Особого внимания требовал вопрос энергетической безопасности. И поэтому первый же мой зарубежный визит в статусе премьер-министра Украины — на неформальный саммит глав СНГ в Сочи — был напрямую связан с его решением.

Интенсивные переговоры с российскими коллегами дали возможность сохранить неизменность условий и объемов поставок природного газа на второе полугодие 2006 года. Цена же на него в 2007 году стала для Украины самой низкой среди стран Европы.

Уже к середине осени в отечественные газохранилища было закачано около 25 миллиардов кубометров газа. Это явилось залогом своевременного завершения подготовки к отопительному сезону и гарантией четкого выполнения транзитных обязательств перед европейскими потребителями.

В конце 2006 года Украина впервые в своей истории выиграла международный тендер на разработку месторождения газа и нефти. Благодаря этому наша страна около 27 лет будет получать дополнительный объем энергоносителей из Северной Африки.

Уже в первые недели работы правительства был восстановлен диалог между бизнесом и властью. Меморандум о партнерстве между Кабинетом министров и предприятиями, работающими на рынке нефти и нефтепродуктов, подписанный в августе, позволил удержать под контролем ценовую ситуацию на топливо во время осенне-полевых работ.

Коалиционное правительство нашло самый оптимальный выход и из ситуации с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.

Мы не разменивались на словесные перепалки с теми, по чьей вине произошло повышение и кто затем попытался переложить на нас ответственность за это, рассчитывая спровоцировать недовольство в обществе.

Мы просто сделали все, чтобы компенсировать наиболее незащищенным слоям населения потери от роста стоимости услуг ЖКХ: за прошедший год среднемесячный размер субсидий семьям для компенсации затрат на газ вырос в три раза, а на бытовое топливо — в 1,7 раза. Кроме того, правительством были инициированы проверки правоохранительными органами по выявлению на местах фактов необоснованного завышения тарифов, что позволило во многих случаях добиться их снижения.

Так же решительно мы действовали и в вопросе продовольственной безопасности страны.

Да, установление квот на экспорт зерна стало поводом для критики в наш адрес со стороны оппозиции. Но мы не обращали внимания на попытки популистов заработать себе лишние политические очки. Нашей задачей было удержать стабильную ситуацию на отечественном продовольственном рынке, защитив интересы миллионов жителей Украины.

У нас был опыт преодоления подобного кризиса в 2003 году. И мы сделали все, с учетом этого опыта, чтобы в государственные и региональные резервы было заложены объемы зерна, достаточные для предупреждения резкого роста стоимости хлеба.

И то, что при нынешних, неблагоприятных для нового урожая погодных условиях, нам удается держать цены на хлеб под контролем — лучшее доказательство правильности таких действий.

Вообще первый год работы коалиционного правительства оказался щедрым на ЧП, которыми нас «баловали» природа, техногенные факторы и политические оппоненты. И очень важно, что каждый раз нам удавалось достойно выйти из любой кризисной ситуации, не позволив сделать ее заложниками простых граждан Украины.

Если говорить о внешней политике, здесь были достигнуты значительные успехи как на восточном, так и на западном направлении.

Принципиальным для нас был вопрос улучшения украинско-российских отношений. И отрадно отметить, что сегодня они строятся на основе взаимовыгодного партнерства при строгом соблюдении украинских национальных интересов.

В декабре 2006-го, спустя более полутора лет со времени своего создания, заработала украинско-российская межгосударственная комиссия, призванная решить наиболее проблемные вопросы, накопившиеся в отношениях между нашими странами.

Только за четыре месяца нынешнего года товарооборот между Украиной и Российской Федерацией вырос на 38%. При сохранении таких темпов к концу года мы можем достичь отметки в 28 млрд. долл.

Наблюдается оживление диалога Украины и с другими странами Содружества, где мы имеем стабильный рынок сбыта своих товаров и потенциал для дальнейшего развития торгово-экономических связей.

При этом мы смогли убедить партнеров из Евросоюза, что укрепление отношений с нашими восточными соседями никоим образом не является препятствием для украинской евроинтеграции или ее альтернативой. Напротив, мы предложили максимально использовать транзитные возможности Украины для плодотворного взаимодействия экономик Востока и Запада.

Также нами было предложено перевести переговоры о европейском будущем Украины в практическую плоскость. А именно — заняться решением вопроса создания зоны свободной торговли, наладить сотрудничество в энергетическом секторе и транспортной сфере, оказывать содействие углублению торговой и промышленной кооперации.

