UA / RU
Поддержать ZN.ua

Евро-2012 — шанс открыть Украину миру

Среди многих событий, которые ожидаются в Украине в ближайшие годы, все большую значимость и популярность приобретает финал чемпионата Европы по футболу 2012 года...

Автор: Борис Дейч

Среди многих событий, которые ожидаются в Украине в ближайшие годы, все большую значимость и популярность приобретает финал чемпионата Европы по футболу 2012 года. Евро-2012 и подготовка к нему являются предметом обсуждения в политических и правительственных кругах, в среде спортсменов и болельщиков. Эта тема также широко обсуждается в прессе.

Такое внимание закономерно, так как подготовка к проведению финала затрагивает практически все сферы нашего общества. Теснейшим образом она связана и с дальнейшим развитием туризма в Украине. Именно поэтому задачи, стоящие перед туристско-курортной сферой в связи с проведением Евро-2012, обсуждались 22 ноября на заседании экспертной комиссии по вопросам развития туризма и рекреации Национального совета по вопросам культуры и духовности при президенте Украины под руководством председателя совета Н.Жулинского.

Очевидно, что проведение в стране игр такого масштаба означает привлечение в Украину значительного числа приезжих — спортсменов, специалистов и болельщиков, словом, туристов из разных стран мира. Это действительно прекрасный шанс и уникальная возможность познакомить гостей чемпионата не только со стадионами и матчами, гостиницами и ресторанами, но и показать им красоту нашей природы, памятники истории и архитектуры, наконец, просто дать возможность ощутить тепло, гостеприимство и радушие украинского народа.

На мой взгляд, именно эта сторона предстоящего чемпионата является даже более важной, чем будущие спортивные и финансовые результаты. Это шанс открыть Украину Европе и миру, сделать ее уже в недалеком будущем привлекательной туристской державой, значительно увеличить турпотоки из зарубежных стран.

Сегодня мир переживает настоящий туристический бум. Стремительно растет число путешествующих. Если в 1950 году в мире международные путешествия совершали 25 млн. человек, то в 2000-м эта цифра достигла почти 700 млн. По прогнозам Всемирной туристской организации ожидается, что в 2010 году международные путешествия будут осуществлять более одного миллиарда человек. А если добавить к этому внутренние поездки и экскурсии, то окажется, что более трети населения планеты пребывает в статусе туристов. Общеизвестно, что удельный вес индустрии туризма составляет около 10% мирового валового национального продукта и 7% общего объема мировых инвестиций. Для более чем 40 стран мира туристская отрасль является основным источником поступлений в национальный бюджет, а для 70 — одной из трех его основных статей.

Какое же место на мировом курортно-туристском рынке займет в этой ситуации Украина, будет ли она востребована в обозримом будущем и что мы сможем предложить возрастающему потоку туристов?

Нас не может удовлетворять то, что, согласно отчету Всемирного совета путешествий и туризма, подготовленному в сотрудничестве с Оксфордским отделом экономических прогнозов, Украина занимает лишь 110 место в мире по уровню активности развития туристической индустрии. А ведь мы одна из ведущих стран в Европе по уровню обеспеченности ценными природными и историко-культурными ресурсами.

Учитывая нынешнее состояние туризма в Украине, для достижения поставленной цели необходимо в короткие сроки решить достаточно сложные проблемы. Современная туристская индустрия — очень сложная и многогранная экономическая система. Туризм не только прямо или косвенно охватывает большинство отраслей экономики, в том числе промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, страхование, связь, торговлю, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, сферу бытовых услуг, культуру, искусство, но и стимулирует их развитие. Туризм может и должен стать одним из самых эффективных средств получения прибыли, стимулирования рыночных отношений, активного влияния на занятость населения. Кроме экономического, важным является и политический аспект влияния туризма, поскольку имидж страны на мировой арене зависит и от впечатлений туристов, ее посетивших. Значительную роль туризм играет также в вопросах здравоохранения и духовной культуры населения.

Основой туристской индустрии является прежде всего туристская инфраструктура и туруслуги. Не секрет, что нынешнее состояние инфраструктуры не удовлетворяет сегодня ни украинских, ни иностранных туристов, а существующий уровень сервиса и качества предоставляемых услуг делает нас порой просто неконкурентоспособными.

Состояние транспортной инфраструктуры большинства рекреационных территорий характеризуется низким уровнем развития единой транспортной сети, придорожного сервиса и информационного обустройства, неудовлетворительным состоянием дорожного покрытия и безопасности дорожного движения. В части железнодорожного сообщения — изношенностью значительной части подвижного состава, высокой стоимостью проездных билетов.

