На этой неделе украинский Кабмин единогласно утвердил Концепцию структурной перестройки национального оборонно-промышленного комплекса. Правда, за этим стоит не менее десятка выступлений ее главного разработчика — председателя Государственной комиссии по вопросам оборонно-промышленного комплекса Украины В Горбулина. И все-таки программный документ, который должен определить облик украинской оборонной промышленности на ближайшее десятилетие, принят.
Сегодня большинство украинских оборонных заводов живет в основном за счет внешних заказов — на некоторых из них объемы экспортных поставок составляют 70—90% всего производства, в то время как внутреннее потребление продукции уменьшилось до 5%. Фактическое финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в течение последних нескольких лет не превышало 2—3% от объема оборонного бюджета (в развитых державах эта цифра составляет не менее 10%). О гособоронзаказе, в принципе, говорить серьезно нет смысла — он, в основном, сводится к закупкам запасных частей и комплектующих. И в ближайшем будущем положение дел не изменится — в лучшем случае небольшие, отвоеванные военными средства могут пойти на модернизацию имеющейся техники и на завершение НИОКРов, могущих понадобиться армии в обозримом будущем. Производственные фонды украинских предприятий изрядно потрепаны, традиционные схемы научно-технической и производственной кооперации разрушены. Еще одна чисто национальная особенность — небольшое количество технологически замкнутых циклов производства основных видов вооружений требует серьезных политических решений. Например, относительно военно-технической зависимости от России, которую и так можно охарактеризовать как приближающуюся к катастрофической. Такая ситуация уже привела к утрате Украиной лидерства в ряде военно-технических направлений и грозит дальнейшими потерями в том случае, если не будут предприняты радикальные шаги.
С другой стороны, оборонно-промышленный комплекс любого государства — это, прежде всего, высокотехнологические отрасли экономики и производство наукоемкой конкурентоспособной продукции, причем не только военного назначения. И соответственно, наличие развитого ОПК, как правило, на практике означает преимущество в реализации внешнеэкономических и внешнеполитических интересов.
Интеграция и акционирование
Именно поэтому государство обратило внимание на свою «оборонку». Как указывает В.Горбулин, в Украине будут созданы 7—9 мощных вертикально-интегрированных оборонно-промышленных структур, что должно повысить конкурентоспособность национальной продукции военного назначения. Вместе с тем глава Госкомиссии ОПК предлагает активизировать привлечение иностранных инвестиций в эту сферу путем акционирования большей части оборонных предприятий.
В настоящее время в работу ОПК вовлечены 37 казенных предприятий, а общее количество предприятий в нем составляет около 100. При этом уровень военной продукции у них колеблется в пределах от 5% до 90%. Но нынешняя структура ОПК Украины, во многом опирающаяся на казенные и государственные предприятия, себя не оправдывает — из-за того, что государство не обеспечивает казенные предприятия необходимым оборонным заказом. «В Украине имеется значительный научно-технический потенциал, поэтому сегодня надо отходить от того, чтобы использовать только оборонно-промышленные предприятия, а искать другие разработки, учитывать возможности гражданского сектора экономики и привлекать гораздо более широкий спектр научно-технических институтов», — считает глава Госкомиссии ОПК.
«Сегодня задача — выбрать образец продукции, который бы был высокотехнологичным, например, ракетоноситель ПО «Южмаш», военно-транспортный самолет или систему локации. На основе этих предприятий формируются мощные вертикальные структуры, чем обеспечивается концентрация финансовых потоков со стороны государства в первую очередь, — полагает В.Горбулин. — Дальше, если авиационная техника будет основной вертикальной структурой, то, говоря о горизонтально-интегрированной структуре, речь будет идти о двигателях, авионике, системе управления огнем».
