UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эксцесс заказчика

На крымских просторах бурно развиваются два параллельных и взаимоисключающих процесса. С одной с...

Автор: Валентина Самар

На крымских просторах бурно развиваются два параллельных и взаимоисключающих процесса. С одной стороны, при личной поддержке президента Виктора Януковича, невиданными для бюрократической махины темпами идет законотворческое и административное формирование особого инвестклимата, усиление экономических и управленческих полномочий автономии (в основном - в лице правительства Василия Джарты), заметен щедрый поток финансирования инфраструктурных и социальных объектов из госбюджета (только в этом году - полмиллиардная субвенция). В считанные месяцы крымское правительство сделало то, что предыдущим не удавалось годами, - подошло к порогу создания прозрачного рынка земли: обнародован перечень участков для продажи, на следующей неделе - тендер по определению исполнителя торгов. На весь мир заявлено: приходите с инвестициями, здесь будет стабильно и надежно, честно, прозрачно и - строго по закону.

С другой стороны, тот же мир наблюдает показательные выступления силовиков в Крыму и Севастополе, «утюжащих» бизнес, связанный с политическими конкурентами правящей партии. Нет, может быть, «неприятности» есть и у однопартийцев представителей нынешней верховной власти, только об этом ничего не слышно - ни в виде громких коррупционных дел, ни в виде арестов счетов, имущества или возврата государству земельных угодий, и даже заявлений-разоблачений из разряда «Партия регионов» очищается от коррупционеров». В Крыму, где десятилетнее правление регионалов оставило жалкие объедки ресурсов, последнее бы имело бешеный успех. Но, увы, пока что на поверхности только «маски-шоу» в отношении политических оппонентов, а безоглядное игнорирование норм закона при этом и негативный резонанс на весь мир - прежде всего удар под дых команде премьера Джарты. Приглашенный советником Никита Потураев может снять еще десяток ласкающих слух и глаз презентационных фильмов о «крымском чуде», но люди, принимающие решение о вложении сюда своих капиталов, будут смотреть не кино, а хронику. А там вооруженные ребята в черных «балаклавах» в центре Симферополя проводят обыск без постановления суда в здании, где находятся служебные помещения двух народных депутатов, а в Балаклаве - 200 плавсредств на яхтенной марине без тока и воды, потому что начальник управления СБУ усмотрел в этом «оперативную необходимость». Президент Виктор Янукович хоть каждый день может заявлять о невозможности цензуры и давления на СМИ, но из международных организаций и посольств будут звонить в Крым и спрашивать: так что же там с ТРК «Черноморская», на имущество которой наложили арест без решения суда?

Объективно и разносторонне изучить происходящее крайне затруднительно - информация в неограниченном и любом формате доступна только от одной стороны. Получить официальные разъяснения действий сотрудников налоговой милиции или СБУ в самом Крыму невозможно - без комментариев. «ЗН» удалось получить разъяснения от руководителя пресс-службы СБУ Марины Остапенко только по одному эпизоду - ситуации в Балаклаве. С нее и начнем.

Бизнес Андрея Сенченко в Балаклаве - яхтенная марина «Золотой символ» - был в поле зрения «ЗН» еще в 2005 году. На сегодня судебные тяжбы продолжаются, только теперь МО приходится иметь дело еще с одной структурой - ООО «Трудовой коллектив» (в учредителях в 2003 году было шесть физлиц), у которой тоже есть интерес к бывшему судоремонтному заводу с причалами. И не исключено, что в какой-то мере весь нынешний сыр-бор в Балаклаве этим интересом может объясняться, особенно если точно знать, кому на самом деле принадлежит структура. Мы также не можем найти подтверждение местным легендам, что здания бывшей части СБУ, приватизированные в свое время одним из заместителей главы Службы, покинувшим пределы Родины, в последние годы поменяли хозяина, и прекрасно оборудованный причал принадлежит представителю самой известной семьи страны. И яхта Александра Януковича там не швартуется - он тоже клиент «Золотого символа». Как и глава АП Сергей Левочкин, и многие-многие известные в стране люди. Хотя иногда яхту Александра Викторовича можно увидеть и у причала бывшего судоремонтного завода.

Но, думается, если бы кому-то действительно захотелось всерьез заняться яхтенным бизнесом в Балаклаве, то, во-первых, места еще вдоволь, во-вторых, начинать его со скандала на весь мир, особенно, если ты человек публичный, не пристало даже в такой загадочной стране, как Украина. В конце концов, можно договориться - кто ж откажется поделиться!

