UA / RU
Поддержать ZN.ua

Если нельзя, но очень хочется….

История покупки нового автомобиля для крымского спикера продолжает набирать скандальные обороты...

Автор: Валентина Самар

История покупки нового автомобиля для крымского спикера продолжает набирать скандальные обороты. Напомню вкратце уже изложенное в «ЗН» три недели назад и вызвавшее большой общественный резонанс. Председатель ВР Крыма обзавелся завидным автомобилем — Mercedes-Benz S500Long . Несмотря на то что спикер уже несколько недель ездил на новом автомобиле, покупка оплачена не была. По истечении указанного в договоре срока продавец — ОАО «Таврия- Авто» обратилась с иском в Хозяйственный суд с требованием взыскать с покупателя — управления делами ВР автономии — сумму покупки — 1 миллион 243 тысячи 500 гривен. Управделами в своем отзыве на иск признало его в полном объеме. Прокурор автономии В.Шемчук в комментарии «ЗН» отметил, что выяснения требуют два обстоятельства: соблюден ли закон при проведении тендера на закупку автомобиля и предусмотрены ли эти расходы бюджетом автономии. Прокурору данная ситуация напоминала не очень умные схемы, когда в обход закона через судебное решение пытаются использовать бюджетные средства.

Теперь — для баланса — история в версии председателя ВР автономии. Как неоднократно заявлял А.Гриценко, автомобиль такого класса автономии просто необходим. Ни Верховная Рада, ни Совет министров Крыма не имеют собственных автомобилей представительского класса, а те, что используются (два «Мерседеса S 500»), арендуются у Государственного управления делами. При этом ГУД несколько раз пыталось вернуть переданные в аренду автомашины. Поэтому «было принято решение, чтобы в последующем не было каких-то конфликтных ситуаций с автобазой ГУД, приобрести автомашину представительского класса для Верховной Рады АРК», поясняет А.Гриценко. Крымский спикер утверждает, что были проведены все необходимые тендерные процедуры для покупки нового «Мерседеса», но перечислить фирме, победившей в тендере, деньги за автомобиль управделами ВР не смогло. Главное управление Госказначейства в АРК отказало в проведении платежа, потому что сумма покупки превышала предельно установленную постановлением Кабмина, которое ограничивает закупку авто для спикера и премьера автономии суммой в 300 тысяч гривен. После того как продавец обратился с иском в суд, говорит Гриценко, власти попытались «найти другую правовую основу для приобретения автомашины». Таковой стала покупка «Мерседеса»… самим А.Гриценко. «С 18 июля 2007 года автомобиль «Мерседес» принадлежит частному лицу, — заявил спикер на пресс-конференции. — Мы нашли форму, чтобы избежать бюджетного финансирования, избежать нарушений действующего законодательства». Для оплаты за покупку автомобиля А.Гриценко взял кредит в банке. «Поэтому все вопросы, связанные с разговорами о незаконном приобретении данной автомашины, о каких-то теневых схемах приобретения автомашины, минуя тендерные процедуры, я думаю, исчерпаны», — заявил председатель парламента.

Увы, вопросы не только не исчерпаны, их становится все больше. И то, что теперь «Мерседесом» владеет частное лицо и приобретен он за деньги небюджетные, совсем не означает, что история с неудавшейся попыткой приобрести его для нужд того же лица, но в статусе должностного, должна быть забыта и похоронена. Как раз наоборот. Итак, спикер утверждает, что управделами ВР «были проведены все необходимые тендерные процедуры, в соответ­ств­ии с законом, на основании тех документов, которые были необходимы для приобретения машины». Однако выводы Тендерной палаты Украины, которая в порядке контроля произвела проверку пакета документов, сопровождавших закупку «Мерседеса» на предмет их соответствия закону «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», свидетельствуют об ином.

Тендерная палата считает, что «закупка была произведена с грубым нарушением действующего законодательства». Перечень нарушений насчитывает 16 позиций, в связи с чем договор следует признать недействительным. Назовем самые приметные нарушения, указанные в выводах Тендерной палаты.

«Эквивалентами автомобиля Mercedes-Benz S500Long W/V 221171 по техническим составляющим (двигатель, трансмиссия) и комплектностью (техническое задание Заказчика) могут быть такие марки автомобилей: Volkswagen Phoeton, BMW 7, Lexus LS. Однако требование заказчи­ка относительно кузова автомобиля (W/V 221171) предусматривает, что производство и поставка возможны только компанией Daimler Chrysler AG или ее официальным дилером.

Таким образом, техническое задание на приобретение автомобиля Mercedes-Benz S500Long W/V 221171 было заведомо составлено под конкретного поставщика, у которого был в наличии именно такой автомобиль, поскольку модель Mercedes-Benz S500Long W/V 221171 поставляется на территорию Украины только по заказу (срок поставки от одного до 4 месяцев со дня заявки)».

