UA / RU
Поддержать ZN.ua

Фактор Тарасюка

История с министром иностранных дел Украины Борисом Тарасюком, чья персона и должность стали разм...

Автор: Владимир Кравченко

История с министром иностранных дел Украины Борисом Тарасюком, чья персона и должность стали разменной монетой в ожесточенном противостоянии Банковой и Грушевского в сфере распределения компетенций во внешней политике, все более напоминает кафкианский абсурд. На минувшей неделе Тарасюка повторно не пустили на заседание правительства. Попытку Бориса Ивановича исполнить свой чиновничий долг депутатский кордон «регионалов» пресек с боем, после чего последовал демарш Арсения Яценюка, демонстративно покинувшего кабминовский зал. Сам Борис Иванович заявляет, что в следующий раз пойдет на заседание правительства в сопровождении судебного исполнителя. Впрочем, последние почему-то не горят желанием сопровождать Бориса Ивановича в здание на Грушевского.

Партия регионов и члены кабинета устроили главе НРУ обструкцию по всем фронтам, не слишком заботясь об аргументации своих действий. Министр юстиции Александр Лавринович, например, заявил, что подписи Тарасюка под двусторонними соглашениями, которые были заключены в Корее, недействительны, поскольку во время визита он уже был уволен. При этом профессионального юриста Лавриновича (о политкорректности заявления и говорить нечего) не смутило, что Борис Тарасюк, сопровождавший президента в Южной Корее, не подписывал ни одного документа!

В свою очередь Николай Азаров обвинил МИД в непрофессиональной подготовке директив к визиту Владимира Путина. В частности, и потому, что внешнеполитическое ведомство предлагало поднять на переговорах вопрос о выводе ЧФ. «Хороший фон для переговоров?» — возмущенно вопрошал в эфире «1+1» первый вице-премьер. Но Николай Янович как-то упустил из виду, что в украинско-российских отношениях существуют проблемы, обсуждения которых невозможно избежать. К тому же украинскому гражданину все же стоит помнить, что можно находиться по разные стороны внутриполитических баррикад, но, живя в Украине и будучи госчиновниками, члены правительства должны защищать национальные интересы своей, а не соседней страны.

От таких заявлений премьерской да и президентской команд страдает не только реноме Тарасюка и имидж Украины. Это отрицательно сказывается и на эффективности внешнеполитической деятельности нашей страны, на дипломатических контактах Киева с его партнерами: из-за неопределенности со статусом Тарасюка были отменены визиты нашего министра иностранных дел в Бельгию, где проходило заседание Совета министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ, а также в Алжир и Швейцарию. В затруднительном положении и украинский МИД. Двусмысленность ситуации с Тарасюком серьезно затрудняет текущую чиновничью работу, которая предусматривает, среди прочего, и координацию своих действий с другими украинскими министерствами и ведомствами.

Возможные негативные последствия длящегося уже больше трех недель конфликта понимают основные персонажи этого театра абсурда. Не случайно, когда на последнем заседании СНБОУ давались поручения министерствам и ведомствам, то, например, ответственными по ряду украинско-натовских мероприятий в документах значились министр обороны Анатолий Гриценко и первый заместитель министра иностранных дел Владимир Огрызко. Тем не менее ни премьер, ни президент, ни глава МИДа не намерены отступать. И в публичных выступлениях продолжают отстаивать свою правоту, апеллируя кто к решению Верховной Рады, а кто к постановлению Шевченковского райсуда Киева. Хотя, конечно, каждая из сторон хотела бы побыстрее завершить этот конфликт и выйти из него если не с гордо поднятой головой, то хотя бы сохранив лицо.

Безусловно, самым оптимальным вариантом выхода из этой, ставшей патовой, ситуации было бы решение Конституционного суда. Увы, мало шансов на то, что КС, заваленный многочисленными обращениями, уже в ближайшее время приступит к этому спорному вопросу и вынесет свой вердикт. А время не терпит. Страна, как и ее основные внешнеполитические партнеры, не могут несколько месяцев находиться в неопределенности относительно статуса нынешнего министра иностранных дел. Все идет к тому, что вопрос о законности снятия с должности министра иностранных дел будет решаться вовсе не в рамках правового поля, а посредством закулисных договоренностей.