Мои многочисленные встречи с высшим руководством Европейского союза и Европарламента показали, что такая прагматическая позиция Украины близка и понятна ее европейским партнерам.

Подтверждение правильности наших действий — начавшее действовать Соглашение об упрощении визового режима и реадмиссии, а также активная работа по подготовке нового, расширенного 10-летнего Соглашения между Украиной и ЕС.

Ну и, разумеется, нельзя не упомянуть о совместном с Поль­шей проведении финала чемпионата по футболу Евро-2012.

Благодаря скоординированным действиям правительства и парламентской коалиции наша страна сегодня находится на завершающей стадии своего вступления во Всемирную торговую организацию, необходимого для ее интеграции в мировую экономическую систему.

Еще в декабре прошлого года был принят оставшийся пакет необходимых законов. Правительство провело все необходимые переговоры и согласования. И теперь, после процедуры технической доработки (или, скорее всего, после восстановления в Украине политической стабильности), этот процесс обретет свое логическое завершение.

Удалось нам сделать более прогнозируемыми и отношения Украины с НАТО.

Мы сконцентрировали внимание на продолжении углубленного диалога, не педалируя при этом тему немедленного присоединения к альянсу.

И наши партнеры из Северо­атлантического альянса поддержали такой взвешенный подход.

Поскольку за первые пять месяцев работы правительства программа антикризисных действий была полностью выполнена, мы смогли уже с начала 2007 года приступить ко второму этапу — обеспечению устойчивого экономического роста. Который бы, в свою очередь, гарантировал неуклонное повышение социальных стандартов для населения.

И результаты первого полугодия говорят о том, что мы справились с поставленной задачей.

Сегодня среднемесячный рост ВВП составляет 7,9 % — это один из самых высоких показателей среди стран Европы и СНГ. Объемы промышленного производства возросли почти на 12%. С начала года доходы в сведенный бюджет выросли на треть, а уровень его выполнения составляет 4,7%.

Ускорение роста экономики сопровождается оздоровлением ее финансового состояния. За январь—май этого года значительно выросло число прибыльных предприятий, а их доходы увеличились почти в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Также в полтора раза стал выше уровень экономической рентабельности.

Макроэкономическая стабильность и существенное укрепление реального сектора экономики активизировали деятельность банковской системы. За последнее время выросли как вклады населения в банках (в 1,5 раза), так и кредиты в экономику (в 1,8 раза). Наблюдается устойчивое развитие долгосрочного банковского кредитования, расширилась денежная база, снизились долларизация и инфляционные ожидания.

Международные резервы национального банка Украины увеличились на 8 миллиардов долларов США — это рекордный, за все годы независимости, показатель. Следствием этого стал рост международного рейтинга и инвестиционной привлекательности украинской банковской системы.

Теперь мы ожидаем от НБУ адекватных действий по поддержке стабильности курса гривни и ситуации на валютном рынке. Этого требуют государственные интересы, которые заключаются в наращивании экспорта и его сбалансированности с импортом. Это нужно бюджетной сфере. И, безусловно, в этом заинтересованы граждане Украины.

Темпы роста инвестиций за I квартал 2007 года составили 32,2%. Этот показатель, являющийся базовым для экономического роста, улучшен в два раза по сравнению с прошлогодним и в семь раз — по сравнению с результатами 2005 года.

Наблюдается улучшение ситуации практически во всех отраслях экономики и выравнивание динамики межотраслевого и межрегионального развития.

Коалиционным правительством был подготовлен целый ряд законопроектов и решений, направленных на серьезное понижение уровня тенизации в основных сферах экономики.

Прежде всего, это проект Налогового кодекса, главной целью которого являются снижение налоговой нагрузки, упрощение налоговых процедур и вообще обеспечение прозрачности финансовых отношений государства и бизнеса, а также детенизация доходов налогоплательщиков. В нашем активе — и соответствующий законопроект, призванный снизить тенизацию заработной платы.

Кроме того, была проведена серьезная работа по подготовке Стратегии реформ и социального и экономического развития Украины до 2011 года, тоже направленной на вывод экономики из тени.

К сожалению, политический кризис, повлекший за собой блокирование работы Верховной Рады, внес свои коррективы, затормозив процесс рассмотрения и принятия парламентом этих документов.

