UA / RU
Поддержать ZN.ua

Еврохаос

«Господи, и зачем мы ввязались в это Евро! Лучше б не позорились!» Исполненную искренней горечи фразу (в разных вариациях, не влияющих, впрочем, на смысл сказанного) приходится слышать все чаще.

Автор: Сергей Рахманин

«Господи, и зачем мы ввязались в это Евро! Лучше б не позорились!» Исполненную искренней горечи фразу (в разных вариациях, не влияющих, впрочем, на смысл сказанного) приходится слышать все чаще. Прошло уже более полугода с того дня, когда в валлийском Кардиффе Украина заполучила право принять финальный турнир континентального футбольного первенства-2012. Эйфория давно миновала, и с каждым днем множатся ряды граждан, сомневающихся в способности нашей страны достойно встретить столь масштабное мероприятие. Примечательно, что скепсис поселяется не только в сердцах рядовых фанов. Разочарование темпами подготовки к чемпионату нашей мечты все чаще выказывают и болельщики-небожители, куда лучше знакомые с деталями процесса. Ответственные футбольные чиновники открыто называют растущее недоверие общественности одним из главных вызовов, брошенных организаторам будущего Евро-12. Но при этом они не устают публично заверять эту самую общественность: все у нас получится, и никто украинцев праздника не лишит.

О пользе страшилок

Развязка на Московской площади
Однако мировая пресса на все лады судачит об ином. К примеру, в польских СМИ обсуждался вариант, согласно которому партнером Речи Посполитой в амбициозном проекте в обозримом будущем может оказаться не восточный, а западный сосед республики — Германия. По версии журналистов (ссылавшихся на контакты в УЕФА), в высших футбольных кругах не сомневаются: хозяйка последнего мирового чемпионата в любой момент безболезненно включится в процесс и без проблем заменит в «совместном предприятии» неповоротливую Украину. Схожий сценарий описывали и некоторые немецкие медиа, зашедшие в своих предположениях еще дальше. Там не просто верят, что их страна станет напарником поляков. Кое-кто не исключает еще более фантастического варианта, при котором их родина в конечном итоге окажется единственной хозяйкой Евро-2012. А Поль­ша, не сумевшая переварить множественные проблемы, составит компанию другому неудачнику — Украине.

Есть и третья версия: право проведения первенства в самое ближайшее время может быть передано Италии, в свое время рассматривавшейся в качестве главного претендента на проведение Евро. На днях влиятельное отечест­венное спортивное издание «Команда» со ссылкой на достоверные источники поведало сенсационную весть. Якобы глава УЕФА Мишель Платини недавно посетил Апен­нинский полуостров и заверил тамошнее футбольное руководство, что у итальянцев снова появился шанс принять у себя европейский чемпионат. Объяснялось это тем, что неудовлетворительный уровень подготовки, демонстрируемый Украиной и Польшей, заставляет еврофутбольных чиновников искать запасной вариант.

Не станем комментировать пессимистические прогнозы. Отметим лишь, что обнародование выглядящих фантастическими слухов наконец-то подстегнуло власть предержащих. До сих пор их драгоценное внимание было целиком и полностью поглощено сначала досрочной избирательной кампанией, а затем муторным процессом формирования парламентской коалиции. Виктор Ющенко наконец вспомнил, что является руководителем координационного совета по подготовке к Евро, а его царственный росчерк украшает государст­венное гарантийное обязательство, хранящееся в сейфе у Платини. Гарант срочно созвал совет, где от души поупражнялся в красноречии. Виктор Андреевич порадовал собравшихся откровением, что «больше кота тянуть за хвост нельзя». А столичному мэру Леониду Черновец­кому порекомендовал вооружиться кувалдой и лично решить надоевшую проблему долгостроя возле НСК «Олим­пийский». После этого Ющенко в очередной раз призвал всех засучить рукава и торжест­венно сообщил, что подписал еще один указ об обеспечении подготовки к чемпионату.

