UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭКСПОРТ КОРАБЛЕЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Продажа авианосцев-крейсеров «Минск» и «Новороссийск» в последнее время на самом деле отнюдь не уникальна...

Продажа авианосцев-крейсеров «Минск» и «Новороссийск» в последнее время на самом деле отнюдь не уникальна. Российский военно-морской флот приступил к экспорту списанных кораблей еще в 1990 году. За четыре года проданы отслужившие срок крейсеры «Владивосток», «Жданов», «Адмирал Сенявин», «Вице-адмирал Дрозд» и «Дмитрий Пожарский», несколько эсминцев и дизельных подводных лодок.

Новизна последней сделки в том, что специально для ее осуществления, то есть для продажи в Южную Корею выведенных из состава Тихоокеанского флота в 1993 году авианосцев «Минск» и «Новороссийск» было создано совместное предприятие «Компас». В состав учредителей вошла одна южнокорейская фирма и несколько отставных высокопоставленных адмиралов. Кроме того, сам предмет сделки - авианесущие крейсеры - товар на мировом рынке экзотический. Деятельность «Компаса» на этом не заканчивается. В его планы входит продажа в недалеком будущем еще восьми списанных подводных лодок типа «Мурена» и «Навага» (подводное водоизмещение 11750т и 10000т соответственно) и девяти дизельных лодок.

Что касается последней сделки, и «Минск», и «Новороссийск» - авианосцы, относящиеся к классу так называемых авианесущих крейсеров типа «Киев». Наименование «авианесущий крейсер» получали все советские авианосцы в связи с тем, что строились они в Николаеве на Черном море, а проход авианосцев для перебазирования их на Тихоокеанский или Северный флот через Босфор и Дарданеллы запрещен международными договорами. То есть «Минск» и «Новороссийск», пересекая проливы, были замаскированы под более невинные создания.

Авианосцы были введены в строй 27 сентября 1978 года («Минск») и 14 августа 1982 года («Новороссийск»). Они имеют водоизмещение по 41,4 тыс. т и по четыре паровые турбины суммарной мощностью 200 тыс. л. с., что позволяло им в свое время развивать скорость до 31 узла. На каждом из них базировались двенадцать самолетов Як-36, один Як-38, девятнадцать вертолетов Ка-27 и три вертолета Ка-25. В связи с провозглашением оборонной доктрины, отходом Николаева к Украине и главным образом из-за того, что на Тихом океане отсутствовала соответствующая ремонтная база, равно как и новые самолеты с вертикальным взлетом и посадкой типа Як-141, содержание обоих авианосцев в военном и экономическом отношениях стало нерентабельным. Только ежесуточное пребывание авианосцев на отстое обходилось налогоплательщикам приблизительно в 25 тыс. долларов.

Разделка на слом авианосцев непосредственно на Дальнем Востоке оказалась невозможной из-за отсутствия судоразделочных заводов. Но даже если бы имелись, затраты на утилизацию «Минска» и «Новороссийска» составили бы примерно 500 млн. рублей. Моряки-дальневосточники получают 60 процентов валюты, вырученной от продажи авианосцев за рубеж, на жилищное строительство.

Уже сейчас можно предположить, что сделка весьма прибыльна. На восточноазиатском рынке судовой металлолом дороже, чем на европейском, и цена на него составляет примерно 160 долларов за тонну. Суммарный вес металла обоих кораблей превысит 60 тыс. т. Если брать внутрироссийские цены, то они ниже на 50-60 процентов. Учитывая, что даже после снятия всего вооружения и приборов на кораблях останется большое количество цветного металла, цена в расчете на 1 т может достичь 200-220 долларов.

При нынешнем экономическом положении Россия может поступить к экспорту брошенных в различных бухтах кораблей, а также начать работы по подъему и последующему экспорту затопленных плавучих средств. Составлена специальная карта, на которой отмечены затопленные с времен гражданской войны и по сегодняшний день корабли и суда вдоль побережья бывшего СССР. Таких набралось 498, из которых 232 принадлежали военному ведомству. Часть их оказалась сейчас в территориальных водах Прибалтики и Украины