Не лучше ситуация в коммунальной сфере. Запущенное техническое состояние инженерной и коммунальной инфраструктур в ряде регионов, дефицит воды, неразвитость канализационных сетей негативно сказывается на санитарно-эпидемиологическом состоянии туристско-рекреационных территорий. В курортных регионах недостаточно используются энергосберегающие технологии, неразвиты современные технологии утилизации и переработки бытовых отходов.

Все эти факторы, безусловно, сказываются на состоянии и качестве туристского продукта и курортных услуг, более того, постоянно отмечаются иностранными туристами и различными организациями как факторы, сдерживающие развитие туризма в Украине. Подготовка к Евро-2012 без решения этих, поистине насущных проблем просто невозможна и профильным министерствам предстоит выполнить действительно большой объем работы.

Я неоднократно поднимал вопрос о необходимости сохранения и эффективного использования имеющегося у государства богатейшего ресурсного потенциала, правда, чаще речь шла о природных лечебных ресурсах.

В контексте подготовки к чемпионату Европы, в ходе подготовки различных туров и экскурсионных программ необходимо серьезное внимание уделить состоянию туристских ресурсов, прежде всего, памятников природы, истории и архитектуры, объектов экскурсионного показа. Мы должны признать, что в Украине сегодня отсутствует целостная система их рационального использования, не определены направления их освоения и развития, уникальные природные и историко-культурные ресурсы часто используются неэффективно и незаконно.

В настоящее время около 70 процентов объектов культурного наследия Украины находятся в неудовлетворительном состоянии, а каждый десятый объект — в аварийном и требуют реставрации или реконструкции.

Учитывая, что историко-культурное наследие и уникальные памятники природы вызывают огромный интерес отечественных и иностранных туристов, мы должны активно использовать имеющийся потенциал, необходимо разработать эффективную модель создания туристской инфраструктуры в историко-культурных и природных заповедниках.

Безусловно, решение всех обозначенных проблем требует значительного бюджетного финансирования. Наряду с этим, и на государственном, и на региональном уровне следует продолжать работу над привлечением инвестиций в создание современной курортной и туристской инфраструктуры. При этом закономерно, что и иностранные, и отечественные инвесторы ожидают от нас создания благоприятного климата и реально действующего механизма содействия инвестициям. Только в этом случае можно рассчитывать на быстрое и качественное строительство новых и реконструкцию действующих объектов рекреационного назначения и инфраструктуры.

В Украине сегодня явно недостает объектов размещения высокого класса. К 2012 году запланировано строительство пяти- и четырехзвездочных отелей в различных регионах Украины. И как здесь не вспомнить народную мудрость: «Красна изба не углами, а красна пирогами». «Углы» могут быть построены по самым оригинальным проектам, с использованием самых современных технологий и материалов, это хоть и дорогостояще, но доступно и реально. А как быть с «пирогами», под которыми имею в виду качество обслуживания и предоставляемых туристских услуг? Уверен, что будущее сферы туризма в целом будет зависеть в большей степени от человеческого фактора, чем от технологий. Создание высококачественного конкурентоспособного туристского продукта требует подготовки все большего числа высокопрофессиональных и компетентных специалистов для работы в индустрии гостеприимства. Причем речь идет не только о подготовке руководителей предприятий и менеджеров. Уже сегодня предприятия рекреационного комплекса испытывают потребность в квалифицированных администраторах, среднем медицинском персонале, программистах, электронщиках, официантах, горничных, электриках и других категориях работников. Несмотря на то, что в каждом курортном регионе имеется значительное количество незанятого трудоспособного населения, многие курортно-туристские предприятия вынуждены приглашать на работу население из других местностей, решать вопросы его обустройства, обучать непосредственно на предприятии. Проблема эта с каждым годом становится все более острой, она требует детального изучения и значительно более активного участия в ее решении Министерства труда и социальной защиты.

Имеющаяся система подготовки кадров в целом не обеспечивает потребностей сферы туризма и деятельности курортов в специалистах среднего и более низкого звена, непосредственно обслуживающих туристов. Остро стоит вопрос повышения качества подготовки кадров, изучения иностранных языков, овладения необходимыми практическими навыками. К сожалению, отсутствует и целостная система повышения квалификации специалистов отрасли.

