UA / RU
Поддержать ZN.ua

Фактор страха. Киев — Тернополь — ПРиБЮТ…

Один из образно мыслящих бютовцев, комментируя ситуацию, переживаемую его политической силой пос...

Автор: Инна Ведерникова

Один из образно мыслящих бютовцев, комментируя ситуацию, переживаемую его политической силой после изощренного репутационного удара, нанесенного Януковичем, указал на предательский выстрел в спину, после которого все дружно побежали. При этом не совсем понимая, куда. Более того, толпу бегущих возглавила лидер. Так, количество последних заявлений Тимошенко действительно впечатляет.

В воскресенье Юлия Владимировна признала провал кулуарных переговоров с «Регионами» и заявила, что идет в президенты. В среду, невзирая на жесткое противодействие собственной фракции, констатировала необходимость пересмотра Конституции и начертала этот, не всем понятный в момент глубокого экономического кризиса месседж на избирательном флаге. В четверг Тимошенко заявила о готовности отказаться от президентских полномочий, если народ вдруг на референдуме решит строить парламентскую Украину. В тот же день публично пришла к выводу, что Янукович и Ющенко вошли в преступный сговор и втянули ее в переговоры для того, чтобы окончательно дискредитировать…

На самом деле, не подавив в себе панический страх — проиграть в решающем сражении, а также четко не проанализировав ряд совершенно конкретных уже оставленных позиций, отложившихся в сознании широких масс известным транзитом: Киев (выборы мэра) — Тернополь (выборы в областной совет) — ПРиБЮТ (конституционный скандал), БЮТ может далеко забежать. И не факт, что это будет кабинет на Банковой.

По мнению многих, уже высказавшихся в контексте последних событий экспертов, неподъемными для кандидата в президенты Юлии Тимошенко могут оказаться:

— во-первых, экономический кризис, осложненный не только его внешними глобальными проявлениями, но и отсутствием у премьера основного инструмента борьбы с ним — стабильного большинства в парламенте, способного провести качественную ротацию в Кабмине и принять антикризисную программу и пакет законов;

— во-вторых, разбалансированный Кабмин, где часть министров отсутствует, часть точно знает, что их готовили «под нож» кадровых аппетитов несостоявшейся «ширки», а часть…. просто интеллектуально и менеджерски не готова к работе в правительстве;

— в-третьих, жесткое противодействие практически всего политикума, включая оппозицию, президента и других кандидатов, вышедшее на новый разоблачительный виток после показательно сорванных Януковичем переговоров;

— в-четвертых, непростая внутрипартийная ситуация, в очередной раз обозначившаяся и обострившаяся во время выше упомянутого скандала.

Начнем с него.

Помимо последнего заявления пришлого бютовца (экс-социалиста) Геннадия Задирко, предложившего Тимошенко стать государственным деятелем и спасать страну, а не баллотироваться в президенты (любопытно, что в тот же день премьер отказала в назначенной аудиенции министру транспорта Винскому, а некоторые СМИ начали дискредитационную кампанию в отношении Задирко), несколько ранее случилась показательная история, связанная с золотым кадровым фондом БЮТ. Так, в воскресенье, в пожарном порядке отвечая Януковичу и стране, Тимо­шенко озвучила буквально следующее: «А сейчас я хочу сказать спасибо своим коллегам по фракции и демократической коалиции за то, что они поняли меня. Особенно тем людям, которым в силу особенностей собственной политической биографии и мировоззрения это было сделать труднее: Николаю Томенко, Сергею Соболеву, Владимиру Яворив­скому, Владимиру Филенко, Ми­хаилу Косиву, Игорю Гриниву, Павлу Молчану, Степану Курпилю, Виктору Терену, Андрею Шевченко… За то, что они наступили себе на горло, и ради защиты и сохранения национальных интересов, ради национального примирения готовы были принести в жертву свои убеждения».

Как выяснилось позднее, по меньшей мере пятеро из перечисленных (Шевченко, Филенко, Те­рен, Курпиль, Молчан) не «наступа­ли себе на горло», а вместе с бютовцами Шлемко, Гнаткевичем, За­дирко, Каплиенко составили группу из девяти человек, которые по результатам пробного рейтингового голосования фракции о вхождении в коалицию с ПР, сказали такой коалиции «нет». При этом вопрос о том, кто был десятым — Яворивский (лично подтвердил «ЗН», что не голосовал) или Ковзель (поднятую руку которого видели сидящие рядом), и были ли еще голосовавшие против, остается открытым. Сами бютовцы признаются, что им неловко было оглядываться на коллег по фракции, дабы не мешать принятию принципиального решения. Об­ращаться же с таким деликатным вопросом ко всем голосовавшим рис­кованно — теперь можно насчитать и сотню противников ПРиБЮТ.

