Близость и лояльность к власти плюс деньги — вот основные критерии, по которым сегодня идет отбор кандидатов в депутаты и головы населенных пунктов политсил, которые, наверняка, пройдут в ВР Крыма. Причем деньги в большинстве случаев надо ставить на первое место. Особенность нынешних выборов — практически неприкрытая продажа мест в списках. Если так и дальше пойдет — к следующим выборам расценки будут вывешивать на партийных сайтах. Именно из этих «взносов» будет формироваться избирательный фонд — официальный и основной, он же — теневой. За их счет кампанию будут проводить и местные партийные вожди, и специально приглашенные украшения списков — узнаваемые лица. За право попасть в проходную часть списка основных участников забега за мандатами парламента Крыма платят от 150 до 250 тысяч долларов. Кампания на мажоритарном округе, по данным от разных источников, обойдется кандидатам в депутаты автономии от 50 тысяч долларов (если сам кандидат — капитал) до 250 и даже 300 тысяч. Самые дорогие депутатские места в горсоветах — Симферополе и Ялте, от 100 тысяч долларов. Некоторые желающие попасть в списки создают некие пулы — собирают деньги под себя, а затем уже продвигают дольщиков в списки на советы пониже. По данным источников в разных крымских штабах, доля мест на продажу в списках колеблется от 30 процентов у «идеологических» партий до 60 — у тех, кого принято называть «третьей силой».
Ресурсов на всех не хватает — ни человеческих, ни финансовых. Поэтому носители более-менее известного имени и кое-что весящей барсетки курсируют между штабами, пока не сторгуются. Отчасти по этой причине списки выдвиженцев основных соперников крымских выборов никак не сформируются. У некоторых — даже в пределах первой пятерки. «Сильной Украине» для прорыва пришлось делегировать в Крым Александру Кужель, которая за неделю проинспектировала ячейки по всему полуострову и ошарашила местных партийцев желанием лично возглавить список в ВР Крыма. Подтверждая «ЗН» это личное решение, возникшее у нее после встреч в Крыму, А.Кужель также сообщила, что у нее «есть намерение не только возглавить партийный список, но и остаться в Крыму работать».
Сезонный спрос в эти выборы — и на целые партии, вернее, надлежащим образом оформленные от партийных организаций документы на кандидатов в члены избиркомов. Выдвиженцы от партий, названия которых никто ранее не слышал, участвуют в жеребьевке на дополнительные места членов избиркомов, выделенные для парламентских партий. Один крымский лидер, говорят, таким образом «зарядил» 12 партий, правда, повезло только двум. К тому же фортуна почему-то явно благоволила при формировании крымских ТИК «Сильной Украине» и партии «Союз», лояльным к власти. Первым жребий выпал 12 раз, вторым — 10, и это на 25 комиссий! Причем удача выпала второй раз — именно этим партиям также чудно повезло попасть на дополнительные места в избирательную комиссию АРК. Среди счастливчиков также выдвиженцы Партии защитников отечества, о которой в Крыму смутно помнили все эти годы благодаря парадоксу: пламенный борец с коррупцией Юрий Кармазин доверил руководство крымской организацией экс-премьеру Крыма, а еще раньше — экс-главе Фонда имущества АРК времен первичного накопления капитала Валерию Горбатову. Учитывая, что в ИК Крыма эта партячейка получила аж три места (включая секретаря), местные наблюдатели задаються вопросом: Горбатов накануне выборов продал все еще местами сохраняющему влиятельность депутату А.Мельнику только телекомпанию, или еще и партийный бренд? Добавим, что оппозиции — «Батьківщині» и коммунистам — в избиркоме Крыма досталось соответственно одно и три места.
Но не все решают деньги, очень многое зависит от людей. Вот у кого бы повернулся язык сказать, что крымская организация ПРУ — нищая? Настолько, что даже не в состоянии заплатить за наружную политическую рекламу, в том числе — страшно даже сказать — с изображением Виктора Януковича. Предложение операторам заключить договоры по цене 1 (одна) гривня в месяц за билборды с постерами ПР при реальной цене от полутора до трех тысяч гривен, а то и наглая, без объяснений и предупреждений переклейка чужой коммерческой рекламы — это не от бедности, а от жадности и уверенности, что никто не осмелится сказать «нет»? И что примечательно — после того как эта информация была озвучена в заявлении Ассоциации наружной рекламы Украины, по словам ее председателя Артема Биденко, с операторами заключили правильные договоры. То есть заплатили.
Конечно, желание сэкономить исходит из того, что многие претенденты на мандаты и кресла мэров идут за свои. Это не президентские и не парламентские выборы, когда на местах могли еще и хорошо заработать, правильно распорядившись содержанием партийной тумбочки. Теперь туда еще положить надо — на общие расходы.
