В Украине сформировался спрос на четкое разграничение политических и административных функций во властных структурах. Так считают эксперты в сфере административной реформы, попытки сформулировать и реализовать которую продолжаются в стране уже 14 лет.
«Разделение сфер рано или поздно должно пройти на всех уровнях», — подчеркнул в ходе круглого стола в редакции «ЗН» руководитель Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко.
«Должно быть четко обозначено в законодательстве, кто политик, а кто — государственный служащий. Так же, как и записано, кто и какими полномочиями наделен, — пояснил он. — Только в этом случае никакой политической команде уже не будет позволено выметать метлой квалифицированные кадры из министерств и ведомств».
Согласен с ним и начальник Главного управления государственной службы Украины Тимофей Мотренко.
«Политики банально не хотят делиться полномочиями. Правительства работают временно, что и подстегивает министров держать все в собственных руках, — констатировал он. — Однако, контролируя все без исключения, нельзя сделать больше, как нельзя и сберечь систему, которая работала до тебя и так же четко должна функционировать после твоего ухода».
По мнению Мотренко, разделение этих сфер необходимо для дальнейшей реформы системы государственного управления. «Нам действительно необходимо выделить администраторов-экспертов, зависящих не от политика, который в любую минуту может уволить, а от процедуры», — сказал он.
«Иначе никогда не родится независимый и профессиональный государственный чиновник, который не будет заглядывать в рот своему начальнику, а предоставит ему правдивую и объективную информацию, — пояснил руководитель госслужбы. — Такой чиновник, который никогда не поставит свою подпись на документе не продуманном и не обоснованном, а просто соответствующим желанию того или иного политика-популиста».
Аналогичной позиции придерживается и президент Национальной академии государственного управления при Президенте Украины Вера Нанивская: «Только государственный служащий, знакомый со стратегией министерства, хранящий институциональную память, должен быть в состоянии просчитать все риски и скорректировать действия временщика, дабы он не навредил».
Подробнее читайте в статье Инны Ведерниковой «Опасный диагноз, или Почему государственная машина еле дышит?» в свежем номере «ЗН».