UA / RU
Поддержать ZN.ua

Евросоюз «санкционировал» Лукашенко

Было принято решение продлить санкции против Беларуси еще на год. Да и с чего бы Брюсселю менять свое решение?

Автор: Владимир Кравченко

Заняв жесткую позицию по отношению к режиму белорусского президента Александра Лукашенко, Европейский Союз не собирается отступать от своей политики санкций. Что и подтвердило последнее заседание Совета министров иностранных дел стран - членов Евросоюза в Люксембурге. Там было принято решение продлить санкции против Беларуси еще на год. Да и с чего бы Брюсселю менять свое решение? Ведь Минск и далее продолжает политику репрессий в отношении представителей оппозиции, преследуя тех, кто не согласен с авторитарной политикой Александра Лукашенко и ратует за большие экономические и политические свободы. Не прибавила аргументов в пользу изменения политики ЕС и реакция власти на «десант плюшевых мишек», а также выборы в нижнюю палату белорусского парламента.

Евросоюз ввел санкции еще в 2011 году. Они касались чиновников и политиков, причастных к репрессиям против представителей политической оппозиции и гражданского общества, последовавших после президентских выборов. Сейчас под визовые и экономические санкции Европейского Союза подпадают 243 человека, а также
32 компании. В этом списке Александр Лукашенко, министр иностранных дел Владимир Макей, бизнесмены, тесно связанные с режимом. В частности, Владимир Пефтиев, имеющий репутацию ключевого финансового спонсора «бацьки». В ответ Лукашенко приостановил все программы сотрудничества Беларуси с Евросоюзом. Последняя программа - «Диалог во имя модернизации» - была свернута нынешним летом. Сегодня отношения Минска и Брюсселя находятся в режиме паузы.

Решение, принятое в Люксембурге, вызвало критику со стороны политиков, требующих от Брюсселя принять более жесткие меры в отношении Минска. Так, член Европарламента Вернер Шульц в интервью Deutsche Welle заявил: «Только с помощью целенаправленных экономических санкций против отдельных фирм и стоящих за режимом лиц ЕС может осуществлять давление на самодержца Лукашенко». По словам евродепутата, за первое полугодие 2012 года доходы Минска от экспорта в ЕС составили более 8 млрд. долл. «Сердитыми словами, произносимыми на фоне выгодных сделок, невозможно заставить диктатора изменить свои взгляды. Они лишь подрывают доверие к политике ЕС», - полагает немецкий политик.

С мнением Вернера Шульца согласны многие белорусские оппозиционеры, требующие от Запада активизации усилий по демократизации их страны. Но оказывают ли санкции необходимое воздействие на белорусского президента? Проявит ли он готовность пойти навстречу требованиям Брюсселя? Прекратит ли Лукашенко преследовать представителей оппозиции и независимых массмедиа? Станет ли он сотрудничать с спецдокладчиком Совета ООН по правам человека по ситуации в Беларуси? В самом Евросоюзе хватает сомневающихся в эффективности проводимой политики санкций. А Минск не спешит делать шаги навстречу. Более того, белорусский президент демонстрирует готовность к продолжению конфронтации с Западом.

Александр Лукашенко на встрече с российскими журналистами заявил: белорусская погранслужба перестала «отсеивать» нелегалов, идущих транзитом в страны Евросоюза через Беларусь. Упрекнув Евросоюз в том, что «нас шпыняют постоянно», «бацька» сообщил: очень много нелегалов «хлынуло» через границу в Литву и Польшу. «Ребята, платите деньги - будем и дальше защищать границу. Не будет денег - у нас нет возможности в таком ключе работать», - разъяснил позицию Минска глава государства.

Слова Лукашенко попахивают шантажом. Возможно, что решение ЕС носит ритуальный, символический характер. Однако реакция Лукашенко свидетельствует: проводимая Европейским Союзом политика весьма болезненна для него. И не только потому, что белорусский президент не может выпить кружку пива в Брюсселе, а счета крупных белорусских бизнесменов заморожены: действия Евросоюза связывают руки Лукашенко в его диалоге с Кремлем.

