В цивилизованной стране после таких событий политики уже давно добровольно сложили бы депутатские мандаты и предстали перед судом. Так оценивают действия парламентариев во время ратификации украинско-российского соглашения о Черноморском флоте сами участники «исторического» заседания. Вот только каждая фракция виноватых видит только среди оппонентов, оправдывая соратников. Для страны же в целом важно, чтобы наказанными были все «герои 27 апреля», несмотря на их политические цвета.
Оппозиционные козлы отпущения?
На этой неделе на первый план по делу «27 апреля» вышли депутаты-нунсовцы Юрий Грымчак и Андрей Парубий. Во вторник они получили для ознакомления представление от генпрокурора о даче согласия парламента на привлечение их к уголовной ответственности. Тогда же документы попали и к журналистам. Так стало известно, что уголовное дело №50-5814 возбудил следователь-важняк следственного отдела прокуратуры г. Киева О.Нечвоглод. Поводом для этого стало заявление народного депутата Валерия Бондыка «о привлечении отдельных народных депутатов к уголовной ответственности за преступление, совершенное 27 апреля» на заседании парламента. Следователь возбудил дело «по факту» по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 296 УК Украины (хулиганство, совершенное группой лиц, ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до четырех лет). В рамках этого дела 14 мая было возбуждено дело уже против Юрия Грымчака и Андрея Парубия «по факту незаконного влияния на председателя Верховной Рады Украины и народных депутатов с целью воспрепятствовать выполнению ими служебных обязанностей, совершенного с использованием своего служебного положения, по предварительному сговору группой лиц, по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 28,
ч. 2 ст. 344 УК Украины» (предусматривается штраф до 500 необлагаемых налогом доходов граждан, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на такой же срок, с лишением права занимать определенные должности сроком до трех лет или без такового).
В документе речь идет о том, что указанные депутаты «подожгли и бросили непосредственно в зале заседаний Верховной Рады три ручные гранаты белого дыма РДГ-2б, которые оказались у них при неустановленных следствием обстоятельствах, чем почти на час нарушили нормальную деятельность председателя Верховной Рады» и народных депутатов, «негативно повлияли на их авторитет и деловую репутацию». Как пишет следователь, это подтверждается показаниями четырех десятков свидетелей, просмотром оптических носителей (в том числе «11 штук, предоставленных телерадиокомпаниями»).
Не знаю, насколько тщательно работали следователи, но они точно опросили не всех свидетелей. Лично ко мне и другим моим коллегам с «5 канала» представители прокуратуры не обращались.
В среду 19 мая Грымчак и Парубий вместе со своими коллегами по фракции пришли на заседание регламентного комитета, где должно было рассматриваться уже упомянутое представление прокуратуры. Однако этот вопрос перенесли на следующее заседание комитета, аргументировав тем, что, в соответствии с регламентом, депутатам предоставляется пять дней после получения документов, чтобы они представили свои письменные пояснения. Ко времени заседания комитета этот срок не истек, и ни Грымчак, ни Парубий пояснения не написали. В свою очередь первый зам главы регламентного комитета бютовец Сергей Сас предложил вообще вернуть представление генпрокурору на формальных основаниях: представление внесено на имя председателя Верховной Рады, а не на имя Верховной Рады; неправильно указан адрес Грымчака; представление не сопровождается постановлением следователя о предъявлении обвинения, как того требует решение Конституционного суда №9-рп/99 от 27.10.1999 (по крайней мере, так считает Сас). Это предложение председательствующий даже не вынес на рассмотрение комитета.
Между тем и Грымчак, и Парубий продолжают уверять, что никаких дымовых шашек не бросали. И даже больше: Грымчак подвергает сомнению свидетельства десяти лиц в отношении него, среди которых три вице-премьера — Андрей Клюев, Владимир Сивкович и Владимир Семиноженко. В своих показаниях они указали: «первую дымовую шашку в зале заседаний поджег народный депутат Грымчак Ю.М.». А вот, по словам Грымчака, членов правительства вообще не было в зале, когда задымилась первая шашка. Особенно же нардепа удивляют показания оператора телекомпании «1+1» В.Сытюка, чьи слова в представлении цитирует следователь: «Грымчак Ю.Н. присел и под флагом поджег дымовую шашку, которую там же и оставил. Данное событие он снял крупным планом». Эти слова народный депутат называет «бредом». Как можно заметить что-то под флагом в сессионном зале, находясь на журналистском балконе? Заодно Грымчак напоминает об ответственности за дачу ложных показаний.