Несмотря на нестабильность политической ситуации и ряд негативных экономических факторов, мы уверенно удерживаем инфляцию в ранее запланированных границах. Также под контролем правительства находятся цены на продукты питания и товары первой необходимости.

Опираясь на положительные экономические показатели, в полном соответствии с ранее утвержденным планом, мы уже по итогам работы за первый квартал начали поэтапное (трижды в этом году) повышение зарплат и пенсий.

Растет динамика роста реальных доходов и заработной платы населения. За время работы коалиционного правительства уровень заработной платы повысился на четверть, а пенсий — на 20%. Почти в три раза увеличились расходы бюджета на социальные нужды.

Одновременно идет процесс приближения второго этапа внедрения Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. Уже в октябре этого года заработная плата врачей, учителей, военнослужащих и работников других категорий вырастет почти в полтора раза.

Правительству удалось на 20% снизить уровень задолженности по заработной плате, который еще год назад превышал отметку в один миллиард гривен.

На сегодня в Украине самый низкий за все время уровень безработицы — 2,6%. Количество украинских граждан, нуждающихся в трудоустройстве, сократилось почти на 15%.

Мы успешно прошли путь от антикризисных действий к созданию новой стратегии структурных реформ в Украине, которые должны вывести ее в число конкурентоспособных стран мира. Для этого нам необходимы лишь согласие в обществе, политическая стабильность и время.

Принимая год назад на себя управление страной, мы обещали украинскому народу, что никогда не пой­дем по пути популизма и шоковых экспериментов. Мы не собирались уподобляться «вре­менщикам», стремящимся добиться сиюминутных результатов ради политической конъюн­ктуры.

Как абсолютно справедливо отметил в свое время видный английский публицист и государственный деятель Томас Маколей, хорошее правительство — не то, которое хочет сделать людей счастливыми, а то, которое знает, как этого добиться.

Мы знали, что только на основе стабильного экономического роста можно строить будущее Украины и постоянно, а не временно поднимать уровень благосостояния ее граждан.

Придя в исполнительную власть с серьезной, долгосрочной программой действий, наша команда всегда руководствовалась принципами законности и открытости перед обществом.

Разумеется, ни одно правительство и ни одна власть не застрахованы от ошибок и неудач. Но система диалога по важнейшим проблемам, конкуренции идей и прозрачности принятия решений, взятая нами на вооружение, давала возможность упреждать такие ошибки.

Очень важно и то, что все решения, принимавшиеся Каби­нетом министров, получали экспертный вывод на уровне общественного обсуждения. На рассмотрение правительственных заседаний выносилось множество вопросов (в том числе и касавшихся изменений в действующем законодательстве) от различных общественных организаций и объединений товаропроизводителей. И все они учитывались при подготовке законопроектов. Широко применялся и механизм консультаций Кабинета министров с бизнес-ассоциациями, инвесторами и представителями органов местного самоуправления. Ну и, конечно, основой основ наших действий было постоянное взаимодействие с парламентом. Именно такой подход создавал условия для эффективной работы власти в целом и позволял успешно работать над реализацией целевых, отраслевых и региональных программ.

Сотрудничество Кабинета министров и парламента стало главным испытанием для конституционной реформы, главной целью которой является создание системы эффективного управления государством, максимально приближенной к мировым нормам демократии. Сегодня уже можно уверенно констатировать, что это испытание реформой пройдено.

Безусловно, адаптация институтов государственной власти к новым конституционным и политико-правовым условиям парламентско-президентской системы была непростой и зачастую болезненной. Действительно, существовала необходимость законодательного обеспечения новых конституционных норм. Нам еще только предстояло преодолеть правовые пробелы в системе государственного управления. Но эти вопросы были вполне решаемы при наличии у всех участников политического процесса доброй воли и готовности вместе работать на благо страны.

Однако радикально настроенные представители оппозиции предпочли конструктивному диалогу и сотрудничеству язык ультиматумов и политическую дестабилизацию. К большому сожалению, на поводу у них пошел и глава государства.

В результате сегодня держава, как уже не раз бывало в ее истории, стоит на пороге серьезнейших испытаний. Но я верю, что мудрый украинский народ с честью преодолеет все эти временные трудности, выйдя из них еще сильнее и сплоченнее.

Верю я и в то, что наш общий корабль, наша единая, цветущая Украина, шестнадцать лет назад отправившаяся в самостоятельное плавание, движется сегодня в правильном направлении. И в наших собственных силах сделать все, чтобы это нелегкое путешествие завершилось благополучно.