Но главное различие с президентской кампанией в том, что только-только входящая в обыденность тема публичности финансирования кампаний, зарождающийся контроль общества и СМИ за финансированием политиков и политических процессов, применением админресурса в этот раз сводится к нулю. Причем законодательно.
Во-первых, закон теперь разрешает чиновникам, которые баллотируются в депутаты или головы, агитировать в рабочее время. Статья 53, которой вводятся ограничения на агитацию, содержит существенное уточнение. Как и прежде, запрет на ведение агитации распространяется на иностранных граждан, правоохранительные органы, суды, органы государственной власти и местного самоуправления. Запрет касается и их должностных лиц «в рабочее время», но — «кроме случаев, когда соответствующее должностное или служебное лицо является кандидатом в депутаты или кандидатом на должность сельского, поселкового, городского головы». То же — в отношении отцов-командиров и их заместителей, если они являются кандидатами. То есть то, что принято было называть ругательным словом «админресурс» и считалось одним из грубейших нарушений, теперь разрешено.
Во-вторых, есть опасение, что в закон внесут поправку, которая отбросит страну в антикоррупционном движении на много лет назад. В ВР Украины зарегистрированы уже два законопроекта, которыми предлагается изъять из обязательного перечня документов, подающихся для регистрации кандидатом, декларации о доходах. Несмотря на то, что проекты как бы альтернативные, отличаются они мало. В проекте М.Чечетова предлагается освободить от подачи декларации всех кандидатов, кроме претендентов на мандаты областных советов. А законопроект народного депутата от «НУ—НС» Александра Черноволенко кроме прочего предлагает освободить от этой обязанности и желающих получить мандат облсовета. Аргументы в пояснительных записках обоих проектов — идентичные: с учетом сокращения срока избирательной кампании до 50 дней и с целью уменьшения нагрузки на работу членов избиркомов. На словах получилось интереснее. В интервью УНИАН М.Чечетов рассказал, что, побывав в регионах, он выяснил, что люди в селах боятся баллотироваться в депутаты из-за необходимости подавать декларации о доходах. «Это просто отпугивает наших потенциальных кандидатов от участия в выборах, потому что люди боятся, как бы потом у них еще и землю, и дома не отняли», — сказал Чечетов. (Жаль, нет уточнения: кого именно боятся потенциальные кандидаты от ПРУ, от кого ожидают вероломства с отниманием земли и нажитого непосильным крестьянским трудом?)
На согласительном совете лидеров фракций в прошлый понедельник свою поддержку законопроекту М.Чечетова высказал и спикер В.Литвин. Владимир Михайлович решил побороться с бюрократией. По его словам, если ознакомиться с перечнем документов, который необходимо подавать кандидатам в депутаты, то можно прийти к выводу, что «мы продолжаем жить по старой схеме: чем выше человек, тем больше бумаг» (цитируется по ИА «Интерфакс-Украина»).
В общем, спикер предложил «не мучить людей этим вопросом» и поддержать такие изменения, при этом о негативных выводах Главного научно-экспертного управления не упоминалось. А они, кроме напоминания о том, что декларирование доходов лиц, претендующих на выборные должности, имеет антикоррупционную направленность, также гласят: «Согласно действующему Закону Украины «О борьбе с коррупцией» депутаты местных советов и должностные лица местного самоуправления являются субъектами коррупционных деяний (п. «в», п. «г» ст.2), а их финансовое состояние подлежит финансовому контролю и ежегодному декларированию (ст.6). Аналогичные нормы (ст.ст.1, 10) содержатся в новом Законе Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», который вводится в действие с 1 января 2011 г.
Таким образом, отказ от декларирования доходов кандидатами на выборные должности не соответствует общей тенденции законодательства по усилению борьбы с коррупцией. Кроме того, отказ от декларирования имущества и доходов кандидатов на выборную должность не позволит компетентным органам в будущем оценить, выросло ли состояние лица после его избрания на выборную должность».
Нет сомнения, что и авторы законопроектов, и их соратники, и спикер все это прекрасно осознают. Однако все также знают, что нынешние выборы — это сплошной поток теневых денег. Выборы местные — самые близкие к людям. И увидь члены комиссии в декларации местного князька велосипед и пустой гараж — через полчаса все село знать будет. Так зачем же палить нужных людей?! Кроме того, в базовых для ПРУ регионах во власть идет власть — люди, которые многие годы, а то и десятилетия занимают чиновные места. И должны жить на одну зарплату. (Бюджеты на округа и места в списках см. выше.)
Но больше всего опасение вызывает другое — как бы дух законотворческой инициативы М.Чечетова, поддержанной В.Литвином и, надо понимать, остальными членами коалиции, не распространился и на другие антикоррупционные нормы законодательства. Как помним, вступление в силу закона
«О принципах предотвращения и противодействия коррупции» было отодвинуто на начало следующего года. Не повторится ли с ним та же история, которую мы наблюдаем с мораторием на продажу земли сельхозназначения?