UA / RU
Поддержать ZN.ua

Это есть их последний…

«Ересь» и «заговор». Так определяют политики двух противоположных лагерей — бело-голубого и оранжевого — последние события в Харькове...

Автор: Филипп Дикань

«Ересь» и «заговор». Так определяют политики двух противоположных лагерей — бело-голубого и оранжевого — последние события в Харькове. Обычный же наблюдатель, скорее, воспользуется лозунгом периода развитого социализма: «Программу партии — в жизнь!». Все так и есть: «регионалы» выполняют свои обещания — на сессиях городского и областного советов приняты беспрецедентные решения, заседание депутатов горсовета мэр Харькова Михаил Добкин даже назвал историческим. «Городские» депутаты три крупные стройки закрыли, а еще тридцать шесть приостановили на неопределенное время. Все они стоят не одну сотню миллионов долларов, были разрешены предыдущим депкорпусом и стали предвыборной мишенью харьковских бело-голубых. Местные застройщики уже назвали итоги городской сессии большим ударом по большому бизнесу. Депутаты областного совета тоже приводят в исполнение свой приговор, правда, не неодушевленным объектам, а конкретному человеку. Областные избранники замахнулись на губернатора Арсена Авакова, о чем, впрочем, честно предупреждали его и избирателей также задолго до выборов.

Прелюдия

Дни, когда проходили обе сессии, во всех отношениях выдались горячими: и в смысле погоды, и по накалу страстей, который со времен минувших парламентских выборов, похоже, только увеличивается. Наиболее эмоциональным оказалось собрание депутатов областного совета. Итак, харьковские представители Партии регионов за несколько месяцев до окончания избирательной кампании, когда стало ясно, что за ними большинство, причем не только в Верховной Раде, сделали первые заявления о том, что на первых же сессиях облсовета поставят вопрос о недоверии губернатору Авакову. Правда, на самой первой сессии этого не случилось, она была технической: выбирали председателя совета (им стал народный депутат двух последних созывов, «регионал» Василий Салыгин), замов и т.д. А вот на следующей сессии решили заслушать отчет руководителя Харьковской обладминистрации о проделанной работе и социально-экономическом состоянии области. «Было правильно поставить вопрос о недоверии после того как будет дана оценка работе губернатора — удовлетворительная или неудовлетворительная», — объяснил позицию партии Василий Салыгин. Заявление же о недоверии, сделанное еще накануне выборов, — политическое, и основывалось, как сказал новый глава облсовета, «на заявлениях и жалобах людей и организаций на протяжении 2005-го — первого квартала 2006 года: это падение производства, задолженность по зарплате и другие показатели». За неделю до начала второй сессии облсовета, 27 мая, член политсовета ПР, бывший харьковский губернатор Евгений Кушнарев официально озвучил позицию партийцев: фракция в полном составе будет голосовать за отставку Авакова. Причем голосов одних только бело-голубых вполне хватало, чтобы выразить главе области недоверие — во фракции Партии регионов в Харьковском облсовете 83 депутата. В этом случае президент обязан был бы не только принять решение об отставке или неотставке Авакова, но и обосновать собственный ответ депутатам. Если же недоверие губернатору выражают две трети представителей облсовета, президент, согласно Конституции Украины, обязан без объяснений подписать его отставку.

Бой — не кровавый, но святой и правый

Третье июня стало своеобразным судным днем как для сторонников, так и для противников отставки действующего губернатора. За несколько дней до «часа Х» по радио стали звучать призывы прийти на митинг в поддержку Арсена Авакова. Накануне сессии на площади Свободы возле здания облгосадминстрации, где должно было пройти заседание областного совета, появились разделительные кордоны, которые защищали здание от возможных эксцессов, а заодно не давали возможности митингующим из противоположных лагерей столкнуться. Стороны подготовились основательно: с утра 3 июня площадь заполонили сторонники и противники отставки Авакова, а также возведения русского языка в статус регионального. Заявки на проведение митинга подали 11 партий и политических организаций. Устроители собирались вывести к зданию обладминистрации 47 тысяч человек, однако, по данным милиции, на площадь пришли около 20 тысяч. Отчет губернатора в повестке дня оказался на четвертом месте, после протестов прокурора по поводу организационных вопросов работы аппарата облсовета и, непосредственно, вопроса о русском языке в Харьковской области. Вопроса о недоверии главе обладминистрации в повестке дня сессии не было. Русский язык получил в Харьковской области, как и в ряде других, статус регионального. При этом представители Партии регионов заявляли, что не возводят русский в новый статус, а всего лишь узаконивают существующее положение и «учитывают права русскоязычного населения области» (депутат Владимир Алексеев). Тут же народные избранники ввели новый праздник — День русского языка, который и отметили через три дня — 6 июня, в день рождения Александра Пушкина. Противники языковых мероприятий называют эти решения облсовета политическими: «Русский язык в защите не нуждается, — уверен бывший руководитель аппарата Харьковской обладминистрации, ныне депутат ВР от БЮТ Валерий Камчатный. — За примерно полтора года моей работы в аппарате не было ни одного отказа кому-либо, кто обращался в администрацию на русском языке».

