UA / RU
Поддержать ZN.ua

Еще раз о Магараче

Что дает отмена распоряжения, подписанного Януковичем? Способно ли оно остановить подозрительную реорганизацию «Магарача»?..

Автор: Валентина Самар

В среду на заседании правительства Юлия Тимошенко сообщила об отмене распоряжения правительства Виктора Януковича «О согласовании предложения о создании Музея виноделия «Магарач». В самом распоряжении причины отмены указанного решения не приводятся. Со слов народных депутатов, присутствовавших на заседании, Юлия Тимошенко коротко сообщила, что распоряжение предшественника является незаконным и необходимо сохранить национальное достояние, которым является «Магарач».

Напомним историю, изложенную в материале «Милые дачи за счет «Магарача» в предыдущем номере «ЗН». В сентябре прошлого года премьер- министр Украины Виктор Янукович подписал распоряжение (№ 746-р), которым согласовал предложение Украинской академии аграрных наук о создании Музея виноделия «Магарач» как предприятия с государственной долей в его уставном фонде более 50 процентов. Никаких других документов опубликовано не было. Более того, и руководство института винограда и вина «Мага­рач», и президент УААН уверяли «ЗН», что никакие решения на их уровне не принимались. Однако Михаил Зубец подтвердил информацию, с которой к автору обратились сотрудники «Магара­ча»: вследст­вие распоряжения КМ предполагается перевод всей опытно-производственной базы из п. От­радного на ЮБК в с.Вилино Бахчисарайского района, где ранее было Предгорное опытное подразделение института, а ныне — дирекция агрофирмы «Мага­рач». Туда же решено перенести и знаменитую коллекцию вин «Магарача». На эти мероприятия, по словам Зубца, по распоряжению Кабмина уже выделены 12 миллионов гривен, а финансирование ведется через Минагрополитики. При этом академик не смог ответить на вопрос, какими документами весь этот процесс сопровождается, единственное, по его словам, — все решения принимались правительством, без участия УААН.

Второй существенный момент — Михаил Зубец сообщил, что еще не знает, как будет использоваться освободившееся от производства и ученых территория. Сейчас там, кроме завода, находятся энотека, (насчитывающая более 20 тысяч бутылок возрастом до 170 лет, среди них — и занесенные в Книгу рекордов Гиннесса как самое старое русское вино три бутылки «Муската розового Магарача, урожая 1836 года), дегустационный зал, опытные площадки института, виноградники — 13 последних гектаров муската белого, из которого производят самое титулованное вино «Магарача». Здесь, в Отрадном, и начиналась славная история школы отечественного виноградарства и виноделия. И 180 лет никому и в голову не приходило поставить в ней точку. С переносом всего и вся в Бахчисарайское предгорье. За исключением вынужденной эвакуации института и коллекции в годы войны.

Все эти действия мало вяжутся с процессом музеификации. А многими — народными депутатами, заместителем постпреда президента в АРК, специалистами ФГИ и сотрудниками «Магарача» — воспринимаются как попытка теневой приватизации (через создание совместного предприятия) всенародного достояния. Это во-первых. А во-вторых — попыткой очередного дерибана южнобережной земли. Примечательно, что по соседству находится знаменитый пансионат семейного типа, принадлежащий «Межрегиональному промышленному союзу» Антона Пригодского. В народе пансионат называют «дачей Януковича». От физиологической площадки института ее отделяет каменный забор, а возведена она на месте бывшей ампелографической коллекции института. Приращивание территории дачи уже было — и тоже за счет земли «Магарача». Институт отказался почти от гектара, который правительство Крыма передало МПС в аренду для «проведения противооползневых работ».

Итак, что дает отмена распоряжения, подписанного Януковичем? Способно ли оно остановить подозрительную реорганизацию «Магарача»? Да, но только в том случае, если на свет будут вытащены все остальные документы, принимавшиеся в развитие «музейного» распоряжения Кабмина.

Народный депутат Андрей Сенченко (БЮТ), который на прошлой неделе и передал премьеру документы по реогранизации «Ма­гарача», уверяет, что вслед за отменой распоряжения Януковича «последует правовой анализ всей цепочки последующих решений». От инициирования данного вопроса — до решений, которые принимались на уровне правительства, министерства агрополитики, а также УААН, института «Магарач» и агрофирмы. «Академия аграрных наук — организация общественная, однако предприятие-то государст­венное, поэтому возможность проверки есть, — говорит А.Сенченко, — И там, где нужны будут административные решения — они будут приниматься. Это однозначно. Кроме того, мы (крымские депутаты от БЮТ. — Авт.) намерены инициировать создание следственной парламентской комиссии по использованию и выделению земли в Крыму».

Комиссиями Крым не удивишь — главное, чтобы результат был. Вот и сейчас здесь работают бригады МВД, проверяют законность использования земли, в том числе — сельхозназначения. Сменено руководство Ялтинской милиции. Как заявлял министр Юрий Луценко — в связи с тем, что прежнее «молча следило за разворовыванием земли». Еще в декабре Луценко сообщил, что в Крыму будет работать специальное подразделение по расследованию преступлений в сфере земельных отношений, которое возглавит генерал Разумский. (Пожелание от сочувствующих крымских чиновников — укрепить подразделение компетентными в земельной сфере сотрудниками, а то эффективность от их работы будет мизерной.)

Не буду напоминать, сколько и какого уровня комиссий по земле уже работало. Вал для пиара секретарей СНБО и министров был замечательный, а воз и ныне там. А сколько замечательных уже расследованных в Крыму дел были истребованы ГПУ и затерялись на годы! В случае же с «Магарачом» есть замечательный шанс для нового правительства показательно и доказательно довести дело в отстаивании закона до логического завершения.

А именно. Провести комплексную проверку использования земли, имущества и значительных бюд­жетных средств, которые получал в последние годы «Магарач» для своего развития и поддержки. Что и как «потерялось» во время реорганизации агрофирмы «Мага­рач» в начале прошлого года? Сколько осталось земли вообще из тех 76,6 гектара, на которые «Мага­рач» получил госакт в начале 90-х? Как в частные руки ушла бывшая контора ОПБ «Магарач», и как академик А.Авидзба стал обладателем роскошной квартиры в Ялте, в доме, построенном той же фирмой? «Гидами» по всем этим вопросам готовы выступить и нынешние, и бывшие сотрудники «Магарача». (Мои познания, например, за неделю после публикации обогатились двумя «уведенными» участками в Отрадном — территории бывшего гаража и строительной группы, в общем больше гектара).

И отдельный вопрос — сохранность коллекции вин «Магарача», которая является национальным достоянием. Здесь свое слово должны сказать специалисты, а за ними — законодатели.

И очень бы хотелось что-то внятное услышать от крымской власти. Помнится, когда министр агрополитики Баранивский вел маневры по такой же подозрительной реорганизации «Массандры», на защиту встали все, невзирая на политические войны. От постпреда Москаля — до спикера Гриценко. Теперь Анатолий Павлович говорит только о том, что будет разбираться, дескать, решение принималось в Киеве. Нескладно: по поводу «Массандры» у Крыма тоже мнения не спрашивали. И это опять нас возвращает к тому, кто на даче отдыхает.

Таким образом, точку не ставим. Сомневаюсь, что авторы идеи «заведения инвестора» в лоно «Магарача», накачав бюджетными средствами Вилинское предприятие, откажутся от своих планов. И не сомневаюсь, что попытки зачистки от виноделов и ученых склона над знаменитой дачей, будут продолжаться. В конце концов, кто в Крыму Хозяин?