UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕВГЕНИЙ КАРТАШОВ: ИНТЕРЕСЫ РЕГИОНА БЕЗУСЛОВНО ВАЖНЫ, НО ОНИ НЕ ВЫШЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

Если в январе 1999 года приход на должность председателя Запорожской областной госадминистрации Ев...

Автор: Владимир Писковый
Евгений Карташов

Если в январе 1999 года приход на должность председателя Запорожской областной госадминистрации Евгения Карташова был в значительной степени неожиданным, то два с небольшим года спустя его возвращение многими было воспринято как закономерность. Представляя Евгения Григорьевича активу области, Президент заметил, что его решение об отставке Карташова было ошибкой, которую спустя время он исправил. Сам же председатель происшедшее не расценивает как трагедию, полагая, что опыт работы Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в Казахстане позволит ему определить новые подходы в реализации задач, намеченных в период предыдущего руководства областью.

— Евгений Григорьевич, для Запорожской области в течение нескольких лет остается актуальной проблема частой смены председателей обладминистрации. На ваш взгляд, чем это обусловлено?

— Думаю, на это влияет конгломерат причин, вызванных процессом поиска наиболее приемлемой личности руководителя. На определенных этапах развития общества, как известно, именно роль личности во многом является определяющей. Очевидно, с учетом этого Президент и принимает решение, кто на каком этапе должен возглавлять конкретную область. И, честно говоря, я не склонен излишне драматизировать факт частой смены руководства. Процессу поиска оптимального кадрового решения характерна высокая динамика, что вынуждает претендента максимально, с полной самоотдачей использовать свои ресурсы. В этом отношении кадровая ротация имеет несомненные плюсы. Когда общество стабилизировалось, а экономика имеет устойчивую тенденцию роста, частая смена мало влияет на общий ход развития. Но сегодня очень часто приходится переходить на так называемое ручное управление, и очень много зависит от того, какая личность приходит к управлению областью. Сейчас настолько высокое напряжение и настолько большой клубок проблем, противоречий, что человек подчас не успевает восстанавливать свои силы к утру. Если раньше приходилось заниматься экономикой в чистом виде, то теперь на нее оказывает существенное влияние политика, коммерция. К тому же накладывается процесс перераспределения собственности, в котором сталкиваются серьезные интересы больших групп. И очень важно во всем этом найти разумный компромисс.

— Насколько существенны эти процессы для области?

— Разумеется, было бы неправильно утверждать, что Запорожье по интеллекту стоит выше других регионов, поэтому, дескать, нам и не приходится иметь дело с крайними проявлениями. Объясняется это, на мой взгляд, тем, что в области десятилетиями складывалась благоприятная атмосфера в плане исполнительской дисциплины как руководителей, так и возглавляемых ими трудовых коллективов. И сформировавшийся должный уровень доверия к руководителям позволяет сохранять стабильность. Разумеется, область не может жить в замкнутом пространстве. И если, допустим, определенная группа, которая занимает доминирующее положение в другом регионе, проявляет интерес к запорожским предприятиям, мы к этому относимся с пониманием. Если это идет во благо области, мы готовы оказывать содействие. Именно исходя из этого и будет строиться цивилизованное сотрудничество с теми, кто хотел бы стать собственниками запорожских предприятий.

— Тем не менее уже несколько месяцев остается нерешенным конфликт вокруг алюминиевого комбината.

— К сожалению, это так. Но я не склонен сейчас к однозначному выводу. Необходимо глубоко разобраться в происходящем. Хотя изначально я доверяю позиции, которую занимает директор завода. Прежде всего потому, что он хорошо знает производство и коллектив ему больше всего доверяет. В целом же процесс приватизации настолько сложен, что было бы по крайней мере неграмотно делать категоричный вывод относительно его проведения. На мой взгляд, у ВТФ «КрАЗ» были возможности реализовать себя как победителя. Однако по какой-то причине фирма не смогла внести требуемую сумму даже после продления срока. Поэтому Фонд госимущества вполне правомерно определил победителем «АвтоВАЗ-Инвест», который сумел соблюсти установленные правила игры. В сложившейся ситуации меня как руководителя области гораздо больше интересует, чьи интересы представляет «АвтоВАЗ-Инвест», насколько причастен к этому процессу непосредственно «АвтоВАЗ»? Ведь алюминиевый комбинат в значительной степени сориентирован на поставки Волжскому автозаводу, потреблявшему до 70 процентов продукции ЗАлКа. Если дело касается восстановления этих связей, то, безусловно, мы их только приветствуем. Поэтому мы внимательно изучаем инвестиционные обязательства этой компании. Если они будут приемлемы, мы их поддержим. Я предложил, чтобы в Запорожье приехало руководство «АвтоВАЗа» для совместного обсуждения проблем и подтверждения своего участия в процессе приватизации ЗАлКа. Но определиться нужно как можно скорее, поскольку алюминиевый комбинат лишен возможности заключать контракты, выполнять определенные поставки. А это уже чревато остановкой производства.

— Однако, согласитесь, определенный риск все же не исключен. Допустим, окажется, что интересы инвестора и области не совпадают, а что-либо изменить уже невозможно, поскольку формальная сторона процесса соблюдена.

— В принципе, вы правы, мы нередко становимся заложниками этого процесса. Поэтому должны быть тщательно разработаны критерии оценки на начальных этапах. Но в любом случае мы всегда должны быть честными по отношению к инвестору, который выполнил предложенные условия, требования законов Украины. Иначе другие инвесторы просто не захотят иметь с нами дело. А что касается риска… Все же следует учесть, что предприятие расположено на территории Украины, и если инвестор не будет выполнять свои обязательства, закон позволяет вернуться на исходные позиции.