Согласно сведениям из серьезных источников, на Банковой трудятся над проектом еще одного, крайне важного, футбольного указа. Будущий нормативный акт будет посвящен вопросам обеспечения безопасности на грядущем первенстве. УЕФА уделяет этой теме повышенное внимание, и желание главы государства объединить и скоординировать усилия МВД, СБУ, Министерства здравоохранения и других ведомств выглядит вполне естественным. Между тем специалисты предполагают, что подобная инициатива может вызвать недовольство будущего премьера (кто бы им ни стал). В свою очередь, Федерацию футбола (и созданную на ее базе исполнительную дирекцию) подобная ини­циатива только радует. Эти органы являются единственными струк­турами, реально занимающимися вопросами подготовки к будущему чемпионату. Однако у президента ФФУ Григория Суркиса и у председателя ИД Евро-2012 Ивана Федоренко отсутствуют реальные возможности повлиять на ускорение процесса. Квалифицирован­ные, энергичные специалисты, набранные в их команду, могут (и добросовестно пытаются) выступать в роли советчиков. Но использовать данные советы на практике должны уполномоченные органы власти. Которым все время было не до этого.

Насколько можно судить, тактика Суркиса состояла как раз в том, чтобы расшевелить правительство и президента. Реализовывалась подобная цель в том числе и при помощи СМИ. (Случайно или нет, но именно близкая к Григорию Михайловичу «Команда» вслух заговорила о том, что Евро у нас могут и отобрать.) Похоже, в достаточной мере обеспокоить обитателей высоких кабинетов на Печерских холмах все же удалось.

До сих пор, по утверждениям знающих людей, в Кабмине практическую отдачу демонстрировало разве что Министерство экономики. В первую очередь благодаря усилиям отвечающей за данный участок работы Окса­ны Слюсарен­ко (весьма деятельной заместительницы Кинаха) хоть какие-то вопросы сдвигались с мертвой точки. Прочие профиль­ные структуры должного энтузиазма не выказывали. Особо беспокоили главу ФФУ и компанию апатия в Министер­стве культуры и туризма, а также саботаж, демонстрируемый Минтрансом.

Но основной целью главного футбольного начальника страны, разумеется, был Виктор Андрее­вич. Не зря едва ли не в каждом интервью руководитель Феде­рации футбола подчеркивал, как много значит успешная подготовка к футбольному первенству. Ка­кие титанические усилия приложил глава государства для дос­тижения кардиффского успеха. И насколько безответственно по отношению к стране и к президенту поступают многочисленные начальники, манкирующие своими обязанностями. Например, Леонид Черновецкий, не способный решить проблему «Олим­пийского» и подставляющий лидера страны, давшего публичное обещание положить конец строительству у стен стадиона.

Столичные штучки

Отельный комплекс
Строящийся торгово-развлекательный центр «Троицкий», нежно подпирающий бетонным плечом узаконенную арену финала Евро-2012, превратился для организаторов едва ли не в главную проблему. История затяжной борьбы Феде­рации футбола с фирмой «Юджин» неоднократно описывалась в СМИ. Еще не возведенный «Троицкий» уже заблокировал значительную часть выходов, что категорически противоречит международным нормам безопасности. Более того, по словам Суркиса, строители на шесть метров вторглись на территорию стадиона, что противоречило уже нормам приличия и закона. Положения вещей не изменяло ничто — ни тревожные рапорты комиссаров ФИФА и УЕФА Капла и Борно, ни возмущение главы ФФУ, ни недоумение президента, ни призыв правительства, ни решение Киевсовета. Апогеем стало недвусмысленное письмо Платини, в котором он четко дал понять — «стадион с его ограниченной вместительностью и пространством для движения не сможет принимать матчи Евро-2012». Угроза потерять не только финал первенства, но и целый чемпионат приобрела реальные очертания. И к делу наконец-то подключился Ющенко. Судя по всему, после душещипательной беседы с Виктором Андреевичем столичный мэр, не моргнув, заявил, что он давно бы снял проблему с повестки дня. Просто к нему непосредственно до сих пор никто не обращался…

Между тем соответствующий президентский указ, адресованный городскому голове, увидел свет еще в августе. В начале нояб­ря сессия Киевсовета предложила застройщику добровольно снести объект, посулив соразмерную компенсацию. Однако представители «Юджина» в ответ объявили, что намерены завершить строительст­во и к концу будущего года планируют ввести центр в эксплуатацию. А вопрос компенсации ими даже не рассматривался.

По нашим сведениям, за этим последовал еще один раунд переговоров в верхах, венцом которых якобы стал автограф Черновец­кого на решении о сносе объек­та. 15 ноября на стройке должны были окончательно прекратиться любые работы. По неподтвержденным данным, сроки демонтажа строения уточняются, размер компенсации — тоже. Как утверждали в частных беседах специалисты, застройщики рассчитывали на получение 100—120 млн. долл. Какой будет окончательная сумма, а также из каких источников она поступит — неизвестно. Предпола­галось, что часть компенсации будет погашена за счет средств госбюджета, часть будет «конвертирована» в участок земли, который выделит столичная власть.