Но, на наш взгляд, в данном случае общественный интерес должен сфокусироваться на другом - законности действий управления СБУ в Севастополе, потому как именно официальными шагами его начальника и создана недвусмысленная ситуация, бьющая слухами по семье президента. Оставляя в стороне политические заявления лидеров БЮТ, обратим внимание на документы. Это письма начальника севастопольского управления СБУ А.Якименко председателю правления «Севастопольэнерго» В.Миргородскому, в котором изложено следующее:

«В связи с возникшей оперативной необходимостью, на основании п.2.ст.25 ЗУ «О Службе безопасности Украины», в целях обеспечения государственной безопасности на транспортном комплексе и в сфере экологии, просим приостановить с 23.07.2010 г. энергоснабжение объектов ООО «Золотой символ», расположенных на набережной Назукина». Такое же письмо было направлено и руководителю КП «Севгорводоканал». Обе просьбы были удовлетворены. Несмотря на высокую пожароопасность и нахождение у плавучих причалов почти двух сотен плавсредств.

Знакомство с п.2.ст.25 закона об СБУ ясности в действия начальника управления не вносит - она дает право СБУ обращаться в органы власти, местного самоуправления и организации всех форм собственности с «обязательными для рассмотрения предложениями по вопросам национальной безопасности, в том числе из обеспечения охраны государственной тайны».

По мнению председателя комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолия Гриценко, данная норма не дает СБУ никаких правовых оснований действовать подобным образом и сотруднику СБУ Якименко придется нести персональную?ответственность. «Службу безопасности Украины, которую Закон определяет как правоохранительный орган, сознательно и целенаправленно превратили в правонарушающий орган. Работающий по вызову в режиме «чего изволите?»,?- считает А.Гриценко, который направил председателю СБУ В.Хорошковскому обращение с требованием провести по этому поводу служебное?расследование.

И все же - в чем состояла «оперативная необходимость»? Как сообщила «ЗН» Марина Остапенко, действия начальника управления СБУ в Севастополе вызваны обращением командира Севастопольского отряда морской охраны Пограничной службы Украины А.Мышастого. «В своем обращении он ставил в известность, что установленные «Золотым символом» шесть плавучих причалов не согласованы с Минтрансом и не освидетельствованы Регистром судоходства. Их установка мешает безопасному маневрированию кораблей и катеров морской охраны, создает предпосылки к возникновению навигационных происшествий, негативно влияет на безопасность мореплавания и оперативности реагирования на смену обстановки при охране государственной границы», - сообщила М.Остапенко.

В свою очередь Андрей Сенченко сообщил «ЗН», что упомянутые плавучие причалы «прошли все необходимые согласования, Регистром сертифицированы, схема их установки согласована с капитанией порта. Хотя на согласовании в Минтрансе документы лежат уже девятый месяц». Однако, утверждает А.Сенченко, «эти причалы стоят уже второй год, и ни одной не то что нештатной ситуации с пограничниками, просто недоразумений не было и ни одного письма в «Золотой символ» по этим вопросам не поступало. Работа диспетчеров порта, пограничников и яхт-клуба отлажена и профессиональна».

В этой истории пока ставим многоточие и переходим к ситуации вокруг ТРК «Черноморская». При отказе предоставить информацию со стороны управления ГНАУ в Крыму и налоговой милиции вынуждены излагать ее только со слов президента компании Татьяны Красиковой. Сразу уточним. Полный контроль над ЧТРК через аффилированные структуры принадлежит Андрею Сенченко. Татьяна Красикова - депутат ВР Крыма от БЮТ. В ходе избирательных кампаний ТРК используется как основной медиа ресурс бютовцев, при этом ее эфир на равных условиях предоставляется всем без исключения политическим силам. Как, впрочем, и в «мирное» время.

Финансово-хозяйственную деятельность ЧТРК налоговики проверяют с начала июля. По словам Татьяны Красиковой, ни о каких уголовных делах по результатам этой проверки ей не известно. Гражданских исков, в обеспечение которых такой арест мог бы наложить суд, тоже нет. Из постановления (его копию следователь не предоставил, а только разрешил сделать выписки) следует, что арест происходит в рамках «чужого» уголовного дела. Арест наложен на здание, в котором находятся редакции и аппаратно-студийные блоки телекомпании и радио «АСсоль», автомобили и, как сказано в постановлении, «на все имущество, где бы оно не находилось».