«В нарушение требований ч.4.ст.7 Закона к участию в торгах допущены участники, которые являются связанными лицами, а именно: учредителем ОАО «Таврия-Авто» и ООО «АвтоДомОдесса» является АТ «Украинская автомобильная корпорация». Кроме того, ни один из трех участников тендера не имел права быть допущенным к торгам, так как информация о них отсутствует в тематическом каталоге участников проце­дур закупок, издающегося Тендерной палатой. Поэтому их предложения должны были быть отклонены, а сами торги — отменены. Но эти требования закона также были нарушены. По выводам Тендерной палаты Украины, за подписью председателя правления В.Ла­бы, действия тендерного комитета управления делами ВР АР Крым могут содержать признаки деяний, определенных ст. 364 (злоупотребление служебным положением) Уголовного кодекса».

Анатолий Гриценко от действий своих подчиненных публично отмежевался: «Каждый отвечает за свое. Я не обслуживаю ВР по техническим вопросам». Естественно, для этого есть управделами. Однако совершенно очевидно, что действовали его сотрудники не по собственной прихоти и воле, а исполняя задачу, которая была сформулирована, по нашей информации, совершенно четко: хочу такую! Так что, кто подвел людей, что называется, под статью, очевидно. Хотя несомненно: у каждого члена тендерного комитета УД парламента было законное право не подписывать сомнительные с точки зрения хорошо известного им закона документы. И выбор: поступить по закону или оказаться в немилости. А нрав у Анатолия Павловича на этот счет очень крутой. Заявления же спикера, что после оформления автомобиля как частной собственности историю эту нечего комментировать, выглядят неубедительно. Сознательная попытка приобрести его за бюджетные деньги вопреки закону и постановлению КМ была, действия, подпадающие под соответствующие статьи, в том числе и УК, совершены.

Но пойдем дальше. Попытка спикера изложить скандальную историю в версии своего законопослушания — с признанием правоты «замечаний» управления Госказначейства и последующим за этим поиском «правового пути» приобретения желанного авто уже не за бюджетные деньги — опровергается фактически и документально. Следуем по датам. По договору покупки автомобиля (№ 187 от 17.05.07), оплата его должна была быть осуществлена в течение 15 банковских дней. Товар был передан покупателю 22 мая. Дата последнего дня уплаты в договоре не указана, но легко посчитать, что деньги должны были поступить на счет «Таврии-Авто» не позднее 11 июня. Теперь — внимание. Из пояснения на исковое заявление «Таврии-Авто», предоставленного начальником Главного управления Госказначейства Украины в АРК Ж.Заевской, следует, что для регистрации договора на покупку автомобиля управделами ВР автономии обратилось в управление Госказначейства… 27 июня. Таким образом, сроки уплаты по договору уже были нарушены и у продавца и без отказа Госказначейства были основания для взыскания бюджетных денег через суд. Как ни крути, а версия о том, что такая схема вытягивания бюджетных средств была задумана изначально, выглядит гораздо убедительнее истории Гриценко. Будь Анатолий Павлович таким законопослушным, как он себя позиционирует, ничто не мешало после отказа Госказначейства в регистрации обязательств попросту вернуть автомобиль и упредить скандал с совершенно очевидными правовыми последствиями. Но этого не произошло. 4 июля продавец подает иск в хозяйст­венный суд, а управделами признает его в полном объеме, что позволило бы суду иск удовлетворить.

Скорее всего, так бы оно и было. Если бы не оперативное реагирование прокуратуры Крыма и не широкое обнародование истории в СМИ, толчком к которому послужила публи­кация в «ЗН». Решение суда по ходатайству прокуратуры АРК откладывается. Третьей стороной в суде признано управление Госказна­чейства, свои выводы предоставила Тендерная палата. Очевидность незаконности сделки, кажется, уже ни у кого не вызывает сомнения. И вдруг выясняется, что договор закупки автомобиля расторгнут. И что интересно: с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска «Таврия-Авто» обращается в суд 25 июля. А договор, как указано в документах, с управделами ВР был расторгнут еще 18-го числа. Т.е. еще неделю суд был в неведении истинного положения вещей по делу, находящемуся в его производстве.

Что же произошло за эту неделю? Тут счет, судя по всему, даже не на дни, а на часы. Ибо в тот же день, как утверждает А.Гриценко, он получил в коммерческом банке кредит и приобрел желанный автомобиль. А уже следующим днем датирована его регистрация в МРЭО г. Керчи (редакция располагает копиями документов). На пресс-конференции спикер сообщил, что сумма кредита равна стоимости автомобиля — 1243,5 тыс. грн., процентная ставка по кредиту составила 18% годовых. Залоговым имуществом по данному кредиту является сам «Мерседес». Срок погашения кредита — 15 лет. Согласно утвержденному графику погашения, А.Гриценко обязался ежемесячно выплачивать банку 6,9 тыс. грн и уже оплатил за прошлый месяц. Заработная плата, по словам Гриценко, составляет более 17 тыс. грн. в месяц, поэтому он в состоянии нести такие расходы. При этом предоставить СМИ и общественности документальное подтверждение факта получения кредита он отказался. Журналистам на расстоянии был показан документ («Если вы не видите — купите очки»), на настойчивые просьбы автора увидеть лишь сумму кредита и процентную ставку, а также залоговый договор спикер только еще раз пролистал бумаги.