Хотя окончательная точка в деле о «Троицком» еще не поставлена, городское начальство уже вплотную занялось планами реконструкции НСК «Олимпийс­кий». Идея переделки принадлежит известному немецкому специалисту Мареку Новаку, имеющему опыт работы с подобными объектами в Берлине, Мюнхене и Кель­не. Согласно проекту (предварительно одобренному градостроителями, в том числе и главным архитектором Василием Присяжнюком), предусмотрена перестройка нижнего яруса и расширение верхнего, который планируют накрыть достаточно легкими выдвижными конструкциями из стали и специальных мембран со стальными нитями. Предусмотрены обогрев козырька и система слива. На территории цокольного этажа развернут торговую зону. В планах застройщиков — возведение целого ряда объектов: отельно-офисного комплекса, подземного паркинга на 400 мест, стоянки для передвижных телестанций, крытого теннисного корта, музея спортивной славы, центра для параолимпийцев и еще много чего разного-интересного.

Новое лицо столичных остановок
Особое внимание разработчики уделили вопросам безопасности. Планируется расширить число путей экстренной эвакуации. В частности, есть намерение «прорубить» дополнительный выход с верхних ярусов, ведущий в парк, расположенный со стороны бульвара Леси Украинки. Авторы проекта заверяют, что болельщикам понадобится не более 10 минут, чтобы покинуть свое место.

Расчетная вместимость стадиона составляет 74000 зрителей, хотя в специальной правительственной программе фигурирует другая цифра — 77000. На работы, связанные с преображением «Олимпийского» (которые должны быть завершены к 2010 году), рассчитывают потратить 1,5 млрд. гривен, взятых из госбюджета. Объем финансирования на ближайший год — 300 млн., в последующие два года сумма будет увеличена вдвое. Распорядителем средств определено Министерство по делам молодежи и спорта.

Ложку дегтя в бочку медовых обещаний подлила «Киевгосэкспертиза», специалисты которой справедливо заметили, что непосредственное планирование работ возможно только после того, как будет окончательно определена судьба «Троицкого».

Туманное будущее «Олим­пийского» — не единственная беда завтрашней столицы Ев­ро-2012. Один польский журналист назвал главной угрозой для чемпионата столичные автомобильные пробки. Если он и пре­увели­чил, то не слишком сильно. На­верное, было бы нечестно считать действующую местную власть единственной виновницей заторов. Но столь же нечестно не признать, что она не ищет эффективных способов борьбы с ними.

Однако в последнее время (согласно осторожным заявлением футбольных чиновников) Черновец­кий со товарищи вроде бы озаботились подготовкой к Евро вообще и проблемой пробок в частности. Кстати, представители ФФУ до сих пор скрипят зубами, вспоминая, сколь долго Леонид Михайлович отказывался визировать автограф под гарантийным письмом для УЕФА, едва не сорвав подачу украинской заявки.

Проэкт больницы скорой помощи на пр.Комарова
Попытки сделать в Киеве хоть что-нибудь осязаемое в рамках подготовки к Евро, по словам знающих лиц, регулярно наталкивались на стену равнодушия. Окошки в которой до недавнего времени появлялись разве что благодаря усилиям вице-мэра Анатолия Голубченко.

Причину изменения отношения Черновецкого к будущему футбольному форуму (если таковая действительно произошла) некоторые наблюдатели склонны пояснять угрозой досрочных выборов и желанием заручиться голосами болельщиков, коих в Киеве великое множество.

Как бы там ни было, мэрия наконец-то вроде бы приступила к разработке комплекса мер, направленных на придание столице человеческого облика. Особое внимание, по слухам, будет уделено борьбе с транспортными пробками.

По нашим сведениям, эксперты руководимой исполнительной дирекции по организации Евро-2012 выходили на Киевскую госадминистрацию с целым рядом соответствующих предложений. По словам самого Ивана Федоренко, необходимо сделать как минимум два решительных шага. Во-первых, вынести за пределы города автовокзалы и автостанции. Во-вторых, организовать массовое строительство многоэтажных наземных и многоуровневых подземных паркингов, в первую очередь вблизи станций метро.