А вот показания против Парубия существеннее. В частности, есть фото, на котором нунсовец бросает дымовую шашку в сторону правительственной ложи. Сам он уверяет, что об этом моменте не помнит. Вот как пересказывает следователь слова Парубия о событиях 27 апреля: вскоре после начала пленарного заседания он «увидел в зале дым, от которого у него закружилась голова… из событий, происходивших в сессионном зале, может вспомнить только тот факт, что незнакомые люди, вероятно, народные депутаты от Партии регионов, начали его бить… и он потерял сознание». Изменил ли Парубий свои показания 20 мая, когда в прокуратуру ходили давать показания нунсовцы, пока доподлинно неизвестно. Но, глядя на его фото с дымовой шашкой, почему-то не верится словам этого «героя 27 апреля»: «… мы будем говорить правду, у нас есть основания говорить правду. И это дает нам большое моральное преимущество».
Моральное преимущество могли бы получить оба нунсовца, если бы вспомнили о своем предвыборном обещании. На парламентских выборах 2007-го они шли под лозунгами отмены депутатской неприкосновенности. Так может, как раз пора самим приложить усилия, чтобы с них сняли неприкосновенность? И доказать свою правоту уже в суде.
Депутатская «Бригада»
На этой неделе целая группа оппозиционеров подала заявления в прокуратуру относительно нанесения им телесных повреждений в ходе событий 27 апреля. Нунсовцы требуют возбудить уголовные дела против 18 регионалов. И хотят привлечь их к ответственности по ст. 346 Уголовного кодекса «Угроза или насилие в отношении государственного деятеля». За телесные повреждения легкой или средней тяжести статья предусматривает от четырех до семи лет лишения свободы, за тяжкие — от семи до двенадцати.
Думаю, многие украинцы также хотят, чтобы так называемые народные избранники получили соответствующее «вознаграждение» за жестокие потасовки 27 апреля. Во-первых, ничего общего с цивилизованным политическим противостоянием и традиционным парламентаризмом это не имело. Скорее в событиях 27 апреля можно найти сходство с уличными разборками далеких 90-х. Во-вторых, простые украинцы резонно задумываются: если «герои 27 апреля» от власти позволяют себе бить народных депутатов под объективами теле- и фотокамер, то что они могут сделать с людьми, у которых нет депутатского удостоверения? Лично я побоялся бы встретить этих людей в темном переулке, или в лесу, или даже в кулуарах парламента. Кто знает, что у них на уме...
А пока следователи размышляют, что делать с заявлениями оппозиции, думаю, нужно открыть украинцам фамилии их «героев». Их участие в потасовках удалось установить по видеосъемке «5 канала» и с фотоснимков различных СМИ. Однако список не полон, поскольку не всех удалось идентифицировать.
Итак:
• Василий Стельмашенко (замечен во время избиения Владимира Вязивского, Зиновия Шкутяка и Олеся Дония).
• Дмитрий Саламатин (замечен во время того, как выбросил очки и разбил лицо Владимиру Карпуку).
• Олег Царев (замечен во время удара головой в лицо неустановленному депутату).
• Дмитрий Шенцев (замечен во время избиения Владимира Вязивского и Зиновия Шкутяка).
• Владимир Олейник (замечен в групповом избиении Зиновия Шкутяка).
• Григорий Ильяшов, Валерий Бондык и Виталий Заблоцкий (замечены в групповом избиении Вячеслава Кириленко).
• Валерий Коновалюк, Владимир Малышев, Дмитрий Святаш и Юрий Болдырев (замечены во время группового избиения Юрия Грымчака).
Их партийным коллегам хочется напомнить о «цивилизованной стране». Так вот, в ней после таких событий сами политические силы поспешили бы избавиться от таких соратников/соучастников. Например, лидеры партий могли бы в личных разговорах, личным влиянием убедить «героев 27 апреля» сложить мандаты народных депутатов. У меня есть и аргументы, почему.
Во-первых, все вышеперечисленные «герои 27 апреля» нарушили присягу народного депутата: «клянусь соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, исполнять обязанности в интересах всех соотечественников». Кстати, потасовки как раз происходили под эти слова — новоприбывшие депутаты принимали присягу.
Во-вторых, «герои» нарушили ст. 8?п. 1 закона о статусе народного депутата: «В своей деятельности народный депутат должен придерживаться общепризнанных норм морали; всегда сохранять собственное достоинство, уважать честь и достоинство других народных депутатов, служебных и должностных лиц и граждан; воздерживаться от действий, заявлений и поступков, компрометирующих его самого, избирателей, Верховную Раду Украины, государство».
