UA / RU
Поддержать ZN.ua

Газовый реверс по-донецки

«Газовый резонанс» в Донецкой области на самом деле не несет никакой угрозы сепаратизма, но и мнен...

Автор: Евгений Шибалов

«Газовый резонанс» в Донецкой области на самом деле не несет никакой угрозы сепаратизма, но и мнения здешних потребителей топлива о действиях киевских властей и руководства «Нафтогазу України» лестными, пожалуй, назвать нельзя. Причин тому несколько. Во-первых, Дубина со товарищи никогда не давал себе труда нравиться своим клиентам, потому что — монополист. По осени, перед началом каждого отопительного сезона, вернувшиеся из столицы руководители предприятий теплокоммунэнерго обычно говорят, что выклян­чивание лимитов на газ, необходимый для обогрева «маленьких украинцев», является процедурой крайне унизительной. Поэтому в ответ на просьбы консолидироваться и проявить понимание все показательно консолидировались, но очень многие сквозь зубы цедили: «Так вам… и надо».

Во-вторых, местная ментальность такова, что здесь очень ценится умение договориться и «разрулить», не доводя до конфронтации и не создавая никому проблем. Поэтому дейст­вия Киева выглядят в глазах донецкого бизнес-бомонда как очевидная слабость, и любые ссылки на сложность ситуации и политические факторы не оправдывают газовых начальников: ты или можешь «порешать вопрос», или не можешь. «В отношениях с Россией мы должны быть не бедными родственниками, а равноправными партнерами. Что касается цены на газ, то этот вопрос нужно было согласовать и решить до начала отопительного сезона, до 15 октября 2008 года! Но он до сих пор не решен!», — отреагировал на ситуацию с газом председатель Донецкого облсовета Анатолий Близнюк, который в данном случае стал «рупором» всех заинтересованных лиц, читай — потребителей. Такой упрек, надо сказать, звучит не первый год. Многие предлагают садиться за стол переговоров с «Газпромом» не зимой, когда «клюнет», а в августе, когда делаются первые наброски госбюджета на следующий год.

Сказать, что Донбасс «ощутил» на себе последствия прекращения поставок российского газа — это не сказать ничего. Первые пару дней после закрытия вентиля здешние промышленники, газовщики и чиновники демонстрировали выдержку и хладнокровие пассажиров тонущего «Титаника». Потому что для Донецкой области переход на реверсный режим подачи газа сломал всю привычную систему функционирования инфраструктуры региона. Раньше, когда газ шел из России по привычному пути, донецкие потребители получали его первыми, и потому забирали столько, сколько было нужно. А нужно много, энергетические «аппетиты» старопромышленных регионов с высокой степенью урбанизации, как правило, весьма высоки. По официальным данным, ежегодно Украина потребляет около 65 млрд. кубометров природного газа. Донецкая область забирает 10 млрд. кубометров из этого объема. Каждый шестой «куб» топлива сжигается в Донбассе.

Сейчас Донецк оказался в конечной точке газового потока. Давление в газопроводах и доходящие до финиша объемы топлива очень отличаются от того, что было раньше. Уже 7—8 января, с началом «газавата», давление в магистральных газопроводах Донбасса упало в два раза. В экстренном порядке было произведено перераспределение объемов газа между потребителями региона — кардинально сокращена подача топлива на металлургические и химические предприятия, а высвободившиеся объемы направлены на обеспечение населения и предприятий теплокоммунэнерго. «Мы делаем все возможное, чтобы обеспечить потребителей — население, теплосети, хлебопекарни и прочие объекты жизнеобеспечения. Ситуация стабильная, не плачевная, но, к сожалению, нормального давления, которое было при поступлении газа из России, у нас сегодня нет», — докладывал на срочно созванной по этому поводу пресс-конференции директор ГП «Управление магистральных газопроводов «Донбасстрансгаз» Юрий Кошель. Чуть позже именно такая разнарядка пошла из Киева по всей стране — отобрать газ у промышленности и отдать на отопление населения.