Насколько нам известно, мэрия вообще не испытывала недостатка в советах по наведению транспортного порядка в столице. Некоторые из них выглядят вполне дельными. Упомянем некоторые. Итак, предлагалось:

— уточнить количество маршрутных такси, повысить уровень требований к техническому состоянию этих машин и уровню подготовки данной категории водителей;

— скорректировать маршруты движения общественного транспорта;

— в дневное время ввести запрет на проведение плановых дорожных работ, а также на движение грузового автотранспорта;

— ужесточить наказания за нарушение правил дорожного движения. В частности, узаконить обязательное лишение водительских прав (минимум на три года) за управление автотранспортом в нетрезвом состоянии и за езду по встречной полосе;

— внедрить автоматическую систему регулировки светофоров, позволяющую «глазастым» оперативно реагировать на изменение обстановки на столичных улицах.

Были более спорные, но также заслуживающие внимания ноу-хау. Например, предложение запретить парковку автотранспорта на проезжей части, по крайне мере на центральных артериях столицы. По замыслу авторов подобной идеи, такая мера возымеет дейст­вие только в том случае, если в городе будет достаточно паркингов, а цены за их использование будут адекватными. Следующим, после строительства стоянок, шагом должно стать принудительное приучение водителей к официальным парковочным местам. Чего греха таить, помимо объективной нехватки мест существует и субъективное нежелание платить.

Еще одно рацпредложение: уничтожить как класс нерегулируемые перекрестки. Данная идея опирается на знание специфики отечественного вождения. Незнание ПДД, помноженное на отсутствие должной культуры вождения, приводит к тому, что в часы пик на сквозных перекрестках машины пытаются ехать во все четыре стороны, в итоге движение закупоривается вовсе.

Но даже для непосвященного ясно, что главной прививкой против эпидемии заторов должна стать продуманная градостроительная политика, предполагающая дальнейшее развитие сети метрополитена, а также продуманное строительство мостов, развязок, эстакад и тоннелей. Ссылки на риск, связанный с наличием Днепра, приниматься не должны. В конце концов Сена, Темза, Шпрее, Влтава и Дунай не помешали Парижу, Лондону, Берлину, Праге и Будапешту вырыть необходимое количество необходимых транспортных коридоров. Да и дороги у нас, прямо скажем, не евростандарт.

Часть предложений, направленных в адрес мэрии, на Крещатике учли, над частью задумались, часть отвергли. Насколько можно судить, идея вынести автостанции за пределы столицы в городской управе не прижилась. А вот предложением о строительстве новых автовокзалов на основных въездах в Киев заинтересовались. Предпола­гается, что к 2011 году будут введены в эксплуатацию шесть подобных объек­тов, исполненных из стекла и бетона с учетом всех современных требований. Затраты могут составить порядка 100 млн. гривен, изыскать которые рассчитывают путем привлечения инвесторов.

Более или мене четкий план строительства парковок (если не ошибаемся) имеется пока только на территориях, прилегающих к «Олимпийскому». На бульваре Леси Украинки, улицах Мечникова, Горького (Антоно­вича), Боженко найдут пристанище сот­ни автобусов. Два потенциальных паркинга на Красноармейской (Большой Васильковской) будут готовы принять две с половиной тысячи авто. Площадки на Ямской и Короленко рассчитывают загрузить еще на три с половиной тысячи, а если будет одобрен проект строительства машинных многоэтажек — то на все десять.

Большие надежды возлагаются на строительство новых развязок. Семикилометровый Подольский мостовой переход через Днепр (который должен быть готов к 2011 г. и на который собираются истратить более 5 миллиардов гривен) обещает пропускать не менее 60 тысяч автомобилей в сутки. Реконструкция Московской площади предполагает возведение многоуровневой «раскрутки» и поможет максимально разгрузить сразу три проспекта — Краснозвездный, Науки и 40-летия Октября (Голосеевский). Столь же масштабные работы запланированы и в районе Ленинградской площади.

Ударными темпами (если верить бодрым рапортам столичной власти) идет покорение новых подземных рубежей. Предмет особого внимания — строительство станции метро возле нового стадиона, который должен появиться на территории На­ционального комплекса «Экспоцентр Украины» на проспекте Глушкова. Соответствующую ветку уже довели до Амурской площади.