Актуальны на современном этапе и вопросы кадрового обеспечения управления курортно-туристской отраслью. Поэтому на государственном уровне необходимо решить вопрос подготовки кадров управления туристской индустрией, для чего в перечень специализаций направления подготовки специалистов туристской отрасли «Туризм» включить специализацию «государственное регулирование туристской отрасли», что позволит обеспечить подготовку кадров высокой квалификации для структурных подразделений местных органов исполнительной власти.

Я не ставил цель осветить в этой статье все проблемы, имеющиеся в курортно-туристской сфере. Однако и затронутые вопросы позволяют сделать вывод о необходимости усиления государственного регулирования в данной области. Этому, безусловно, будет способствовать выполнение указа президента Украины №136/2007 от 21.02.2007 «О мерах по развитию туризма и курортов в Украине», в соответствии с которым 2008 год объявлен Годом туризма и курортов в Украине.

В то же время, учитывая важность реализции государственной политики в рекреационной сфере, на мой взгляд, следует еще раз возвратиться к вопросу, который в последние годы неоднократно обсуждался на самых разных уровнях, а именно — о необходимости создания самостоятельного центрального органа исполнительной власти в сфере курортов и туризма. Как известно, это предусмотрено Законом Украины «О курортах», который был принят еще в 2000 году, но до настоящего времени не реализовано.

Согласно действующему законодательству, функции государственного управления в этой сфере осуществляют свыше 10 центральных министерств и ведомств. Полномочия этих многочисленных органов четко не определены, часто дублируются или, наоборот, не стыкуются, что в итоге обусловливает неудовлетворительное состояние государственного регулирования в этой сфере.

Имея опыт работы в туризме, я мог бы привести, да и приводил не один раз, массу примеров, это подтверждающих.

Из-за нестыковки Земельного кодекса, Водного кодекса и Закона Украины «О курортах» в части использования особо ценных природных территорий до настоящего времени не урегулированы вопросы их эффективного использования. Результат очевиден — не соблюдается санитарный режим, ведется хаотичная застройка побережья.

Не лучше обстоят дела и с природными лечебными ресурсами — поистине уникальными лечебными грязями, минеральными водами, термальными источниками. На сегодняшний день нет даже Государственного кадастра природных лечебных ресурсов, кадастра курортных территорий. В связи с отсутствием центрального органа по курортам и туризму их создание даже инициировать некому, не то что работать над их созданием. А ведь речь идет о недрах, и все эти вопросы должны контролироваться государством!

Убежден, что определять перспективу, разрабатывать стратегию и программы развития отрасли, видеть ее проблемы в комплексе, упорно и методично заниматься на государственном уровне их решением, координировать действия всех заинтересованных министерств и ведомств сможет только самостоятельный орган центральной исполнительной власти, наделенный всеми необходимыми полномочиями, — Министерство (Комитет) по курортам и туризму Украины. Только в случае создания профильного министерства или комитета можно создать действенную и эффективную вертикаль управления в сфере курортов и туризма, ведь в нынешней ситуации фактически нет подразделений по вопросам курортов и туризма в структуре большинства областных государственных администраций и местных органов исполнительной власти.

Предложение о создании самостоятельного центрального органа исполнительной власти в сфере туризма и курортов было высказано специалистами отрасли, деятелями науки и представителями общественности на Всеукраинском совещании по вопросам подготовки к туристско-курортному сезону, которое состоялось 5 апреля 2007 года под руководством первого вице-премьера Д.Табачника, а также на заседании экспертной комиссии 22 ноября. По итогам заседания комиссии принято решение направить соответствующее письмо-ходатайство в адрес президента Украины.

Вместе с тем считаю целесообразным восстановить деятельность Национального совета по вопросам туризма, тем более что это можно сделать достаточно эффективно и быстро, изменив статус и расширив полномочия уже существующей экспертной комиссии по вопросам развития туризма и рекреации. Думаю, что наступило время, когда ее полноправными членами должны стать представители науки, общественных организаций, специалисты отрасли. Если мы действительно хотим, чтобы все происходящее в отрасли и вокруг нее было прозрачным, то проекты нормативно-правовых актов и программ, а также их выполнение, проблемы и перспективы ее развития должны предметно обсуждаться на заседаниях совета с приглашением заинтересованных сторон. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.

Может показаться, что для решения поставленных задач у нас достаточно много времени. Однако объем работы, которую необходимо выполнить по их решению, не оставляет нам времени на раскачку. Поэтому очень хочу верить, что предстоящий финал футбольного чемпионата Евро-2012 не только воодушевит наших болельщиков и спортсменов, но и заставит всех заинтересованных лиц по-новому взглянуть на проблемы курортно-туристской отрасли и даст дополнительный толчок в ее развитии и приближении к европейским