UA / RU
Поддержать ZN.ua

Элита, или Несколько слов "ни о чем"

Наш самолет сейчас летит не вверх, будем откровенными. Элиты - наш альтиметр, который должен нам недвусмысленно показать, когда земля начнет приближаться со скоростью, несовместимой с жизнью.

Автор: Надпись-На-Заборе

Наши размышления относительно сочетания двух слов: "украинская" и "элита" колеблются в пределах более или менее риторических вопросов: а) "да какая там элита?!" либо б) "а где ее взять?!". Все это инкрустируется фырканьем и нецензурщиной. До вопроса "а зачем она нам вообще нужна?" мы дохрамываем реже, поскольку он, если честно, заставляет сформулировать ряд ответов не совсем риторических.

"Что в имени тебе моем..."

В первую очередь следует, наверное, разобраться с нашим толкованием понятия "элита". Положим руку на сердце, - большинство из нас убеждены, что вроде бы понимают, "про шо кино", но дьявольские детали порождают нехорошие подозрения в том, что прочтения этого слова у нас разные. Прагматичный англосаксонский мир элитой называет сравнительно небольшие группы людей, владеющие непропорциональными массивами денег и политического влияния. Мы - неисправимые романтики (поскольку славяне), и такого рода понимание концепции "элитарности" считаем возвеличиванием банального, осуждения достойного, ростовщичества со стажем. Инстинктивно мы не спешим ставить знак равенства между украинской властью-олигархией и украинской элитой. Но есть нюанс.

На первый взгляд наша воображаемая элита видится нам какой-то такой... особенной, "не такой". Дальше объяснить немного сложнее. Советская украиноязычная традиция безжалостно-автохтонно приоритезировала среди толкований термина "элита" (читаем академсловарь) следующие: "1. Лучшие экземпляры каких-либо растений, отбираемых для выведения новых сортов". Вот же. Дальше о семенах, "лучших животных определенной породы, отличающихся крепостью строения тела..." (п. 3) и т.д. Пункт четыре дословно звучит так: "4. О людях, выделяющихся среди других своим общественным положением, умом, способностями и т.д.". Правда, "и т.д." трогает до слез?

В наши дни мы, подхватив "эстахвету", подняли планку на новый уровень. Владеющие Интернетом, - вот для смеха, задайте слово "элитный" (на украинском) его величеству гугл-поисковику. На первой странице получите разнообразие интересных и поучительных комбинаций словосочетаний и предложений: "элитный детский лагерь", "элитная посуда", "элитный квартал", "взорвался элитный ресторан "Апрель" (неплохо) и - шо ж там - "элитный киевский отель оказался борделем".

Инстинктивное и академически зафиксированное некоторое ощущение туманной "возвышенной инакости" в нашем сознании начало переползать в категорию предметной "престижной статусности".

"Тільки такого, саме такого, як я…"

Проблема не в том, что толстосумы с обделенной аристократической традицией территории отчаянно пытаются тащить себя известно откуда "в князи". Немного неприятно наблюдать их чад-лицеистов, которые бойко чешут матом о напряженных событиях школьного дня, похлебывая кофе по 40 грн засветло и Бог весть что - в клубах вечером. И проблема даже не в том, что не только родители, но и учителя накачивают их осознанием того, что они - элита. Проблема в том, что мы, сильно не-элитарные, хотя и брюзжим, но часто не без зависти покупаемся на всю эту клоунаду. Мы сами даем право на жизнь толкованию элиты как носителя "функции управления социумом, а также создания новых моделей (стереотипов) поведения, позволяющих социуму приспосабливаться к существующему окружению". Элита как образец приспосабливания к правилам игры, которые мы глубоко в душе презираем?..

Пассионариев, людей протеста, мы, согласитесь, тоже не воспринимаем как "элиту". Некоторых из нас радует, что нашлись люди, которые "не словом, а делом" и так далее, но глубоко в душе мы их тоже опасаемся. Поскольку сейчас оно вроде бы и правильно, что с "этими" надо делать то-то и то-то, а завтра уже придется оправдываться, что мы не из "этих", а послезавтра вообще запутаемся, кто имеет право решать, кто - "эти", а кто - "не эти".

