UA / RU
Поддержать ZN.ua

Европейская Украина в Минске

Неделю назад газета «Зеркало недели. Украина» первая сообщила о том, что президент Украины имеет намерение уволить посла в Беларуси Романа Безсмертного и отправить на эту должность проверенного регионала.

Автор: Алеся Богданович

Неделю назад газета «Зеркало недели. Украина» первая сообщила о том, что президент Украины имеет намерение уволить посла в Беларуси Романа Безсмертного и отправить на эту должность проверенного регионала. Случилось это быстро, буквально через несколько часов, как всегда, в пятницу вечером без единого комментария администрации президента и МИДа. Учитывая то, что сейчас творится в Беларуси, у Безсмертного были явные основания пить шампанское в тот вечер. Немой вопрос «за что?» повис в воздухе… Интерпретаций масса: «комендант Майдана» чужой в команде Януковича, резкие заявления по ситуации с правами человека в Беларуси и многое другое. Однако это не официальная трактовка Киева. В Минске же все предельно ясно: Безсмертный придерживался четкой и понятной проевропейской позиции, общаясь как с белорусской властью, так и с белорусской оппозицией. Дипломатические круги ЕС оценивают это решение однозначно: Украина становится на путь Беларуси.

Что такое быть послом в Минске? Эта страна ломает все стереотипы об отношении к дипломатам в мире. Посол зачастую вживую видит «бацьку» один раз: при вручении верительных грамот. И ежегодно весной в парламенте слушает его прост­ранные речи на тему стабильности белорусского чуда. Ника­ких приемов белорусская власть для послов не устраивает: ни по поводу Нового года, ни по поводу Дня независимости. Так же официальный Минск не жалует и национальные праздники стран, чьи послы аккредитованы в РБ. Уровень представительства официального Минска на приемах - замминистра иностранных дел, исключением является визит в посольство РФ, где может появиться сам министр иностранных дел господин Мартынов. Бывали и смешные случаи, когда МИД отправлял на приемы руководителей управлений. Еще один странный и постоянно обсуждае­мый момент: послы получают приглашения от белорусских официальных ведомств на разные мероприятия без супруги. Этот дурной тон уже семнадцатый год демонстрирует сам «баць­ка», появляясь везде в гордом одиночестве либо с младшим внебрачным сыном Колей.

Из вышесказанного понятно, что Минск - это не место для ярких дипломатических тусовок в «кис-кисах» и вечерних платьях. Беларусь - уникальная страна, для которой все остальные страны либо враги, финансирующие пятую колонну, либо «козлы», либо «вшивые», либо «цээрушники», либо «дерьмократы». Без вариантов… Такая обстановка явно способствует сплочению самих дипломатических кругов и образованию в нем интеллектуально сильного и активного стержня. Таким и есть представительство стран ЕС в Минске. За последний год в этом кругу все чаще можно было заметить некадрового дипломата Романа Безсмертного. Казалось бы, он должен быть новым лицом, однако для многих оказался старым знакомым, которого хорошо запомнили со времен оранжевой революции.

Уже первый прием по поводу Дня независимости Украины, который давал Безсмертный в должности посла, насторожил официальный Минск. Посольст­во праздновало в свежеотреставрированном театре оперы и балета, в котором на стенах красуются золоченые барельефы Ленина. Перед традиционными речами по поводу праздника и дежурным обменом любезностями было видеопоздравление президента Януковича и короткий фильм, в котором были использованы кадры из нашумевшей документальной ленты Гофмана. На экране появились кадры, где сносят памятники Ленину в Украине, и это было явно не по душе «советскому» по своей сути Минску. И еще больше не понравилась представителям белорусских властей картинка из Беловежской Пущи: Крав­чук, Шушкевич, Ельцин подписывают документ о содружестве СНГ, который остался в наших головах символом развала Со­ветс­кого Союза. Для украинцев - это веха в истории независимого государства, а для действующей белорусской власти - видео неугодного Шушке­вича. Бал­кон Минской оперы взорвался аплодисментами, и всем присутствующим стало понятно, что на праздник посол Безсмертный посмел пригласить представителей оппозиции. На фуршете были замечены Станис­лав Шушкевич, экс-кандидат в президенты Андрей Санников и многие из тех, кто оказался за решеткой пос­ле выхода на площадь 19 декабря прошлого года. Я помню, как тогда представители оппозиции говорили, что впервые посольство Украины их пригласило на праздник. Это был абсолютно европейский жест: уважение и к власти и к оппозиции.

Безсмертный прогнозировал реакцию белорусской власти, пос­кольку уже до своего первого при­ема в качестве дипломата он успел побывать на воспитательной беседе в МИДе. Это была обыч­ная, я бы даже сказала дежурная беседа официального Минска с непослушным послом, какими обычно бывают дипломаты ЕС. Главный лейтмотив: не с теми имеете дело, господин Без­смертный. Оно и понятно: ведь уже в первые месяцы пребывания на белорусской земле Роман Петрович, как и подобает дипломату, провел ряд встреч с представителями власти и оппозиции. Конечно, он мог бы увлечься перечитыванием классиков мировой литературы или окунуться в нескончаемый концерт народного творчества, который полюбляет устраивать украинская диаспора, или, например, развести пчел… Короче, отморозиться и отбыть спокойно свой срок назначения до конца. Несмотря на то, что Безсмертный заявлял белорусской прессе, что не занимается экспортом революций, его побаивались. На церемонии вручения верительных грамот Лукашенко подошел к Безсмертному и сказал: «Я знаю, кто ты» и при этом передал привет президенту Украины… поче­му-то Ющенко (СМИ даже запу­тались и написали о разных президентах - кто о Ющенко, кто о Януковиче).