«Налоговая милиция подозревает нас в том, что мы проводили бестоварные сделки, чем нанесли ущерб государству на сумму в 6,7 млн. грн., и указывали недостоверные данные в налоговых декларациях. С этими выводами не соглашаемся. Мы для своих нужд приобретали телекамеры, арендовали помещения и ПТС (передвижная телестанция. - Авт.) для телемарафонов. У нас есть все документы, все акты выполненных работ и есть в наличии то, что мы приобретали. Но, похоже, нас просто не хотят слышать», - утверждает президент ТРК Т.Красикова.

Буквально через пару часов после опубликования в «ЗН» этой информации издание ЛІГА:Закон поместило правовой комментарий ситуации аналитика Ольги Жоги, который приводим в качестве мнения независимого эксперта. «Арест на вклады, ценности и другое имущество может налагаться следователями в рамках уголовного дела согласно
ст. 126 УПК для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества. Однако для такого ареста должно быть, во-первых, возбуждено уголовное дело. Во-вторых, в таком случае может арестовываться имущество, принадлежащее лично обвиняемому (подозреваемому) или лицам, по закону несущим материальную ответственность за его действия, а отнюдь не юридическому лицу, в котором обвиняемый работает. К тому же, такой арест проводится исключительно по решению суда.

В процессе проверки хозяйственной деятельности юридических лиц может проводиться административный арест активов согласно ст. 9 Закона № 2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами». Эта мера является исключительным способом обеспечения возможности погашения налогового долга.

В последнем случае решение об аресте активов принимается руководителем (заместителем) налогового органа по представлению подразделения налоговой милиции, а не следователем налоговой», - сообщает аналитик ЛІГА:Закон Ольга Жога, напоминая, что такой арест действует в течение 96 часов и может быть обжалован в суде.

Однако, как рассказала «ЗН» президент ЧТРК, она не может обжаловать постановление об аресте имущества. На полдень пятницы копию этого постановления получить не удалось. На письменное обращение ответа нет.

Проблемы у «Черноморской» возникают практически во время каждой избирательной кампании и заканчиваются с ее завершением. В ходе президентских выборов 1999 г. эфир был отключен на три месяца. «От нас требовали лицензии на передатчики, принадлежащие госпредприятию РТПЦ «Крым», которое по договору осуществляло вещание «Черноморской». Но если раньше это можно было сделать простым поворотом рубильника, то сейчас, видимо, времена изменились и есть иные способы», - говорит Т.Красикова.

Версий происходящего не так уж много. «Черноморка» просто «попала под раздачу» вместе с другими структурами, к которым имеют отношение бютовцы, либо есть адресный заказ. Во втором случае, после того, как компания будет доведена до банкротства, А.Сенченко просто скажут, кому ее продать.

И последний эпизод, самый простой. В эту среду здание в центре Симферополя, в котором находятся служебные помещения народных депутатов А.Сенченко, С.Велижанского и их помощников, на весь день было занято вооруженными сотрудниками СБУ, был произведен обыск, изъяты документы. При этом, по словам А.Сенченко, на расстоянии было продемонстрировано постановление следователя Керченской природоохранной прокуратуры о проведении обыска в офисе предприятия «Современные информационные технологии» (кстати, главного учредителя «Черноморки»). Само предприятие зарегистрировано в Киеве, а адрес крымского офиса на улице Козлова зафиксирован в налоговых документах, утверждает Сенченко. Юристы сейчас готовят документы для подачи заявления о возбуждении уголовного дела по нескольким статьям. С одной стороны, налицо нарушение Закона «О статусе народного депутата», с другой - процессуальных норм (обыск проводился не по постановлению суда, а лишь следователя). На следующий день крымские бютовцы известили о давлении на керченских судей. Якобы правоохранители решили задним числом получить на руки решение суда о проведении обыска.

Получить же официальный комментарий и разъяснения в СБУ по этому поводу «ЗН» не удалось. Максимум, что услышали - «правомерность действий сотрудников СБУ может определить только Генпрокуратура». Туда народные депутаты обратились в тот же день, но информации о результатах проверки или ее проведении пока нет.

Подытожим. Ответа на вопрос «кому выгодна новая крымская война?» на самом деле нет, хотя БЮТ показывает пальцем. Но, как ни парадоксально, именно Партии регионов в Крыму она, в таком исполнении, не выгодна в первую очередь. То, что все происходящее модерируется из центра, - почти очевидно. То, что будем наблюдать эксцесс исполнителей, готовых лоб разбить, - возможно. Но, вероятно, в данном случае мы видим демонстрацию эксцесса заказчика, и ему совсем не жаль ни страны, ни тем более Крыма.