Традиционно Минск пытается играть на противоречиях между Россией и Западом, попеременно то сближаясь с ними, то вступая в полосу жесткой конфронтации. В обмен на лояльность к Москве или либерализацию режима Лукашенко стремится получить финансовые, экономические и политические преференции от одной или другой стороны. Долгое время эта политика была эффективной. Но не сегодня: после президентских выборов 2010 года наметился крен в сторону России, что увеличивает угрозу перехода под контроль Кремля основных предприятий белорусской экономики. Подобная перспектива не может не волновать Лукашенко и его ближайшее окружение, поскольку это будет означать конец его личной власти.

Эти угрозы тем более реальны, что на страну надвигается очередной призрак финансово-экономического кризиса. Что признает и сам Лукашенко, на днях заявивший, что Беларусь еще не восстановилась от прошлогоднего финансово-экономического кризиса на фоне новой волны. Белорусскому президенту есть от чего расстраиваться. Рост экономики в нынешнем году в 2,5% оказался меньше ожидаемого. Аналитики также полагают, что доходы бюджета снизятся после того, как Москва потребовала от Минска платить пошлины за реэкспорт российских нефтепродуктов. Примечательно, что, опасаясь новой девальвации, только в сентябре белорусы забрали из банков полтора триллиона рублей. Это около 200 млн. долл. Деньги тут же конвертируют в твердую валюту, спрос на которую в сентябре резко вырос синхронно с оттоком вкладов.

Напомним, что девальвация белорусского рубля в прошлом году обесценила местную валюту почти на 60% и привела к тому, что средняя зарплата в 500 долл. уменьшилась почти в два раза. При этом выросли цены на продукты питания, коммунальные услуги, бензин. Белорусское интернет-издание «Завтра твоей мечты» сравнило цены на основные продукты питания за два последних года. Автор статьи Ирина Орлова отмечает, что рост цен на продукты «социальной» группы - хлеб, мясо, молоко - в значительной мере сдерживался в 2011 году на фоне девальвации.

Однако в этом году все изменилось. Так, цена на молоко в сентябре текущего года оказалась на 23% выше, чем в сентябре 2010 года, на кефир - на 24,5%, на сметану - на 12,5%,на творог жирный - на 12,8%. «Что же касается хлебной группы, то пока меньше всего выросли долларовые цены на батоны из муки первого сорта - на 3%. А вот батоны из муки высшего сорта дороже уже на 9%, хлеб ржаной - на все 20%», - отмечает автор статьи. По ее оценкам, сало подорожало на 35%, сырокопченая колбаса - почти на 30%, сосиски - на 23%, вареные колбасы на 19-21%, фарш мясной - на 30%, свинина (кроме бескостного мяса) - на 34%. Но больше всего подорожала говядина: цена на нее с сентября 2010 года выросла в 1,48 раза…

Свою роль в ухудшении экономического состояния страны сыграло присоединение Беларуси к Таможенному союзу, а также вступление России в ВТО. Последнее вызвало особое раздражение белорусского президента, который заявил, что Москва «кинула» Минск. По словам Лукашенко, Беларусь дорого заплатила за создание Единого экономического пространства и за вступление России во Всемирную торговую организацию.

Белорусские экономисты полагают, что членство РФ в ВТО ставит экономику страны на грань катастрофы. Дело в том, как отмечает Максим Швейц в своей статье в The New Times, что Беларусь всегда защищала внутренний рынок, за счет этого балансирующие на грани рентабельности государственные предприятия много лет и выживали. Но будучи членом Таможенного союза, она вынуждена гармонировать с Россией часть таможенных тарифов и пошлин. А это означает, что Минск будет вынужден в ближайшие годы снизить уровень тарифной защиты в среднем с 10,7% до 8%. Причем на ряд товаров, которые имеют для белорусов ключевое значение.

Экономисты отмечают, что последствия российского членства в ВТО будут очевидны для белорусской экономики в ближайшие год-полтора. И в первую очередь упадет конкурентоспособность предприятий легкой промышленности, индустриального сектора, автомобилестроения, сельскохозяйственной отрасли. Это может привести к банкротству белорусских производителей. В обозримой перспективе, отмечают экономисты, пострадают производители фармацевтической продукции, холодильников, телевизоров и т.д. В конечном счете белорусы будут вытеснены с российского рынка. А ведь именно Россия является основным потребителем белорусской продукции.