Однако надеяться, что нарушители сами сложат депутатские мандаты, не приходится. Вот, например, как объяснил свои действия 27 апреля регионал Олег Царев в интервью «5 каналу»:
— Я отстаивал вопрос нашего флота. Нашего. Мы не делим: российский флот, украинский. Я не делю. Для меня это один флот. Это не американский флот, не немецкий...
Так вести себя в парламенте нельзя (имеет в виду поведение оппозиционеров). У нас были голоса. И мы показали это голосованием. В парламенте вопросы решаются путем высказывания своей точки зрения и потом голосованием. Не путем драк, блокирования парламента, бросанием яиц, запусканием дымовых шашек. На силу надо отвечать силой. Обратите внимание: как бы там ни называли, я никого не покалечил, я ни одного человека не ударил даже в четверть силы.
— Так вы же головой кого-то ударили.
— Ну не сильно, между прочим. Я уверен, что все заявления, что кто-то там болен, это все инсинуации.
— Даже Доний?
— Да.
Стране НУЖЕН герой?
В 2007 году такому призыву поверили 924 с половиной тысячи украинцев. В 2010 были другие лозунги и другой результат — 578 тысяч голосов избирателей. В промежутке между этими двумя волеизъявлениями Владимир Литвин стал председателем Верховной Рады. И, в соответствии с Конституцией, на него была возложена «организация работы Верховной Рады Украины» (ст. 88). Интересно, сколько человек оценит то, как было организовано заседание парламента 27 апреля?
Опять же, возвращаясь к «цивилизованным странам»: после таких событий председатель парламента должен уйти в отставку. Сам. Добровольно. Наш спикер в отставку не готовится, потому что «я во многом держу своими руками и подставляю руки под Верховную Раду». Так в понедельник после согласительного совета он ответил на мой вопрос, готов ли уйти в отставку. И добавил «я 27 числа делал все, как этого требует Регламент Верховной Рады». Но не все.
Напомню некоторые статьи Регламента Верховной Рады.
1. Ст. 5 п. 2 «во время пленарного заседания Верховной Рады в зале заседаний не могут находиться лица, не являющиеся народными депутатами, за исключением лица, сопровождающего народного депутата-инвалида, и работников Аппарата Верховной Рады, исполняющих функцию по обслуживанию пленарных заседаний Верховной Рады».
Так на каком основании в зале были охранники спикера?
2. Ст. 51 п.6 «если во время пленарного заседания народный депутат совершил действия, которые содержат признаки преступления, обсуждение вопроса останавливается. Председательствующий на пленарном заседании сообщает Верховной Раде о состоявшемся факте и объявляет перерыв в пленарном заседании или закрывает его…»
И использование дымовых шашек, и многочисленные потасовки имеют признаки преступления. Но перерыв 27 апреля спикер не объявил. Здесь стоит вспомнить 22 сентября 2009 года, когда Литвин закрыл заседание парламента из-за угрозы регионала Дмитрия Шенцева «вынести из зала». (Желающим вспомнить эту ситуацию предлагаю посмотреть видео. В поисковой системе Google введите запрос «Шенцев Литвин угрожал видео» и перейдите по первой ссылке.) Почему же Литвин
27 апреля 2010-го не закрыл заседание, в то время как тот же Шенцев бил Зиновия Шкутяка? Вот как это объяснил сам спикер: «Теперь относительно депутата Шенцева. Если бы я реагировал, уважаемые коллеги, на все обвинения и угрозы, звучащие в мой адрес, и после этого закрывал или открывал заседание, то вы понимаете, что Верховная Рада Украины не работала бы». Да, 27 апреля Верховная Рада работала…
3. Ст. 78. К полномочиям председателя Верховной Рады относится: «принятие мер для обеспечения безопасности и охраны Верховной Рады Украины; принятие мер по охране и защите народных депутатов».
Среди мероприятий я помню только призыв Литвина к депутатам: «прекратите потасовки и давайте нормально обсуждать этот вопрос». А как же относительно дымовых шашек? Только представьте, что случилось бы, если бы они реально и существенным образом угрожали людям!
Подытоживая. За нарушение Регламента уголовная ответственность не предусмотрена. Но после 27 апреля Литвин должен был быть политически ответственным — освободить кресло. Если действительно «болит Украина».
Кто будет вручать награды «героям»?
Получат ли все «герои 27 апреля» награды в соответствии с законодательством? Боюсь, что максимум, кто получит, — это Грымчак и Парубий. И то, если депутаты забудут неписаный парламентский закон: своих не сдавать. Но сейчас все сводится к тому, чтобы договориться полюбовно — без судебной волокиты. Поэтому остается надеятся, что «героев 27 апреля» и их соучастников наградят сами украинцы. На очередных выборах. Как это и заведено в «цивилизованных странах».