Тем не менее в СМИ и кулуарах ВР не утихают разговоры о том, что 30—40 бютовцев, представляющих разные группы и течения, выразили собственную, отличную от лидера, позицию, касающуюся некоторых новелл согласованного с «Регионами», опубликованного «ЗН» и подтвержденного спикером Литвином варианта Конституции. В части несогласия с предложенными положениями судебной реформы умудрились объединиться противоборствующие группы «молодых» юристов Андрея Портнова и традиционалистов, вдохновляемых главой ВСУ Василием Онопенко, часть национал-патриотов, а также представители ПРП, в силу полной пассивности Виктора Пинзеника рискующие довольно скоро ассимилироваться в политической силе Тимошенко.

Речь не только о спорных принципах концентрации судебной власти в Верховном суде Украины, государственных судебных администрациях, наделенных невиданными полномочиями, но и о ключевом положении реформы — выборности судей. Не имеющие никакого отношения к написанию последнего проекта Конституции юристы БЮТ признают, что в украинских реалиях судьям вместо служения закону придется служить исключительно электорату (!) и олигархам, которые всегда будут не прочь помочь победить на выборах не только «своей» политической силе, но и «своему» судье. Согласно же Конс­титуции (Медведчука — Лавриновича), сделать это будет довольно просто. И если с этой проблемой уже серьезно столкнулось справедливое американское правосудие, то стоит только представить себе, какие масштабы коррупции могут случиться в этой связи в Украине. В случае реализации задуманного разочарованный сегодняшним правосудием народ (а социология указывает на 60% желающих избирать судей) очень скоро бы почувствовал на себе все прелести очередного «демократического» шага украинской элиты. Как утверждают наши источники, юристы намерены тщательно следить за тем, какую Конституцию Юлия Владимировна собирается регистрировать в парламенте и как там будет выписана судебная часть. Именно по этой линии просматривается жесткое противостояние между лидером партии «Батьків­щина» и социал-демократами Онопенко—Корнейчука. У Портнова же вообще говорят, что за сугубо политический текст, имеющий мало общего с правовым документом, пусть голосуют сами политики. Юристы — пас.

Отметим также, что узнававшие подробности переговоров их лидера с лидером ПР из Интернета многие бютовцы указывали и указывают на недопустимость принятия когда-либо — до выборов или после них — «такого ублюдочного варианта Конституции» с:

а) закреплением императивного мандата;

б) продлением срока каденции нынешнего парламента;

в) двухтуровыми выборами в ВР;

г) наделением парламентского президента лишними полномочиями;

д) статьями, касающимися введения цензуры в СМИ.

Многие из соратников Тимошенко и сегодня утверждают, что даже если бы они, «стремясь к компромиссу элит во имя спасения страны», и дали стратегическое согласие на ПРиБЮТ, то никогда не проголосовали бы за обнародованный вариант Конституции.

В то же время известный бютовец Виктор Терен акцентировал вни­мание на том, что, невзирая на возникшие трудности внутри фракции и особенность позиции национал-патриотичного крыла Блока, в случае успеха переговоров и создания коалиции решением большинства его «свідомі» соратники вряд ли стали бы массово покидать фракцию. «Замечу, что только депутат Ко­сив заявил о том, что в случае «широкой коалиции» сложит мандат, — прокомментировал ситуацию «ЗН» В.Терен. — Все остальные дейст­вительно воздержались от подобных заявлений. Я тоже воздержался. Почему? БЮТ очень мощная политическая сила, которая не раз демонстрировала позицию. B критический момент оставить лидера один на один с беспринципной ПР — большая ошибка. Уйти, отстраниться всегда легче. Возьмите хотя бы пример Вакарчука. Прогре­мел на всю страну. Действительно кра­сивый жест. Но когда в коалиции счет идет на каждый голос, то этот жест выглядит непростительно бесполезным. К тому же, прогнозируя различные варианты событий и итогов президентской кампании, могу предположить, что, в случае победы альтернативного кандидата, национал-патриоты вне всякого сомнения останутся с Тимошенко».

Таким образом, можно констатировать, что, взяв тайм-аут (в отличие от собственного лидера), анализируя происшедшее и выстраивая прогнозы на будущее, фракция БЮТ все еще находится под прессом не определившегося собственного кандидата в президенты (большинство не одобряет продолжающихся публичных конституционных метаний Юлии Владимировны, решившей сделать Конституцию основным жупелом кампании, прекрасно понимая при этом, что в нынешнем и даже в следующем парламенте вряд ли найдется 300 голосов для ее принятия), что не может не усугублять внутренние противоречия.