И этот «кто ты» не заставил себя долго ждать. В то время как представители официального Кие­ва на пресс-конференции рас­сказывали, что Украина была представлена на инаугурации пре­зидента РБ послом, дипкорпус Минска знал: Безсмертного там не было. Уже гораздо позже, через день после указа президента об увольнении с должности, он скажет «Комсомольской правде»: на инаугурацию к диктаторам я не хожу. Разве мог комендант миллионного оранжевого Май­дана занять другую позицию? Идти на инаугурацию к человеку, который накануне очередной коронации отправил в СИЗО больше 600 человек прос­то за то, что они вышли на площадь отстаивать свои права? Ид­ти на инаугурацию к человеку, который ехал на нее по пустым ули­цам и произносил речь в ауди­тории запуганных и послушных? Такой поступок посла Ук­раины был еще одним шагом навстречу европейским ценностям.

Позже Роман Безсмертный заявит, что президентских выборов в Беларуси в украинском понимании не было, и будет акцентировать на нарушении прав человека и необходимости освободить политзаключенных. Тут же подсуетятся коммунисты, которые при отчете в Верховной Раде министра иностранных дел Конс­тантина Грищенко спросят, что себе позволяет посол Украи­ны в РБ. Еще через пару месяцев снова коммунисты не поленятся отправить депутатский запрос по поводу пребывания Безсмертного на должности.

Посольство Украины достаточно быстро вытягивало из РОВД правозащитников, граждан Украины. Их задерживают в Минске с завидным постоянством: ежемесячно. За редким исключением это даже и в прессу не попадало.

За месяц до увольнения Ро­ман Безсмертный с послами ЕС и родственниками противников режима написали письмо поддержки осужденным за выход на площадь 19 декабря. Письмо было на белорусском языке и писалось под диктовку, как диктант. Таким образом, послы ЕС и Украины продемонстрировали уважение к белорусскому языку и выразили поддержку политзак­люченным. От­ры­вок из «Писем из-под виселицы» Костуся Кали­новского с под­писями евродепутатов и Ро­мана Безсмертного станут страницей яркой жизненной истории борцов за европейскую Беларусь. «Целой страной иди воевать за свое людское и народное право, за свою землю родную», - именно такую фразу написал осужденным Роман Петрович.

Язык, история и традиции - основные ценности любого народа. В Беларуси президент не говорит на белорусском, а послы пишут на нем диктанты и проводят конференции на тему «Сохранение национальной культуры Беларуси».

Еще одним примером того, как белорусская власть относится к своей истории, к своему народу являются Куропаты. Куро­па­ты - это лесная зона в Минске, место гибели жертв политических репрессий 1937–1941 годов. В урочище насчитывается около 500 массовых захоронений сталинских репрессий. Здесь от пуль НКВД БССР погибли венг­ры, поляки, евреи, белорусы, ук­раинцы и многие другие. Дейст­вующая власть не приходит пок­лониться деревянным безымянным крестам, она их не замечает из окон своих автомобилей. Здесь возлагал цветы экс-посол Украины. «Куропаты - это украинская Быковня, где полегла украинская элита», - говорил он.

Вспоминал он добрым словом и известнейшего писателя Василя Быкова, встречался с его вдовой и носил на его могилу цветы. «Никто так не понимал войну и не писал о ней, как Быков и Довженко», - цитировали в Минске Безсмертного. Сам президент Беларуси неоднократно говорил, что «к сожалению, Быков тот человек, который не приемлет политику, которую проводит Лукашенко». Причин конфликта было несколько. Во-первых, по словам «бацьки», Быков был рупором Шушкевича и Позняка во время президентских выборов. Во-вторых, белорусский писатель не понимал сближения РБ с Россией и введения русского языка как государственного. Великого писателя травили так, что он был вынужден жить в Германии и Фин­ляндии. «Оппозиция исчезает в неизвестном направлении, а прокуратура никак не может найти преступников», - сказал в интервью «Московскому комсомольцу» в 2002-м Василь Быков.

Для того, чтобы жить и работать в Беларуси, нужно быть либо сильным человеком, либо страусом. Правда, во втором случае голова будет невыносимо болеть от постоянных ударов о землю, за которые, к тому же, будет стыдно до конца жизни… Без­смерт­ному стыдно не будет. Он достойно пережил ссылку, в которую его отправили родные однопартийцы во главе с Ющенко, готовя себе кабинеты и офисы после проигранных президентских выборов. На этой неделе на приеме по поводу Дня независимости Швеции Безсмертному в Минске не давали проходу: дипкорпус сожалел и недоумевал. А один из послов в подаренном Роману Безсмертному «Кобзаре» Шевченко написал: «С великим удовольствием я познакомился с первым европейским послом Украины в Беларуси».