Начало концу пребывания Александра Зинченко в рядах СДПУ(о) было положено его заявлением о сложении с себя полномочий неформального руководителя телеканала «Интер». Затем руководство партии живо откликнулось на просьбу Зинченко освободить его от обязанностей первого заместителя председателя, члена политбюро и политсовета СДПУ(о), весьма оперативно удовлетворив ее. Свой неординарный поступок Александр Алексеевич объяснил тем, что не разделяет позиции руководства партии «по многим общественно-политическим вопросам» и имеет «значительные разногласия в понимании моральных и этических норм жизни». С того времени вопрос об окончательном разрыве вице-спикера с родной партией оставался делом времени. Поскольку сомневающихся в том, что все к тому идет, почти не было.
В минувший вторник прогноз сбылся. На выездном заседании политсовета Социал-демократической партии Украины (объединенной) Александр Зинченко был исключен из СДПУ(о) в связи с тем, что он не поддерживает политическую линию партии, в частности, законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, известный в народе под названием «третий вариант конституционной реформы».
Как заявил полномочный представитель парламентской фракции СДПУ(о) Нестор Шуфрич, причиной исключения Зинченко из партии явилось его нежелание ставить свою подпись под проектом изменений в Основной Закон, что противоречило принятому недавно решению о безоговорочной и единогласной поддержке документа социал-демократами. Однако другие члены социал-демократической фракции не скрывают своего убеждения, что отказ вице-спикера подписываться под проектом был лишь поводом поставить вопрос о его исключении. Больше того, он был спровоцирован, поскольку, обращаясь к Зинченко с просьбой об автографе, это можно было легко предвидеть. Тогда как отсутствие лишней эсдековской подписи вряд ли сыграло бы весомую роль в судьбе документа, под которым, как утверждают осведомленные люди, уже и без того собрано 290 росчерков депутатских перьев.
Что должно тешить самолюбие экс-эсдековца, так это неординарность обстановки, в которой проходило его отлучение от партии: на родине героя – в Черновцах, где он заканчивал школу и учился в университете. Вместе со своим некогда близким товарищем Игорем Плужниковым, чье сорокапятилетие руководящий орган СДПУ(о), совместив приятное с насущным, заодно отпраздновал в тот день в Черновцах. Как рассказывают очевидцы, на выездном заседании отсутствовал Леонид Кравчук, Борис Андресюк и ряд других членов политсовета. Устроители, судя по всему, постарались минимизировать возможность непредвиденных дискуссий и заявлений по поводу целесообразности изгнания Зинченко из партии. Из тридцати членов политсовета при этом событии присутствовали лишь семнадцать, что обеспечило собранию минимальный кворум. От наблюдательных глаз не скрылась сцена, состоявшаяся на другой день в сессионном зале парламента: Леонид Кравчук с явно гневным выражением лица выговаривал что-то Нестору Шуфричу.
Как заявил журналистам глава Верховной Рады Владимир Литвин, не исключено, что СДПУ(о) попытается отозвать Зинченко с вице-спикерской должности, полученной им по квоте эсдеков. Это, допускает спикер, может повлечь за собой процесс смены всего руководства парламента. Однако член фракции СДПУ(о), заместитель главы партии Валерий Евдокимов заверил общественность: в ближайшее время расставание с местом в парламентском президиуме Александру Зинченко не грозит, поскольку партия считает, что нынче «этот вопрос не главный». Куда важнее на сегодня, по мнению социал-демократов, вопрос о политической реформе.
Ключевыми словами, надо полагать, в этом комментарии являются «в ближайшее время». Эсдеки понимают, что постановка вопроса только о Зинченко пользы не принесет, и с учетом отношения к ним, царящего в сессионном зале, лишь увеличит число симпатиков вице-спикера. А вот если подготовить очередную мини-революцию и вовлечь в ротацию еще несколько руководящих должностей в парламенте, то выиграть можно будет гораздо больше, нежели сейчас. В кулуарах Верховной Рады ходят упорные слухи о том, что привлечь коммунистов в лагерь сторонников последней редакции президентской конституционной реформы Банковой удалось, кроме прочего, еще и с помощью обещаний им кресел в президиуме законодательного органа.