UA / RU
Поддержать ZN.ua

Электоральные ожидания и «нормы» партстроительства

Украинская политическая элита, еще не успевшая отойти от постреволюционных «разборок», начинает активно готовиться к парламентским выборам...

Автор: Сергей Кужка

Украинская политическая элита, еще не успевшая отойти от постреволюционных «разборок», начинает активно готовиться к парламентским выборам. В лагере оранжевых гасят разгорающиеся конфликты, «потерявшиеся» социал-демократы и Партия регионов пытаются определить свою стратегию, а остальные сто двадцать с лишним партий активно сбиваются в коалиции. Разобраться в образовавшемся политическом многообразии не берутся даже сами политики, однако специалисты прогнозируют, что формирование нового состава Верховной Рады произойдет по двум, наиболее вероятным сценариям.

За четыре месяца, прошедших после революции, оранжевые переквалифицировались в партию власти, после чего их «единый» лагерь начали сотрясать локальные конфликты. Неустанно декларируя крепость уз, связывающих ее с Виктором Ющенко, Юлия Тимошенко старается все же дистанцироваться от президентской команды и позиционировать себя как носителя незамутненных идеалов Майдана — в противовес «бюрократической группировке» в лице Петра Порошенко, первого помощника президента Александра Третьякова и министра транспорта и связи Евгения Червоненко. В той или иной мере они уже пытались добиваться отставки премьера. Но Тимошенко стремится создать политическую ситуацию, которая исключала бы ее смещение до парламентских выборов в марте 2006 года.

Вполне вероятно, что, по замыслу премьера, формирование проправительственного большинства в Верховной Раде сделает ее отставку невозможной (Ющенко просто не сможет уволить премьера, который опирается на поддержку парламента). Однако этот план уже начал давать сбои: «интуитивное» управление экономикой, постоянные ссылки на ошибки прежнего Кабинета министров и напряженные отношения с парламентариями усиливают позиции Порошенко&Co, и неопределившимся политикам придется серьезно подумать, прежде чем объединяться вокруг спорной в плане политических перспектив фигуры премьера. Блок Тимошенко останется ключевым игроком на выборах, но сочувствовавшие «оранжистам» люди, столкнувшись с нехваткой бензина и стихийной ценовой политикой правительства, могут перейти в электоральное болото.

Выгоду из намечающегося конфликта между представителями новой власти уже порывается извлечь оппозиция. Партия регионов Януковича и объединенные социал-демократы активно акцентируют промахи правительства и рассчитывают на «политический реванш». Но катастрофическое падение рейтинга и отсутствие внятной стратегии на выборах (пока оппозиционеры ограничиваются только противопоставлением себя официальному Киеву) оставляет им очень скромные шансы на успех. Поэтому главную угрозу для оранжевых, скорее всего, будут представлять партии политического компромисса, которые, не идя на открытый конфликт с властями, предложат свой сценарий выхода из намечающегося кризиса.

Многие эксперты сходятся на том, что формирование нового состава Верховной Рады будет происходить по двум наиболее вероятным сценариям. Если Ющенко и Тимошенко удастся сохранить хотя бы видимость команды, они достаточно спокойно обеспечат себе парламентское большинство, но сохранить идеалы Майдана им уже не удастся. После выборов политический климат сменится с постреволюционного на застойный — независимо от желания лидеров революции строить демократическое государство. Оппозиция и компромиссные силы будут отрезаны от политического и экономического ресурса, и Рада превратится в аналог российской Государственной думы (структуры, далекой от демократических принципов). Не исключено, что партийное строительство в Украине тоже будет происходить по российской схеме.

В случае, если связка Ющенко — Тимошенко распадется, авангард революции расколется, и какая-то его часть начнет дрейфовать в сторону умеренных политиков, места в парламенте поделят несколько крупных блоков: отдельные части оранжевых, оппозиция целиком и блок, в который войдут так называемые нормальные партии. Рассчитывающие не на харизму лидеров или политическую конъюнктуру, а на общепринятые нормы партстроительства (не предвыборные заигрывания перед избирателем, а ориентация на избирателя в период между выборами). В отличие от политически ангажированных объединений, эти партии будут ориентироваться на профессионалов, работающих при любом режиме и апеллировать не к эмоциональным чувствам избирателя по отношению к революции, а к прагматическому подходу: что может дать мне эта партия?

Наиболее вероятным считается развитие «срединного» сценария, при котором оранжевым удается сохранить свой электорат и получить конституционное большинство. Оппозиционеры займут нишу непримиримого критика власти, а нормальные партии станут механизмом, обеспечивающим профессиональную работу украинского парламента. Противовес на уровне законодательных инициатив будет призван сдерживать страну от скатывания в застой и придаст динамику политическому развитию. Для Украины как страны, ориентирующейся на западные образцы политического устройства, именно такая конкурентоспособная система может стать основой устойчивого развития и социально-ориентированной экономики.