UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГЛАЗ ДА ГЛАЗ НУЖЕН ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА ЗАЩИТНИКАМИ ОТЕЧЕСТВА

Убийство российского журналиста Дмитрия Холодова поставило под большой вопрос карьеру министра обороны Российской Федерации Павла Грачева...

Автор: Инна Безгинская

Убийство российского журналиста Дмитрия Холодова поставило под большой вопрос карьеру министра обороны Российской Федерации Павла Грачева. Человека, чей авторитет в глазах президента Ельцина рос в октябре 1993 года с каждым залпом по Белому дому.

Может ли теперь скандал, усугубленный принципиальностью журналистов, не побоявшихся опубликовать компромат на верхушку военного ведомства, подорвать бетонное реноме Грачева как человека, танковыми гусеницами вмявшего демократию в российскую землю? Да и насколько возможно поколебать монолит самого слова «армия», особенно если эту недвижимость цепко держит в руках сам президент?

Грачев назвал эти обвинения чудовищной провокацией и результатом грязной политической игры, связав в одно целое политические потрясения последних двух недель - падение валютного курса рубля, убийство Холодова, слухи об отставке правительства Черномырдина. Министру, похоже, удалось произвести впечатление на президента тем ледяным резоном, что, собирайся он убить неугомонного Холодова, сделал бы это шито-крыто. Справедливости ради, надо сказать, что после гневного хора голосов московской прессы, направленных против Грачева, Журналисты некоторых изданий высказали предположения, что убийство Дмитрия Холодова являлось специально спланированной акцией для того, чтобы подорвать авторитет Павла Грачева. Подобная версия зиждется на следующих наблюдениях: «Московский комсомолец» - это газета, отнюдь не элитная и даже смело можно сказать - желтая. К разоблачению в ней уже привыкли давно и мало кто на это обращает внимание, совсем другое дело, например, публикация подобных разоблачений в «Известиях» или киселевских «Итогах». Таким образом, что бы ни опубликовал Дмитрий Холодов в

«Московском комсомольце» - в любом случае его публикация не возымела бы серьезного эффекта. Не исключено, что, обвинив Павла Грачева в убийстве московского журналиста, кто-то очень рассчитывал на освобождение места министра обороны в правительстве Черномырдина. Любопытно, что российские дипломаты, приезжавшие недавно в Киев на переговоры по Черноморскому флоту, в кулуарах высказывали предположение о возможной замене Павла Грачева на одно? ного командующего 14-ой российской армией в Приднестровье генерала Лебедя. Кстати, большого друга основного конкурента Бориса Ельцина на предстоящих президентских выборах Юрия Скокова... Тем не менее, главный бой за собственную репутацию Павлу Грачеву еще предстоит - в ходе парламентских слушаний о ситуации в российской армии, намеченных на начало будущей недели.

Организаторами этой «антиармейской кампании» Грачев в интервью «Известиям» назвав некие силы, заинтересованные в его ссоре с Ельциным и ослаблении влияния президента на армию. Теперь «советникам» министра придется поломать голову над выступлением Грачева в Госдуме. Уже сейчас ясно, что постановки вопроса о пересмотре всей концепции руководства вооруженными силами России не избежать, впрочем, как и ясно, что предстоит жесткий разговор об усилении контроля над армией.

Американский министр обороны еще таких памятных времен президентства Джимми Картера предупреждал свою страну от двух напастях - ликвидации демократического контроля над армией и поражения б войне. Демократический контроль подразумевает прежде всего разумное разделение и баланс полномочий между президентом как главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами, с одной стороны, и Конгрессом как высшим органом законодательной власти - с другой.

Под впечатлением от октябрьских прошлогодних перестрелок в Москве между сторонниками президента и парламента Борис Ельцин внес поправки в Закон «Об обороне», полностью исключив из него статью о полномочиях Верховного Совета в области обороны и использования армии. Это привело к разбалансировке в полномочиях властей в военной сфере и практически свело к нулю гражданский контроль над армией. И не отсутствие ли должностного контроля создает предпосылки для скандалов, подобных тому, который переживает сейчас российское военное руководство?

В США вероятность предъявления военному руководству обвинений в коррупции сводится к минимуму, поскольку действует система контроля на уровне всевозможных подкомитетов и комиссий. Среди них - Бюро по военно-политическим во просам в Госдепартаменте, которое просчитывает дипломатические последствия военных инициатив. При министре обороны есть помощник по вопросам международной безопасности, который, напротив, изучает военные аспекты дипломатических инициатив. Есть и такое Агентство по разоружению и контролю над вооружениями, и Управление по руководству и бюджетным вопросам с большими полномочиями в вопросах выделения денег для военных нужд. При этом в Конгрессе постоянно ломают голову над тем, как бы еще усовершенствовать этот контроль, найти новые пути координации целей военных и политических.

Мы в Украине продолжаем обижаться на то, что так медленно поступают из США деньги, обещанные на нужды нашего ядерного разоружения. Но прочтите предыдущий абзац, и вы поймете, что имел в виду американский вице-президент Альберт Гор, когда в августе этого года в Киеве на встрече с Леонидом Кучмой говорил о бюрократических преградах, стоящих на пути этих средств. Изучаются все возможные последствия такой акции на самых разных уровнях как в политическом, так и в военном, и в финансовом аспектах.

В парламентах многих западных стран созданы структуры по взаимодействию не только с военной верхушкой, но и работающие непосредственно в войсках. 8 Англии на уровень заместителей министра обороны выведены специальные парламентские секретари. В Германии существует институт специальных уполномоченных, избранных парламентом и работающих в войсках на профессиональной основе. Уполномоченный Бундестага по обороне может требовать от военного ведомства интересующие его документы, урегулировать конфликты, связанные с нарушением прав военнослужащих, свободно посещать все военные подразделения.

Наконец, первым шагом к усилению контроля над армией во всем мире признано назначение министром обороны человека гражданского. Украина этот шаг недавно сделала. Америка - сделала давно. Больше того, в США не только министр - гражданское лицо, но и командующие родами войск. Павел Грачев же на днях обмолвился, что его подмена гражданским лицом опасна сейчас для России, вошедшей в полосу затяжных региональных конфликтов.

В неудобном положении в связи с этой историей оказался и сам российский президент. И с таким проверенным кадром жаль расставаться, когда уже не за горами президентские выборы. И оставить его - потом припомнят. В любом случае не остается сомнений в том, что президент России без лишних обиняков и сантиментов примет наиболее выгодное для него решение, ведь всем известна легкость Бориса Ельцина, с которой он отбрасывал, как сгоревшие ступени ракеты, людей своей команды. Так что, если Грачев и «переживет» эти невзгоды в министерском кресле, в ближайшем времени его ждут перемены.

Пока же министр заявил, что не намерен подавать в отставку. В последнюю неделю проявлял завидную военно-политическую активность. Однако, он не исключает возможности того, что президент Ельцин примет решение о его увольнении.

А Госдума тем временем так и не приняла обращение к политикам и массмедиа, подготовленное комиссией по обороне, с призывом прекратить необоснованные обвинения на руководство российской армии. Депутаты потребовали расследования фактов коррупции в Западной группе войск (ЗГВ) и причастности к ним Павла Грачева и бывшего командующего ЗГВ Матвея Бурлакова.