Помнится, в пору апогея советского застоя и сплошного дефицита был такой эрзац-кофе. Напиток, из него приготовленный, обладал специфическим кисловатым привкусом, а его потребление сопровождалось сплевыванием шелухи цикория. Причем, сколько порошка из жестяной баночки в джезву ни сыпь — лучше не станет. То есть количество в данном эксперименте никак не могло перейти в искомое качество — не тот исходный продукт.
Так и с демократией в Украине. Сколько политики правильных слов ни говорят, сколько ни убеждают в готовности к реформам, построению свободного общества со свободным рынком — послевкусие кислое и шелуху сплевывать приходится все чаще.
Да, власть сегодня слаба как никогда — она без стыда демонстрирует свой страх лишиться контроля даже в самом маленьком сельсовете. Иначе — зачем массово совершать сомнительные с точки зрения чистоплотности и легитимности действия, способные гарантировать нужный результат? Среди методов:
— массовая добровольно-принудительная мобилизация в партию власти мелкого и крупного чиновничества;
— массовые предложения, от которых трудно отказаться, проходным местным политикам:
а) баллотироваться от партии власти; б) отказаться от мысли баллотироваться вообще;
в) снять уже зарегистрированную кандидатуру. В случае отказа есть реальная угроза попасть под следующий пункт:
— задействование правоохранительных органов для расчистки поля от политических конкурентов.
На двух последних взаимосвязанных моментах остановимся подробно, приводя в качестве иллюстраций крымские примеры — они наглядные. Предвыборный негласный призыв в Партию регионов был для ее крымского лидера Василия Джарты мерой вынужденной. Только несведущие в крымских реалиях люди могут полагать, что полуостров — базовый регион ПРУ и Виктора Януковича и здесь проживает ядро его электората. На самом деле это море голосов всегда наполнялось множеством ручейков (сторонники коммунистических и социалистических идей, носители пророссийских, антиукраинских и особенно просоветских настроений, те, кто против Ющенко, против Тимошенко, против меджлиса и всех оранжевых вместе взятых и т.д.), при этом еще и подкачивать приходилось с помощью админресурса, денег и фальсификаций. Зеркало этой раздробленности электората — структура нынешнего крымского парламента, где у ПР было всего-то треть мандатов, но коалиция из представителей союзнических сил позволила взять все руководящие посты в ВР и правительстве. Это лезущее по всем швам лоскутное одеяло, как уже однажды писалось, Джарты решил превратить в жаккардовое — крепкое, хоть и сотканное из разного рода нитей. Процесс массовых перебежек в партию власти пошел по всему Крыму аккурат накануне выборов. В одиночку (мэры городов) и целыми группами (Блок Куницына минус он сам, депутаты от ПСПУ, СДПУ (о)). Но тут, как говорится, все было по согласию. Другое дело — оппоненты, которые отказывались верить, что альтернативы Партии регионов на этих выборах не будет, потому что не должно быть. В их числе и те, кто совсем не враг партии власти, потому как в этой власти работает.
Семнадцать кандидатов в депутаты по мажоритарным округам от «Сильной Украины», по словам первого номера партийного списка на выборах в ВР автономии Александры Кужель, под давлением должностных лиц в своих регионах отказались баллотироваться и забрали документы из избиркомов. «Людей приглашал, к примеру, мэр города. Если это предприниматель, ему говорили, что участие в выборах будет несовместимо с его бизнесом, если госслужащий — что ему трудно в дальнейшем будет работать», — рассказывает Кужель.
Второй круг «зачистки» от соперников — отказ в регистрации кандидатом в депутаты или мэры либо же отмена регистрации. Наиболее веселые примеры крымские СМИ приводят из Южнобережья. Выдвиженцу «Фронта перемен» Николаю Рубанику отказали в регистрации кандидатом в мэры Алупки уже дважды. Сначала избирком обнаружил, что в автобиографии есть неточности и отсутствует место работы, хотя претендент точно помнит, что код предприятия указывал. В суде, по его словам, он увидел, что первый лист декларации заполнен не им — то есть лист подменили. Исправление «неточностей» к регистрации вновь не привело — теперь члены комиссии указывают на грамматические ошибки. Второй претендент на участие в борьбе за кресло мэра Алупки — выдвиженец «Батьківщини» А.Шурман был лишен регистрации… по собственному заявлению. Причем заявление об этом он якобы написал 15 сентября. А зарегистрирован был 29-го. В самой Ялте проблему решили просто. Решение по регистрации «ненужных» кандидатов в депутаты не принимается по естественной причине. Большинство членов комиссии… воздерживается при голосовании. То есть: два «за», один «против», 13 воздержались. Абсурд? Нет, в Крыму это — продолжение традиций президентских выборов.
Третий круг избавления от соперников партии власти — почти по классике: вначале планировались торжества (демократии), затем — аресты, а потом решили совместить.
Надо сказать, что практика «зачисток» предвыборного поля с помощью силовиков применялась здесь и ранее. К примеру, в 1998 году накануне местных выборов власть центральная (президент Л.Кучма, министр МВД Ю.Кравченко) дала генералу Г.Москалю, в ту пору возглавлявшему крымский главк милиции, мандат на «зачистку» власти и подступов к ней от элементов, имевших конкретное отношение к криминалу. Но эти «зачистки» ни в какое сравнение с нынешними не идут. На сегодня под арестом находятся мэры трех южнобережных курортных городов и поселков: Алупки — А.Харитонов, Алушты — В.Щербина, Ливадии — А.Мамыкин, в розыск объявлен мэр Гурзуфа В.Гамаль, в отношении которого тоже возбуждено уголовное дело, но его не задерживали. Андрей Харитонов был задержан на следующий день после выдвижения от партии «Союз», Владимир Щербина — через несколько дней (он тоже выдвиженец этой партии), Анатолий Мамыкин подал документы как претендент от КПУ. С Виктором Гамалем интересно: его регистрация кандидатом в мэры была отменена решением Ялтинского горсуда, затем, 8 октября, апелляционный суд его регистрацию восстановил. И сразу же появилась информация о возбуждении уголовного дела по подозрению в незаконном выделении двух земельных участков коммерческой структуре. Гамаль подал заявление о снятии кандидатуры, и теперь он объявлен в розыск. Все остальные задержанные уже находятся под арестом. Всем инкриминируются должностные преступления при принятии земельных решений.