Решение это имело неоднозначные последствия. Хотя чиновники и уверяли, что руководители промпредприятий «с пониманием» отнеслись к требованию «затянуть пояса», директорат на самом деле роптал: мол, говорили, что у нас хранилища просто ломятся от газа, до весны хватит, а теперь вот так получается… Помимо репутационных потерь отечественных газовых компаний, первым зримым и весомым результатом стала остановка двух крупнейших химкомбинатов — «Стирола» в Донецкой области и «Азота» в Луганской. Ряд тепловых электростанций перешел на альтернативное топливо (мазут), а губернатор Донецкой области Владимир Логвиненко тут же заявил, что региону необходимо дополнительно
5 млн. кубометров газа в сутки, чтобы металлурги и химики смогли выполнить заказы на январь-февраль. «Почему я именно на этом заострил внимание? Знаете, сегодня проблема — газ, а завтра — проблемы с выплатой пенсий, заработной платы бюджетным организациям и все остальное, связанное с бюджетными программами. Более того, речь идет, в первую очередь, об экспортопроизводящих предприятиях», — пояснил Логвиненко, добавив, что при сохранении status quo уже можно говорить о срыве планов бюджетных поступлений в январе. Тем более что закручивать вентили промышленникам взялись с каким-то нездоровым энтузиазмом: в декабре промышленный комплекс Донецкой области потреблял 609 тысяч кубометров газа в час, уже к Рождеству этот показатель составил 333 тысячи, с 10 января — 276 тысяч. Кроме того, диспетчеры транзитеров разослали на предприятия телефонограммы с предписанием подготовиться к полному отключению.

Под угрозой остановки еще 19 предприятий, которые не сохранили в технологической цепочке возможность потребления резервного топлива.

Металлургов, в свою очередь, беспокоит не столько вопрос количества, сколько неопределенность с ценой. Тем более что большинство «монстров» металлургии — ММК им. Ильича, «Азовсталь», Алчевский меткомбинат — отключить невозможно по техническим причинам. Экономисты металлургических предприятий и объединений клянут родную власть на чем свет стоит, потому что после обнародования очередной планируемой цены газа им приходится пересчитывать стоимость продукции своих заводов. «Думаете, мы от хорошей жизни переходим на коксовый газ и ищем другие альтернативы?», — риторически поинтересовались у вашего корреспондента пожелавшие остаться неназванными менеджеры одного из металлургических объединений.

Зато вся эта заварушка самым неожиданным образом оказалась на руку предприятиям теплокоммунэнерго, которым в «мирное» время «Нафтогаз» отводил роль мальчиков для битья. Политические декларации на тему «не допустим, чтобы пострадало население» привели к тому, что ежедневный отпуск газа для котельных Донецкой области вырос почти вдвое — до 18 млн. кубометров в сутки, хотя ранее, отметим, лимиты для отопления выделялись довольно скупо, и газовщики почти никогда не давали тепловикам запрошенных объемов топлива. Кроме того, дочерняя компания «Нафтогазу» — «Газ України» — временно отказалась от практики отключений теплосетей-должников, и даже из лексикона официальных сообщений это слово исчезло. Хотя долги никуда не делись, и Донецкая область среди всех областей Украины занимает «почетное» первое место по этому показателю — с начала отопительного сезона предприятия теплокоммунэнерго Донетчины недоплатили за газ 308,5 млн. грн. (уровень расчетов за потребленное топливо — 37%). Парадоксальная ситуация: едва ли не впервые дела с отоплением и горячей водой в столице обстоят хуже, чем в провинции. Единственное, чего опасаются тепловики — новой цены газа. Даже если это будет 300 долл. за тысячу кубометров, тариф на отопление вырастет в 2—2,5 раза, считают в «Донецкгортеплосети».

А инженеры-синоптики, наверное, уже и не вспомнят, когда последний раз пользовались такой популярностью. Сейчас без преувеличения можно сказать, что в условиях прозябания на голодном газовом пайке хозяйственная жизнь Донбасса как никогда зависит от слепой стихии. Ударят морозы — остановится еще пара-тройка заводов. Потеплеет — столько же заработает…