— В этой связи особое значение имеют взаимоотношения центральной и региональной власти, которые зачастую обременены серьезными противоречиями. Помнится, два года назад вы высказывались о том, что являетесь сторонником выборности должности председателя областной госадминистрации. Ваша точка зрения изменилась?

— Нет, она остается прежней. На мой взгляд, выборность — это хорошая проверка отношения людей к руководителю, хотя она не лишена и определенных недостатков. На переходном этапе слишком значительно влияние сил, обладающих деньгами и механизмами манипулирования сознанием людей. Поэтому подчас достойные претенденты не могут победить, не располагая в достаточной степени финансовыми и политическими ресурсами. Следовательно, на переходном этапе, я считаю, назначение является оптимальным вариантом. Поскольку степень демократизма должна соответствовать степени развития экономики. Хотя, на мой взгляд, вполне уместным мог бы стать и эксперимент. Допустим, в нескольких регионах можно провести выборы главы области, что дало бы возможность сравнить эффективность обеих моделей.

— Но в любом случае — будь это выборная или назначаемая должность — конфликта в интересах территории и центра избежать вряд ли удастся.

— Эти противоречия в принципе неизбежны. Поскольку очень многое зависит не только от объективного, но и от субъективного фактора. Губернатор может быть законопослушным, а может демонстративно подчеркивать свою независимость. Это деструктивный подход, ведь государство — это прежде всего единый механизм, который должен работать слаженно. Мы все связаны невидимыми нитями, и любое противоправное действие неизбежно отрицательно скажется на другом регионе.

— На ваш взгляд, есть ли оптимальная модель, позволяющая свести противоречия к минимуму?

— Прежде всего — это принципы формирования бюджета, в котором в концентрированной форме выражаются интересы центра и области. Также необходимо учитывать значимость конкретной территории для государства. Ну и, в-третьих, следует принимать во внимание специализацию области, которая должна соответствующим образом дотироваться. Если, допустим, экологическая ситуация в Запорожье более сложная, чем в других регионах, значит, государство обязательно должно это учитывать. А что касается принципов управления, они должны строиться на законодательно выраженных функциях центра и регионов. Сейчас на этот счет есть много предложений и наработок, думаю, со временем они выкристаллизуются в наиболее приемлемую схему взаимоотношений.

— Так называемый формульный подход формирования бюджета вы расцениваете положительно?

— Безусловно. Это как раз и есть пример выработки принципов взаимоотношений, которые понятны и едины для всех. Разумеется, определенный коэффициент поправки, базирующийся на учете особенностей развития той или иной области, необходим. Ведь нельзя не учитывать того, что имеющийся потенциал, к примеру, Запорожской области создавался всей страной. Если не придавать этому значения, мы неизбежно возвратимся к старым принципам уравниловки. Кстати, это в равной степени относится и к взаимоотношениям областной власти с органами местного самоуправления. Командный стиль тут абсолютно неприемлем. Необходимо уважительно относиться ко всем руководителям регионов. В особенности к тем, которые законно избраны. Поэтому не случайно мой первый после назначения визит был в Запорожский горисполком, с которым, как и с остальными органами местного самоуправления, мы намерены работать совместно, решая имеющиеся проблемы.

— За эти несколько дней, которые вы пребываете в новой-старой должности, какие перемены в области вас обрадовали или огорчили?

— Прежде всего отрадно то, что экономика все-таки начинает оживать. Особенно это касается машиностроения. В нем большую роль играет автозавод и группа предприятий-смежников. С пуском на этой неделе главного конвейера, полагаю, процесс оздоровления экономики пойдет более интенсивно. Приятно, что ощущается стремление предприятий поднимать свое производство, проводить модернизацию, тем самым закладывая базу для дальнейшего развития. Сегодня в области практически нет задолженности по заработной плате и пенсиям. Мне очень импонирует, что новое поколение руководителей искренне стремится наводить порядок на предприятиях, в городах, районах. Например, Бердянск завоевал титул города наилучшего оформления среди курортных городов. В лучшую сторону меняется и вид областного центра. Хотя, конечно, нерешенных проблем хватает. Сегодня очень остро стоит вопрос создания мостового перехода через Днепр, и мы пытаемся его решить не только на уровне государства, но и своими силами. Серьезное беспокойство вызывает топливно-энергетический сектор. Мне кажется, в попытках решить эту проблему мы все время бросаемся в крайности, тем самым предоставляя возможность определенным структурам реализовывать свои корыстные интересы. Я же сторонник того, чтобы управление ТЭКом было прозрачным, гласным и находилось под контролем руководства области. Это прежде всего относится к управлению облэнерго и генерирующих предприятий. Что касается социальной сферы, меня очень беспокоит отсутствие глубокой программы борьбы с бедностью. И это касается не только так называемых льготных категорий, которым оказывается помощь. Помимо них есть очень много бедных людей. Значит, необходима серьезная программа по оказанию им помощи, особенно тем, кто находится на грани выживания. Но методами перераспределения эту проблему не решить. Выход заключается только в общем подъеме экономики. И в этом отношении меня серьезно беспокоит то, что определенные структуры стремятся прибрать к рукам многие наши предприятия, не имея на то достаточных инвестиций, а лишь желание «порулить». В подобных случаях обладминистрация будет занимать принципиальную позицию по отстаиванию интересов региона.