Мэрия обещает сделать в транспортной сфере многое — в частности, обновить подвижной состав, оборудовать стильные остановки общественного транспорта и реконструировать линию скоростного трамвая. Не исключено, что скоростной трамвай соединит Киев и аэропорт Борисполь. Переделка главных воздушных ворот страны должна начаться уже в марте. Перемирие, наконец-то заключенное между дирекцией аэропорта и одной из частных компаний, позволяет вычеркнуть еще одну строку из графы «Проблемы». 3 миллиарда 225 миллионов инвестированных гривен будет потрачено на переоборудование существующих терминалов и достройку двух новых. Что же касается скоростного трамвая, то это лишь предложение, конкурирующее с двумя другими. Могут быть и альтернативные варианты — электричка либо наземная линия метро.

Не исключено также и то, что дальнобойные фуры, идущие от Борисполя в сторону Житомира, отныне будут миновать Киев к вящему удовольствию здешних автолюбителей. Принципиальное соглашение о строительстве объездного пути вроде бы уже достигнуто.

Закрывая аэродромную тему, отметим, что почти 146 миллионов госбюджетных гривен планируется потратить на приведение в божеский вид «Жулян». Не исключено, что в качестве резервной авиаплощадки будут готовить воздушный вокзал в Черкассах.

Настоящей сенсацией выглядит слух о готовности городских властей закупить вертолеты для быстрой эвакуации больных. Кстати, одна частная киевская клиника в рамках подготовки к Евро уже якобы приобрела два самолета для экстренной транспортировки хворых.

Вечная сирота — сфера здравоохранения — имеет шанс наконец-то почувствовать родительскую заботу отцов города. Запланировано строительство новой больницы скорой помощи на правом берегу, реконструкция клиники на бульваре Шевченко, чудесное преображение медцентра на Соломенке и запуск совре­менного Центра крови, который возведут на руинах существующего лечебного городка на улице Зоологической.

Ожидает Киев и настоящий отельный бум. К 2012 году в городе должны функционировать 24 четырех- и пятизвездочные гостиницы (общим числом 4728 номеров) и 53 двузвездочные (в которые смогут заселиться 3715 туристов). Сотни тысяч гостей рассчитывают разместить в мотелях, кемпингах, переоборудованных общежитиях и на кораблях, пришвартованных у киевских берегов. Между прочим, плавсредства в ходе Евро-2012 собираются использовать и по прямому назначению. Одесса и Днепропетровск выразили готовность выделить теплоходы для перевозки фанов, и эту идею организаторы встретили с пониманием.

Как утверждают спецы, строительство дорогих отелей в Киеве — вопрос, вызывающий наи­меньшее беспокойство. Мало кто сомневается, что уже в 2008-м будут сданы «Золотые купола» на Большой Житомирской. В 2009-м на Лютеранской появится «Софитель», а на бульваре Шевченко — «Хилтон». К 2011 году на Лыбидской рассчитывают возвести «Шератон». Куда больше сложностей может возникнуть с реанимацией переживающего вторую смерть «Лейп­цига» на Прорезной.

Беда в другом — далеко не все роскошные отели вписываются в архитектурный ансамбль города (точнее, в то, что от него осталось). Риск окончательно изувечить древнюю столицу высок как никогда.

Существует и другая опасность — насколько комфортными для избалованных евростандартами евротуристов окажутся переделанные общаги? Данный участок работ (равно как и строительство кемпингов и мотелей) для потенциальных инвесторов кажется куда менее привлекательным. А для организаторов выглядит куда более важным.

Представители исполнительной дирекции и Федерации футбола выражали сдержанное недовольство тем, как к решению проблем относится Минтранс. Необходимые дороги у нас так и не строятся — транспортники увлеклись строительством планов. Но даже в планах нет того, чего требует УЕФА, — сопутствующей инфраструктуры. То есть заправок, телефонов, душевых, маленьких, но комфортных закусочных и гостиничек. А также прочих маленьких удовольствий, к которым так привык еврожитель. И на которые плюет наш чиновник. Потому что на этом ни толком не заработаешь, ни украдешь?