Никоим образом не покушаясь на конфиденциальную информацию как самого договора, так и личной жизни спикера, поясню, почему общественности в данном случае так важно было получить именно документальное подтверждение утверждений А.Гриценко — высшего должностного лица автономии и госслужащего первого ранга.

Берем калькулятор и считаем. Спикер сообщил, что ежемесячно будет выплачивать банку 6 900 гривен. Умножаем на 12 месяцев и 15 лет. 1 242 000. Т.е., сумма, которую Гриценко вернет банку через полтора десятка лет как раз равна стоимости авто, даже на полторы тысячи гривен меньше, но это мелочи. Вопрос: а где же 18 процентов годовых? Сумма не маленькая — 223 тысячи
830 гривен в год. Т.е. ежемесячно только проценты «потянут» 18 652,5 гривни. Зарплаты уже не хватит. А еще ведь нужно выплачивать сумму самого кредита — те самые 6 900 грн. в месяц.

Как сказал мне опытный банковский работник, вариантов ответа на заданный выше вопрос может быть два. Либо кредит беспроцентный (объяснять не надо, что такая льгота означает для госчиновника высшего ранга?). Либо Анатолий Павлович сделал солидный первоначальный взнос, о чем предпочел умолчать, ведь сразу же возник бы вопрос: откуда? К слову, версия о том, что кредит может быть погашен гораздо раньше 2022 года,(а потому, возможно, впечатляющие суммы по процентной ставке кредита у А.Гриценко и не отложились в памяти), не кажется такой уж и фантастической.

Второй интересный момент. По словам спикера, залоговым имущест­вом является купленный на взятый кредит автомобиль. В таком случае в документах на покупку и регистрацию автомобиля при оформлении в ГАИ должен был остаться значительный след. Однако, как сообщил источник в силовом ведомстве, интересующий нас автомобиль зарегистрирован «без кредитних обтяжень». Если бы таковые были, на пользование автомобилем распространялся целый ряд ограничений: от запрета выезда за пределы Украины без ведома банка до обязательного страхования (опять же кстати — сумма, должно быть, немаленькая). Редакция располагает подтверждением, что кредит А.Гриценко получил под залог автомобиля. Тогда вопрос: почему МРЭО это не известно?

К спикеру же и славной ГАИ есть еще несколько вопросов. Связанных с номерной каруселью, сопровождавшей легализацию заветной мечты Анатолия Павловича ездить непременно на этом автомобиле. Правда, этой слабостью — снимать номера с одного авто и перевешивать их на другое — грешат многие наши сановники. Но тут история особая. Сначала номер «044», принадлежащий «старому» «Мерседесу» спикера, перецепили на новый, еще не оплаченный, а когда разгорелся скандал, на машине появились номера новой серии — АК 7700ВР. Они же присвоены после регистрации и личному автомобилю А.Гриценко. Как это все оформлялось в ГАИ, вопросы уже к прокуратуре. Известно, что эта номерная серия в сто номеров была специально заказана ВР Крыма в МВД Украины. Сам Анатолий Павлович не видит ничего зазорного в том, что на его частной машине установлены номера государственной серии «ВР»:«Мы сегодня эти номера будем раздавать предприятиям и организациям, депутатам Верховной Рады Крыма, предприятиям республиканской формы собственности и частным лицам. Законом не предусмотрено их закрепление за какими-то учреждениями или организациями, поэтому вы с этой серией номеров увидите и другие машины».

Веселясь, спикер также заявил, что в аренду парламенту свою машину сдавать не хочет — жалко ведь, но ездить на работу на ней будет. Все время с момента покупки А.Гриценко действительно ездит на своем авто, но за рулем у него, по-прежнему, служебный водитель. Намеренно не пишу о моральных аспектах приобретения госчиновником дорогой игрушки. В этом случае, похоже, как с гуся вода. И не задаюсь вопросом — как эта история отразится на карьере А.Гриценко. Замечу только, что народонаселение уже смутно помнит обстоятельства и суммы, сопровождавшие нефтегазовую деятельность Алексея Ивченко, и даже не заглядывает в пропасть ее последствий для страны. Но дорогой автомобиль, который чиновник не стыдясь справил себе за народный счет, помнить будет всегда. Скоро можно будет заказывать номерную серию. «Леша-Мерседес», «Толя…

Правда, у летописцев Анатолия Павловича другой настрой. «Мы говорим об инвестиционной привлекательности Крыма, но не можем из аэропорта доставить очень серьезных людей, которым мы предлагаем вложить инвестиции в экономику АРК. Разве это нормально?» — цитирует спикера парламентская газета «Крымские известия» и пишет: «Пока же автономия вполне может оказаться в такой неприглядной ситуации. Разве что спикер будет возить высоких гостей на своем личном автомобиле. Кстати, во всем цивилизованном мире (о стремлении в который так любят говорить украинские политики) политдеятели высокого уровня не пользуются государственными машинами, а ездят на собственных автомобилях. И ничего страшного в этом нет. Крымский спикер, видимо, первый в Украине, кто последует этой европейской традиции». Да уж…