Надеюсь, не найдется среди читателей «ЗН» человек, который может заподозрить автора в наивности относительно законопослушности взятых под стражу и находящихся на воле южнобережных мэров. О крымских аферах с землей, разворовывании санаториев, особенно — детских, парков и заповедных мест, причем с документальными свидетельствами, полученными в ходе журналистских расследований, с называнием имен и «крыш», больше «ЗН», пожалуй, не писал никто. И мэр Алупки, и мэр Ливадии там были частыми героями, как и фигурирующие в уголовных делах земли детского противотуберкулезного санатория имени Боброва, и пляжные зоны. И не смешные шесть участков по одной сотке, распоряжение которыми сегодня инкриминируется Харитонову, а значительно больше. И никаких новых проверок проводить не надо было — по многим решениям многолетними стараниями прокуратуры Крыма времен В.Шемчука и В.Бойко уже есть вступившие в силу решения судов — «незаконно, отменить». В том числе по попыткам переполовинить территорию санатория им. Боброва, по застройке эллингами пляжной зоны. Плюс протест по сдаче в аренду шести гектаров Милютинского парка, в первом решении — фирме, которая была зарегистрирована на день позже выдачи разрешения на составление проекта землеустройства!
Поэтому случись эти аресты и возбуждение уголовных дел в отношении мэров вчера — до их выдвижения кандидатами, сразу же после прихода к власти Партии регионов, сразу же после проверок, назначенных правительством Джарты, — это было бы одно дело. Но, зная о трудностях, которые испытывает команда Джарты на Южнобережье с кандидатами от себя, — веры в наведение порядка с землей мало. Тем более что обвинения мэрам, которые базируются на незаконности решений, принятых местными советами, то есть коллегиальным органом, — главное обстоятельство, которое указывает, что дела в судах «посыплются». Если они туда вообще дойдут…
Но главная интрига выборов-2010 в Крыму — кто станет мэром столицы автономии. Здесь, как и на ЮБК, ПР столкнулась с острой нехваткой кадров. В результате долгих поисков в кандидаты был выдвинут малоизвестный и непубличный бывший менеджер строительной компании «Консоль», принадлежащей спикеру В.Константинову, и вслед за ним пришедший в политику Виктор Агеев. Слабость соперника и неистраченный потенциал подвигли лидера партии «Союз» Льва Миримского выставить свою кандидатуру. По замерам «союзовцев», Миримский имеет рейтинговый перевес в два раза. По опубликованным замерам регионалов — все в точности наоборот. Весь Симферополь, включая воздух, т.е. эфир, наводнен агитацией Агеева. На него работает своим авторитетом и ресурсами сам Джарты и заочно — с билбордов и растяжек — президент Янукович. По имеющейся у «ЗН» информации, Джарты предпринимал попытку договориться с Миримским, однако встречи не увенчались успехом. Накал достигнет апогея в считаные дни. Регионалы очень рассчитывают, что лидер «Союза» снимется сам. Вопрос — что и кто его к этому подвигнет. Упреждая нехорошие события, в пятницу Миримский распространил обращение к руководителям ГПУ, СБУ, МВД. «В связи с тем, что я не снял свою кандидатуру с выборов Симферопольского городского головы, по поступившей мне информации, в правоохранительных органах целенаправленно проводится проверка моих предприятий и фирм, готовятся материалы для возбуждения уголовного дела в отношении меня с целью лишить меня свободы», — говорится в письме. В связи с этим Миримский заявляет, что, как законопослушный гражданин, готов: прибыть по первому зову любой силовой структуры и предоставить любую интересующую информацию, включая график передвижений и выступлений перед избирателями, и в СМИ, предоставить любые документы, а свои паспорта (общегражданский и заграничный) — и вовсе на хранение в органы прокуратуры. То есть убегать и скрываться не намерен. За все это просит одну малость: «дать возможность мне и моим избирателям осуществить свои конституционные права, принять участие в выборах 31 октября 2010 года».
Наверное, много просит?
Но дело тут, как понимаете, не в Миримском (о котором тоже много написано, а те, кто не боялся называть вещи своими именами, долго ходили по судам), не в отдельных кандидатах и даже не в терпящей разгром оппозиции. А в необходимости получить четкий ответ: это еще выборы или уже их окончательный эрзац-вариант, и следующие все списки и кандидаты будут согласовываться на Банковой и в местных штабах правящей партии? Или она к тому времени уже будет одна, и все вопросы снимутся сами по себе?
Это вопросы не только к власти, взявшей жесткий курс на построение «главной руководящей и направляющей силы», но и ко всем политическим партиям, лидеры которых играли в поддавки и зарабатывали на продаже мест в списках, а теперь громко стенают о нарушениях во время выборов. Мнение народа в этот раз уже наверняка будет вторично — по причине невозможности установить подлинные результаты его волеизъявления. Но ему убедительно расскажут…