План по валу, вал без плана

Предлагаем прекратить перечисление розданных обещаний. Обратимся к реалиям. Как, кем, когда и за счет чего все это будет исполняться? Согласно недавно принятой Государственной целевой программе, общий объем финансирования евроработ составляет около 125 миллиардов гривен (из которых примерно 18 миллиардов планировалось выделить из госбюджета). Впрочем, на днях Иван Федоренко и Анатолий Кинах эту цифру уточнили. По их словам, окончательная смета предполагает использование более чем 127 миллиардов (свыше 21 миллиарда — из госказны). Незначительная часть расходов (по разным оценкам — от 2 до 5 млрд.) покроет местный бюджет. Львиная доля затрат (ориентировочно более 103 млрд., или свыше 81% от требуемой суммы) — должна лечь на плечи инвесторов.

У неискушенного читателя подобные астрономические суммы могут вызвать благоговейный ужас. Однако собрать искомые средства совершенно реально. Согласно некоторым прогнозам, инвесторы готовы вложить даже больше, чем нужно. Евромундиаль — мероприятие крайне выгодное с предпринимательской точки зрения. Каждый доллар, вложенный в большой спорт, отбивается многократно. Иностранные инвесторы готовы построить в Украине дороги, мосты, аэропорты и отели, обеспечить аппаратурой, оборудованием, инвентарем и материалами.

Эмиссары западных и восточных фирм ринулись паковать чемоданы и заказывать билеты в украинскую столицу едва ли не на следующий день после исторического кардиффского решения. Уполномоченные переговорщики (представляющие в том числе и всемирно известные торговые марки) добрых полгода обивают начальственные пороги. Однако до реальных контрактов, подрядов и концессий еще ой как далеко.

Дабы детально описать все сложности, с которыми сталкиваются бизнес-структуры, готовые вкладывать средства и уже предложившие несколько сотен инвестиционных программ, потребуется издавать спецвыпуск «ЗН». Попробуем кратко остановиться на основных.

Итак, первое — отсутствие четкого плана действий организаторов и единого центра управления «европолетами». До сих пор существовали три структуры — исполнительная дирекция (сформированная Григорием Суркисом и завязанная на Григория Суркиса), организационный комитет (созданный Виктором Януковичем) и координационный совет (учрежденный Виктором Ющенко). На днях анонсировано еще одно ведомство — Национальное агентство, которое приступит к работе в лучшем случае после новогодних каникул. Координация и взаимопонимание между центрами принятия решений отсутствует. В какую дверь стучаться, многие иноземцы не знают до сих пор.

Препятствие второе — отсутствие как единой шкалы требований к инвесторам, так и единого «инвестиционного окна». Бюрократи­зация, плавно переходящая в коррупцию, капиталоносителей заметно отпугивает.

Третья проблема — частые изменения законодательства, сложные регуляторные правила, специфика нашей финансовой отчетности, во многом для нерезидентов не понятны. Отсутствуют четкие законодательные ответы на вопросы:

— кем и как будут защищены инвестиции;

— существует ли процедура передачи в лизинг государственной и муниципальной собственности;

— на каких условиях можно создавать концессии;

— кто и как определяет размеры получаемых дивидендов;

Если не будет изменено законодательство и ответы получены не будут, многие потенциальные вкладчики с рынка уйдут.

Четвертый препон — отсутствие необходимой информации об украинских фирмах-партнерах. Кроме того, всеядность наших бизнес-структур (которые часто занимается всем — от продажи нефти до шитья тапочек, от игорного бизнеса до торговли видеокассетами), многопрофильность, а потому ненадежная репутация фирм-партнеров иностранцев отчего-то смущает.

Сложность номер пять — слабое присутствие западного банковского капитала. Наши финансовые органы у закордонного бизнеса не вызывают достаточного доверия.

Шестая беда (на нее жалуются преимущественно небольшие фирмы, которые также хотят откусить свой кусочек европирога) — неадекватно высокие цены на все и всех, в первую очередь на аренду столичного жилья.

Седьмое лихо — невысокий уровень менеджерских кадров, недостаток квалифицированной рабочей силы, отсутствие необходимых современных технологий.

Кроме того, всех без исключения, от мала до велика, пугает:

— непрозрачность системы принятия решений;

— невообразимая хаотичность процесса.

Найти логику в нашем броуновском евродвижении нездешние предприниматели не могут. Попробуем мы?

Масштаб задач, поставленных перед страной, с самого начала потрясал воображение. Дабы обеспечить их выполнение, необходим был четкий план действий с обязательным указанием:

— характера и объема работ;

— точных сумм;

— реальных сроков;

— персональных исполнителей;

— уполномоченных контролеров.