Экономический кризис грозит перерасти в политический. И это пугает режим. Ведь доверие к власти обеспечивается экономической стабильностью. Она достигается, в том числе, и за счет дотаций. А денег нет. Примечательно, что просроченная кредиторская задолженность предприятий и организаций на первое сентября 2012 года составила 13,6 трлн. рублей (около двух млрд. долл.) и по сравнению с первым сентября 2011 года выросла в 1,6 раза. Ради дальнейшей стабилизации режим остро нуждается во внешних заимствованиях.

«Чтобы поддерживать повышенный уровень потребления населения, погашать отрицательное сальдо текущего счета и рассчитываться по долгам. в страну необходимо привлечение ресурсов в размере 20- 22 млрд. долл. в год. В условиях глобального кризиса эта задача явно неподъемная. В такой ситуации никакая политика Национального банка не сможет удержать курс доллара под контролем. Даже если полностью продать «Беларуськалий», наиболее крупное и эффективное предприятие страны, то этого хватит не более чем на один год стабильности. В общем, трудно представить, как можно избежать повторения событий 2011 года в рамках сегодняшней белорусской модели. Тем более в условиях, когда свернут процесс либерализации экономики и приватизации», - пессимистически прогнозирует в своей статье в «Белорусском партизане» известный экономист Леонид Злотников.

Но шансов получить миллиардные кредиты у МВФ практически нет. И это признают белорусские чиновники. На сегодняшний день, помимо Пекина, единственным источником внешних заимствований для Минска является Москва. И хотя Кремль не заинтересован и в том, чтобы в Беларуси наступил полный коллапс, Белокаменная (как и Поднебесная) не спешит давать деньги своему изменчивому союзнику.

Сейчас Беларусь ведет переговоры с Антикризисным фондом ЕврАзЭС по выделению четвертого транша кредита на сумму в 440 млн. долл. Вопрос о его выделении должен быть рассмотрен в декабре. Как предполагают эксперты Белорусского института стратегических исследований, для получения этого транша белорусским властям, вероятно, придется пойти на приватизацию. Потому, скорее всего, к концу года будет оформлена одна сделка стоимостью в 2,5 млрд. долл. Напомним, что в конце 2011 года был продан второй пакет акций «Белтрансгаза» и поступил кредит российского «Сбербанка», что позволило вдвое увеличить золотовалютные резервы страны.

Ну а в поисках выхода из сложившейся ситуации Лукашенко даже считает возможной продажу России белорусских нефтеперерабатывающих предприятий. Правда, при условии доступа Беларуси к добыче российского природного газа и нефти. Однако другая сторона не заинтересована в таком предложении. По всей видимости, в Кремле полагают, что рано или поздно, но белорусское «фамильное серебро» - «Беларуськалий», МАЗ, Новополоцкий и Мозырский нефтеперерабатывающие заводы и прочие стратегические предприятия - само придет в протянутую руку старшего брата.

Этого, видимо, опасается и сам Лукашенко. А он не собирается просто так выпускать власть из своих рук и для ее сохранения готов использовать все средства. Поэтому, вполне вероятно, что к концу года Минск и Москва вновь обменяются взаимными упреками. Но в тупик, который грозит Беларуси потерей независимости и суверенитета, завела ее собственная политика. Выход же из него означает постепенную эволюцию политического режима, изменение отношения к политическим оппонентам и возобновление диалога с Западом. Однако в Европе многие скептически оценивают перспективы Александра Лукашенко «исправиться». «Я не исключаю возможности еще одной т.н. либерализации, что не будет большим, чем просто обычным началом игры «с нуля», когда Лукашенко будет пытаться получить новые экономические уступки, угрожая Путину «флиртом» с Евросоюзом», - сказал в интервью Радио «Свобода» министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис. Похоже, это мнение сегодня доминирует в Европейском Союзе.