А следовательно "элиты" необходимы нам не как руководящий, "ролетворческий" институт, которого мы должны панически бояться или который мы будем вынуждены не менее панически копировать. Нам нужны люди и из них состоящие сообщества, которые будут служить нам своего рода указателем, а не стаей павианов с пестрыми хвостами. Элиты, которые в состоянии аргументированно и на понятном нам "языке" время от времени объяснить, посоветовать чего следует избегать, а чего - "берём", в часто непростых решениях относительно того, куда и как мы движемся как семья, община, общество в конце концов.

Чтобы мы им доверяли. Но и чтобы они нам тоже. Чтобы решение оставляли за нами, и нам не грузили жалкое "или вы с нами, или...". Это важно, поскольку они нам все же нужны. Нам необходимо ощущение, что нас кто-то, кому мы доверяем, действительно представляет во взаимоотношениях с большим миром - нашей властью, другими регионами, другими государствами и континентами...

Наедине вдвоем

Что мы делаем по этому поводу?

Политикам мы не верим, даже (и возможно особенно) тем, кого избираем. Там мы пользуемся аргументацией далекой от "доверия", не будем врать себе. Мы голосуем за "этих", лишь бы "не за тех". За тех, кто "нравится", кто является меньшим злом из имеющихся и т.д. Да и не выборам определять, кого мы считаем элитой. Элита - наша несбыточная мечта о неформальном представительстве наших интересов во взаимоотношениях со всеми без исключения избранными или назначенными "представителями народа", включая тех, кого мы демократически избрали. Поскольку им, а особенно их окружению, мы тоже не доверяем. Были бы наши властители всех мастей за последние лет двадцать хоть немного способны читать мудрые книги, - понимали бы, что опыт многих ныне несуществующих сверхдержав им принес бы пользу. Говорят, китайская империя сильно пострадала, когда верных правилам и мудрости конфуцианцев в аппарате заменила на евнухов, которым было все по... ну, по барабану, кроме начальства. Госструктура деградировала. Обиженные конфуцианцы пошли в народ и силой неопровержимого авторитета заложили основы разрушения династии.

Бог с ними, они никогда ничему не научатся, властные наши. Облачка мудрецов-конфуцианцев нам нужны. Поскольку есть вещи, в которые они глубже нас "должны смочь" углубиться, лучше нас сформулировать заключения и позиции, озвучить их без воплей и политической "целесообразности".

Но вот мы так вопрос не ставим и такой "технической задачи" не предлагаем тем, кто, возможно, был бы заинтересован. Ниша заполняется бессмертными политтехнологами. Лучшими животными определенной породы, которые отличаются крепостью строения тела... Каким-то непостижимым образом они стали единоличными знатоками того, о чем мы думаем и как воспринимаем. В большинстве цивилизованных стран эти пророки зарабатывали бы на нещедрый хлеб гаданием по руке экзальтированным пенсионерам.

Мир вокруг нас изменился навсегда. Нам многое нужно объяснить. Если поднять глаза на минутку от "атласа квартиры" или даже "атласа Украины", вдруг окажется, что мы являемся частью геополитических игр, борьбы за исчерпывающиеся ресурсы, временами грубой. В большинстве мы - пассивные участники и почти всегда - даже не представляем, что таковыми являемся. В социальном, культурном, морально-этическом пространстве взрывы происходят едва ли не ежемесячно, и нас несет в водоворот непонятного и угрожающего со скоростью, к которой мы не всегда способны адаптироваться. Мы (напрасно) делаем вид, что все это нас не касается...

* * *

Это неправда, что мы живем только бытом. Нас беспокоят сотни проблем, некоторые из них заставляют нас принимать решения относительно дальнейшей судьбы наших семей. Наше отношение к работе, к детям, наша (не)любовь друг к другу, наша не-гордость от совместного пребывания на одной территории, наше специфическое понимание общественной морали, наша потерянность относительно Украины во все более глобализированном мире…По этому поводу нам хочется, нам необходимо с кем-то поговорить. И тут, в который раз, придется поработать нам. Дело не в нашей вине, ее нет - большевики истребляли то, что можно было считать элитой, десятилетиями. Мы должны ее "придумать", дать понять, что у нас есть такая острая необходимость, надеяться, что отзовутся достойные, и - главное - не дать себя надуть.

Потому что наш самолет сейчас летит не вверх, будем откровенными. Элиты - наш альтиметр, который должен нам недвусмысленно показать, когда земля начнет приближаться со скоростью, несовместимой с жизнью.

В этих обстоятельствах мы не можем себе позволить такую роскошь, как легендарный "элитный секонд-хенд".

Надпись-На-Заборе