В то же время в результате последних событий, потеряв веру в безальтернативность победы лидера, бютовцы выражают чуть ли не единодушное мнение, что, если премьер навсегда (или хотя бы на время кампании) похоронит тему ПРиБЮТ и выдвинет понятные стране и политической силе месседжи; проведет экстренную мобилизацию штабной и партийной структуры (последняя политрада БЮТ собиралась еще до Нового года, а на местах не знали, идет ли Тимо­шенко в президенты); даст сигнал об отказе от каких бы то ни было единоличных кулуарных переговоров и ослабит авторитарную хватку, засвидетельствовав важность коллективного мнения, то у нее есть все шансы объединить фракцию, партию и Блок накануне серьезнейшего испытания.

Что будет потом, когда электоральное поле, переварившее скандал ПРиБЮТ, подвергнется тщательному социологическому исследованию и появятся первые, постскандальные, рейтинги основных кандидатов, — сказать не может никто. Однако уже сегодня можно предполагать, что в случае перевеса Януковича фракция БЮТ рискует де-факто потерять часть профессиональных бизнесменов уже во время кампании (за национал-патриотов отчасти отчитался Терен). В случае победы Януковича, бизнес-группа БЮТ имеет все шансы стать планктоном для формирования парламентского большинства лидером ПР под себя. По словам самих бютовцев, во фракции насчитывается около 60 (!) человек, которые редко посещают заседания фракций, однако часто банально зарабатывают, пользуя кабминовские рычаги. Стоит ли уточнять, что такие политики обычно работают на тех, в чьих руках находятся эти самые рычаги?

Теперь о жестком и глобальном противостоянии политикума и экономическом кризисе как инструменте политической борьбы. На самом деле сигнал о том, что операция «Убить Юлю», запланированная еще в 2007 году, когда Тимошенко второй раз стала премьером, переходит в завершающую стадию — дали все ключевые политические игроки — Янукович, Ющенко, Литвин, Яценюк…. Кризис стал «фишкой» процесса. Она будет использована всеми сторонами в свою пользу. Включая Тимошенко. В этой связи интересно мнение многих однопартийцев премьера о том, что БЮТ допустил стратегическую ошибку, не согласившись на парламентские выборы осенью. В результате правительство осталось один на один с кризисом, однако не получило инструмента борьбы с ним — надежных 226 голосов. Тимошенко так и не нашла в себе силы признать это. Как, впрочем, и то, что оказалась не в состоянии обеспечить кадровую ротацию Кабмина. Ни количеством голосов в «коалиции», ни качеством — явив стране очередь из выстроившихся за портфелями и переругавшихся между собой «профессионалов» из дружественных фракций. Поэтому Тимошенко уязвима.

Отсюда же совершенно разновекторное движение кандидатов и политиков в этой антикризисной истории. Против страны. Так, Янукович и Ющенко, со своей стороны, блокируют работу правительства и при этом констатируют катастрофические последствия некомпетентности Кабмина. Кабмин — всеми правдами и неправдами держит показатели. Закрыты все данные статистики. Налоги собираются наперед. Дыра в бюджете растет. Однако в планах на осень выплата оставшихся шести миллиардов «Юлиной тысячи». «Где деньги, Зин?»

Некоторые бютовцы на полном серьезе верят в способность Юлии Владимировны мобилизоваться и перекрыть цветущие коррупционные схемы. Госрезерв, НАК, Железка, тендеры, земли Минобороны… В сравнении с этими резервами МВФ с его кредитами курит на балконе. А может в этой связи Тимо­шенко решится дать «зеленый» свет ГНАУ, до сих пор душащей налогами исключительно мелкий и средний бизнес, закрывая при этом глаза на миллиардные недоплаты олигархов?

В числе пока еще спасающих Тимошенко аргументов — не определенная дата выборов. Эксперты прогнозируют вторую волну кризиса и массовые неконтролируемые акции протеста в октябре—ноябре. Осенью Кабмин и Тимошенко дейст­вительно могут проскочить на волне. Но уже в январе рискуют окончательно погрузиться на дно — открыв шлюз остальным. Не удивительно, что БЮТ намерен поддерживать постановление Москаля о назначении выборов на 20 ноября. При этом скептики говорят об очередном запрете КС. Оптимисты призывают использовать любой шанс. Без страха.