Теоретически на сегодняшний день существуют несколько возможных вариантов дальнейшего развития событий: а) Янукович и К° идут до последнего и, сломив сопротивление Банковой, добиваются ухода Бориса Тарасюка, б) Ющенко совместно со своим секретариатом, несмотря на усилившийся прессинг, до последнего отстаивают своего «конституционного» министра и Партия регионов во главе со своим лидером отступает, в) принимается вариант, при котором Борис Иванович уходит со своей должности, а вместо него назначается компромиссная кандидатура.

Первые два варианта предусматривают жесткую конфронтацию Банковой и Грушевского. Предпосылки для их реализации есть: для Виктора Федоровича, равно как и для Виктора Андреевича, вопрос по Тарасюку является сегодня одним из наиболее принципиальных. Чтобы добиться своей цели, команда премьера уже сегодня применяет тотальный прессинг, используя в том числе и средства, сомнительные с точки зрения законодательства Украины. В среду, например, в Верховной Раде член фракции Партии регионов Леонид Кожара (в администрации Леонида Кучмы бывший последним главой управления по вопросам внешней политики) зарегистрировал проект постановления о назначении первого заместителя главы внешнеполитического ведомства Владимира Огрызко и.о. министра иностранных дел. Впрочем, сказанное выше вовсе не означает, что на Грушевского не хотят заключения с Банковой мирового соглашения. Скорее, для Партии регионов война из-за Тарасюка – это средство торга.

Приблизительно такой же настрой и на Банковой. Раздраженный давлением «регионалов» Виктор Ющенко публично сделал все, чтобы подтвердить: Тарасюк и далее является министром иностранных дел Украины. Показательно, что Тарасюк представлял МИД во время визита Владимира Путина. (Правда, вопреки протоколу, президента Рф в Борисполе встречал глава СП Виктор Балога.) И теперь глава государства рекомендует дождаться решения Конституционного суда. Но если есть все предпосылки утверждать, что Янукович и его команда готовы пойти до конца, то нет никакой уверенности, что столь же последователен в проведении жесткой линии будет и глава государства. Хотя бы потому, что окружение президента подходит к делу куда прагматичней, намереваясь заключить сделку с противной стороной.

К этому все идет, и «ЗН» оказалось правым в своих прогнозах, когда писало, что в отставке Тарасюка заинтересованы не только на Грушевского, но и на Банковой. На минувшей неделе произошла знаковая встреча высокопоставленных представителей секретариата президента и аппарата премьера, на которой обсуждалась ситуация с Тарасюком, а также возможные варианты ее разрешения. По информации наших источников из СП, собеседники пришли к согласию относительно одной комбинации: Верховная Рада отменяет свое постановление об отставке Бориса Ивановича, президент тут же вносит представление на его увольнение, а затем подает в парламент представление на назначение главой внешнеполитического ведомства Александра Чалого.

Для инициаторов этой комбинации было принципиально важным, чтобы все это было до визита Владимира Путина в Киев. Таким образом был бы создан благоприятный фон для переговоров Ющенко—Путин. Этого не произошло. Возможно, потому, что Ющенко не хотелось бы смотреться человеком, принесшим жертву на алтарь ВВП. Ибо отношение к Тарасюку в Москве давно и широко известно. А возможно, Виктор Андреевич попросту не устроила схема, разработанная аппаратчиками Банковой и Грушевского – Балогой и Левочкиным. В любом случае, в ходе четырехчасовой беседы Ющенко и Януковича судьба Тарасюка была одним из пунктов разговора. И есть основания полагать, что развязку ситуации Борису Ивановичу Тарасюку из кабинета на Михайловской наблюдать осталось недолго.