Составлению плана должен был предшествовать хладнокровный анализ ситуации, объективный финансовый расчет и трезвая оценка возможных рисков. Специалисты, знакомые с международным опытом проведения подобных мероприятий, предлагали апробированную методику. По их мнению, национальная программа подготовки к Евро должна была соответствовать следующим требованиям.

Во-первых, следовало четко структурировать задачи. А просматривались как минимум шесть различных направлений деятельности:

— спортивная инфраструктура;

— транспортная инфраструктура;

— туристическая инфраструктура;

— сфера предоставления услуг;

— вопросы безопасности;

— правовое обеспечение.

В рамках реализации каждой из шести задач необходимо было наметить перечень требуемых мероприятий. Все запланированные проекты требовалось увязать по срокам, предусмотрев максимальное взаимодействие участников.

Во-вторых, напрашивалось определение уровня приоритетности. Любое мероприятие предлагалось оценить как «остро необходимое», «очень желательное» или «теоретически возможное». От этого зависело распределение материальных, организационных и кадровых ресурсов.

В-третьих, существовала потребность срочно выявить болевые точки. Проблемные либо «горящие» проекты заслуживали особого внимания, первоочередного финансирования, привлечения высококлассных кризисных менеджеров.

В-четвертых, требовалось обязательная детализация, дробление проблем, уточнение конкретных задач, за каждой из которых закреплялся бы конкретный исполнитель.

А еще спецы говорили о том, что подобный генеральный план должен появиться как можно скорее. Однако время шло, а дело не двигалось с мертвой точки. В начале лета Григорий Суркис публично обеспокоился непозволительной медлительностью властей. Представители Кабинета министров пообещали, что план действий увидит свет в сентябре. Президент уточнил, что он появится к октябрю. В итоге необходимый документ был утвержден на заседании Кабинета министров лишь в ноябре.

Близкое знакомство с Государственной целевой программой подготовки к Евро-2012 не дает лишних поводов для оптимизма.

Для начала, поспешим расстроить обнадежившихся тем, что страна наконец-то получила «фактическую бумажку, броню». Вооружив­шись которой, команда еврофутбольных интеграторов семимильными шагами рванет к реализации заветной мечты. Принятый документ суть промежуточный. Сие явст­вует из соответствующего правительственного постановления. Кабинет предписал министерствам, ведомствам, местным администрациям, органам самоуправления, а также крымскому правительству разработать и в двухмесячный срок принять отраслевые и региональные программы подготовки к Евро. С аналогичной рекомендацией Кабмин обратился к властям Киева, Донецка, Днепропетровска, Львова, Одессы и Харькова. Сроки исполнения — те же. Минэкономики, Министерству по делам молодежи и спорта, а также Федерации футбола Украины поручено оказывать разработчикам всяческое содейст­вие.

То есть итоговый документ мы получим где-то в январе? Не торопитесь. После того как все необходимые программы будут написаны и утверждены, их еще предстоит состыковать. Затем на основе полученного единого документа Министерство экономики разработает проект закона «Об общенациональной целевой программе подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу». Не позже 31 марта будущего года законопроект должен быть рассмотрен на заседании КМ. И только потом он отправится в Раду, чтобы стать законом.

Как скоро это случится? Напомним, что все без исключения политические силы клятвенно пообещали приложить все усилия для достойной встречи футбольного евролета. Хочется верить, что одобрение стратегии подготовки к континентальному первенству будет стремительным и единодушным. Но госпрограмма — это, помимо всего прочего, еще и план экономических мероприятий, финансируемых из госбюджета. При желании в любом пункте документа можно обнаружить частный коммерческий интерес. А бизнес-интересам свойственно не совпадать. Узрит кто-то в строительстве спортивной базы в Киевской области банальное стремление за недорого заполучить огромный кус драгоценной земли. И возьмет его за горло праведный гнев. Или пошлая зависть. И не нажмет он при голосовании нужную кнопку. Кто знает, в скольких депутатах VI созыва патриот возьмет верх над предпринимателем?

Одним словом, даже при удачном стечении обстоятельств генеральный план подготовки к Евро-2012 страна увидит только в апреле 2008-го. То есть в лучшем случае через год после триумфа в Кардиффе. Что из этого следует? То, что драгоценный год Украина, по сути, потеряла. Потому что без единой узаконенной программы системная подготовка невозможна. И если кому-то где-то хоть что-то за этот год удалось сделать, то случилось это не благодаря, а вопреки. Как это у нас обычно бывает.