Успешная интеграция может реально повысить возможности украинской военной продукции и усилить ряд направлений. Прежде всего, таких, как создание авиатехники, радиолокационной техники, систем противовоздушной обороны и ракетно-космической. А если создать привлекательные условия для некоторых инвесторов дальнего зарубежья, то и судостроительную отрасль.
Однако, как кажется, национальная интеграция не является самоцелью. И не желает следовать северо-восточному соседу, объявившему в прошлом году о намерении создать полсотни оборонно-промышленных холдингов. Скорее всего, ее можно рассматривать, в основном, как подготовку к созданию транснациональных научно-производственных структур — только при таком подходе обретет смысл создание около десятка вертикально-интегрированных структур ОПК. Интересно, что в день принятия правительством Концепции произошло знаменательное совпадение — Президент Украины Леонид Кучма в Новом Уренгое заявил, что Киев и Москва должны расширить сотрудничество в высокотехнологических отраслях, в частности ракетно-технической и авиационной. В большей степени успех интеграции будет зависеть от законодателей, поскольку необходимо внести изменения в ряд нормативно-правовых актов. Прежде всего, в законы Украины «О банкротстве» — относительно госпредприятий, выполняющих заказы на разработку и поставки ВВТ, «О приватизации имущества госпредприятий» — касательно прав и обязанностей предприятий, обеспечивающих производство ВВТ и продукции специальной химии; наконец, «О финансово-промышленных группах» — относительно разработки положений украинских предприятий для вхождения в состав иностранных ФПГ и транснациональных компаний по производству ВВТ. Кроме того, должны быть разработаны нормативно-правовые акты реализации лизинговых и офсетных программ торговли ВВТ, а также сложными технологическими системами и технологиями. Должна быть налажена организация совместных предприятий по созданию и выпуску вооружений и военной техники с участием украинской стороны. Наконец, должна быть усовершенствована система государственного лицензирования в сфере разработок и создания ВВТ, гармонизированы отечественные системы стандартизации и сертификации продукции в соответствии с аналогичными системами иностранных потребителей и производителей ВВТ.
Курс на экспорт
Естественно, бизнес, и даже оружейный (следует читать — государственный), не следует загонять в жесткие рамки. Но, скорее всего, таких намерений сегодня и нет. Поскольку, согласно утвержденному документу, основной формой формирующегося комплекса будут открытые акционерные общества. Как обещает в связи с этим глава Госкомиссии ОПК, количество казенных предприятий резко пойдет на снижение. Кроме того, учитывая, что национальный оборонный комплекс не будет являться жесткой структурой, Госкомиссия будет выступать за создание различного оружия на новых принципах действия. Вследствие чего в ОПК будут включаться организационные структуры тех отраслей, которые традиционно не входили в его состав. И соответственно, предприятия с традиционно военной продукцией по этим же причинам могут терять доминирующую роль в оборонном комплексе.
Новая структура ОПК предполагает участие различных форм собственности в создании оборонной продукции. Украина своими законодательными и нормативными актами излишне ограничивала выполнение оборонного заказа государственными предприятиями. «Сами себе искусственно заузили, прикрываясь завесой таинственности. А туда инвестиции не идут», — сказал глава Госкомиссии после заседания Кабмина. Соответственно, эти различные формы собственности будут иметь свою долю прав. Кстати, первый шаг в этом направлении был сделан еще в прошлом году, когда корпорации «Таско» со смешанной формой управления разрешили заниматься разработками оружия.
Еще один важный вопрос, который призвана решить Концепция, — проблема большинства национальных конструкторских бюро. Они должны войти в состав ведущих оборонно-промышленных структур. Это, по мнению В.Горбулина, позволит довести до экспортно привлекательного уровня ту часть чувствительных технологий военного и двойного назначения — а это около 15—17% от их общего количества, — которая сегодня по экономическим причинам еще не готова быть востребована Украиной. Но зато может успешно экспортироваться. Скорее всего, успех инвестиций будет зависеть от того, насколько государство пожелает «отпустить» процесс продажи акций.