Только после решения языковой проблемы на местном уровне с отчетом о положении Харьковской области выступил губернатор Арсен Аваков. Думаю, выступление главы области нет смысла пересказывать. Достаточно сказать, что его общая тональность соответствовала официальному четвертому месту региона среди областей Украины. «Регионалы» ответили уничтожающим выступлением Владимира Калашникова, который озвучил так называемый альтернативный доклад рабочей группы, сформированной из одиннадцати представителей Партии регионов, члена фракции коммунистов, прогрессивного социалиста и представителя партии «Віче». Доклад группы был не просто альтернативным. Ее выводы оказались абсолютно противоположны той оптимистичной картине, которую нарисовал губернатор. При этом «альтернативщики» также ссылались на данные официальной статистики. Цифры, приведенные в докладе Авакова, «регионалы» считают неправдоподобными: «Точно говорить о достоверности цифр, которые привел губернатор, можно только после проведения независимого аудита, — объясняет разницу в цифрах двух отчетов Василий Салыгин. — В доклад депутата Калашникова были положены факты на основании справок, которые дали в управлениях областной государственной администрации, под докладом подписались члены рабочей группы». Обвинения в том, что о работе группы остальным депутатам ничего не было известно, глава облсовета отрицает, называя это лукавством.

Однако все это были только цветочки. Кульминации достигли после того как депутаты, достаточно бурно обсудив оба доклада, 103 голосами «за» против 18 несогласных поставили губернатору «неуд». После голосования, около 16 часов, Василий Салыгин вносит то самое долгожданное предложение: выразить главе Харьковской области недоверие. Голосование тайное, в заседании сессии объявлен перерыв. Результаты превосходят ожидания: более чем две трети депутатов (105) выразили губернатору недоверие. Против — один, воздержались трое. Назревает скандал: двое членов счетной комиссии отказываются подписывать протокол, а заместитель главы облгосадминистрации Ярослав Ющенко обвиняет «регионалов» в нарушениях в ходе голосования. «По нашим данным, — говорит Ющенко, — депутаты от фракции Партии регионов собирались в малом зале с бюллетенями, то есть покидали помещение для голосования... При этом они голосовали не лично... По нескольку бюллетеней в урну кидал один человек».

Кто слабое звено?

«Антиконституционный мятеж» — так окрестила в тот же день харьковские события лидер БЮТ Юлия Тимошенко. «Это месть определенных политических сил и фигур за проигрыш в президентской кампании, — считает Валерий Камчатный. — Они до сих пор не понимают, что худой мир лучше доброй ссоры». Камчатный заявил, что к цифрам рабочей группы, выступившей с альтернативным докладом, в ближайшее время появятся комментарии Арсена Авакова, да и составляли его, по словам бютовца, люди, далекие от экономики. Сам харьковский губернатор обжаловал в суде решение сессии облсовета о вынесении ему недоверия и заявил, что в повестку дня Верховной Рады может быть внесен вопрос о роспуске облсовета: «Верховная Рада Украины может распустить областной совет за неоднократное нарушение конституционных законов и законов Украины. К сожалению, на все наши призывы не нарушать Конституцию и находиться в пределах своих полномочий, областной совет в течение двух сессий принимает решения, идущие вразрез законодательному полю Украины».

— Популистское заявление, ни на чем не основанное и, мягко говоря, абсурдное. Я бы его назвал ересью, — так ответил губернатору Василий Салыгин. — Мы не на базаре находимся, чтобы торговаться. Мы живем в стране с верховенством законов. Во-первых, надо, чтобы вопрос был включен в повестку дня на заседании ВР, во-вторых, чтобы депутаты за него проголосовали.

В общем, перед Харьковом сейчас стоит новый вопрос: кто окажется слабым звеном — губернатор или областной совет? Президент думает, как реагировать на постановление сессии облсовета: увольнять Авакова либо менять законодательство. А на 16 июня назначено первое заседание суда по иску главы Харьковской областной госадминистрации.