Вообще упомянутое нами постановление Кабинета министров вызвало немало обоснованных вопросов. Из него, в частности, следует, что Минфин должен выделять средства на проекты, связанные с Евро-2012, «с учетом реальных возможностей». В переводе на общечеловеческий язык это означает следующее: стопроцентного финансирования соответствующих программ и мероприятий правительство не обещает. А должно было бы. Потому что обещание достойно провести футбольное первенство было скреплено соответствующими гарантиями государства. Сие обязывает Украину обеспечивать выделение необходимых средств в срок и в полном объеме. После того как первые лица государства завизировали официальные гарантийные письма, направленные в адрес УЕФА, обратного пути нет. Власть на еврофутбольные нужды обязана выдать все до копеечки. При необходимости — вынуждена будет обрезать финансирование любой внутренней программы, в том числе и социальной. В противном случае вся программа подготовки к финалу чемпионата просто развалится. А государство окончательно подмочит свою репутацию в глазах Европы, причем не только футбольной.

Заслуживает внимания еще один пассаж в тексте постановления: в долгом перечне структур, вовлеченных в процесс подготовки стратегической программы, постоянно фигурируют «другие заинтересованные органы». В плане, отличительными чертами которого должны были стать ясность, четкость и жесткость, не место подобным размытым формулировкам. С неназванной структуры нельзя спросить. Кроме того, сам факт существования «заинтересованных» и при этом безымянных органов дает основания сомневаться в прозрачности предложенного пути выработки важнейшей государственной программы.

Симптоматично, что, обращаясь к органам местного самоуправления, Кабмин не принуждает их разработать программы, а лишь «рекомендует». Оно и понятно: формальной власти над советами и мэрами правительство не имеет. Следовательно, и спросить по всей строгости не может. Обращаем ваше внимание на эту деталь по следующей причине. Когда отгремели кардиффские салюты, трезвые головы начали осторожно намекать: было бы полезно (в интересах общего дела) минимизировать участие региональной власти в процессе подготовки. И потому, что их присутствие способно тлетворно отразиться на общей дисциплине процесса. И потому, что в этом случае окажется зело трудно препятствовать попыткам региональных элит под вывеской Евро успешно обстряпать самые разные дела. Личные и коллективные. Иное краевое начальство, мотивируя необходимостью достойно подготовиться к Евро, оперативно взялось выбивать из госбюджета средства. Кто — на ремонт лифтов, кто — на строительство моргов. То, что будущие евротуристы не планируют околачиваться в наших подъездах и (тем более) не собираются массово вымирать, никого не беспокоило. Изобретательности и рвению местных бонз безусловно отдадим должное, но заметим, что ни эффективности, ни прозрачности важнейшему государственному делу это не придаст.

На самом деле вопрос о месте региональной власти в процессе организации футбольного евродейства — достаточно спорный. Нарезая им кусок полномочий, центральная власть исходила из вполне прагматичного расчета. В Киеве питали небезосновательные надежды на то, что развязать клубок проблем в каждом из регионов можно только в том случае, если будет сделан расчет на усилия местных бизнес-авторитетов, по совместительству являющихся владельцами футбольных клубов. Речь шла прежде всего об Ахметове, Таруте, Коломойском и Ярославском. Каждый из них имел возможность опереться не только на капиталы и знания, но и на поддержку местных властей.

Расчет оправдался лишь отчасти. Не все проблемы оказались решаемы. Конфликты бизнес-элит и разноголосица в местных советах то там, то здесь тормозили решение вопросов, связанных с выделением земли, отчуждением прав собственности, реконструкцией стадионов и аэропортов. Особенно острые проблемы возникли в Киеве, Львове и Одессе. Причем повлиять на решение центральная власть не может.

Сама же так называемая целевая программа стала образчиком хаоса. Ни жестких приоритетов, ни реальных исполнителей, ни точных сроков, ни детальных расчетов. Колонки — и цифры, судя по всему, взятые с потолка.

Кроме того, с легкой руки разномастных лоббистов план изобилует проектами, которые, вполне возможно, и важны для страны, но к Евро не имеют никакого отношения. Основным двигателем процесса стали не государственные приоритеты, а интересы инвесторов и элит.

Успеют ли исправить эти ошибки до появления итоговой программы? И кто это будет делать? Риск потерять Евро должен ускорить процесс поиска необходимых ответов.