UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕГИПЕТСКАЯ ЗАГАДКА:

Что толку в соломенном бычке? Но хитроумный дед, обмазав смолой бока непригодной в хозяйстве подел...

Автор: Лада Сафонова

Что толку в соломенном бычке? Но хитроумный дед, обмазав смолой бока непригодной в хозяйстве поделке, поймал немало прямолинейно мыслящих, а посему приклеившихся обитателей леса, за счет чего получил большую выгоду и зажил в достатке. Сказка?! Не скажите...

Между египетской авиакомпанией «Alim Airlines» и Бориспольским государственным авиапредприятием еще в 97-м году была достигнута договоренность, в частности предусматривавшая, что украинская сторона берется отремонтировать египетский самолет ИЛ-62Н на своей ремонтной базе, сразу после чего египтяне обязались забрать воздушное судно. Когда иностранная авиакомпания доставила воздушное судно, о котором шла речь, в Украину, наши специалисты только затылки почесали... Потрепанный жизнью ветеран воздухоплавания свое уже явно отлетал. Но наши мастера не от хорошей жизни приучены даже в груде металлолома пробуждать второе дыхание, и они сделали, что могли. Однако зарубежные партнеры забирать отремонтированный самолет вовсе не спешили. Может забыли о нем, терялись в догадках ремонтники, а может, просто использовали Борисполь в качестве свалки - за границей ведь с отходами строго и утилизация самолета могла обойтись авиакомпании дороже, чем «ремонт».

В октябре 1997 года, когда прошли все обусловленные контрактами сроки пребывания иностранного самолета на территории Украины, Бориспольский городской суд вынес в соответствии со ст. 113 Таможенного кодекса Украины, предусматривающей ответственность за невывоз за границу предметов, ввезенных на таможенную территорию Украины под обязательство об обратном вывозе, решение о его конфискации в доход государства. Акт «отчуждения» египетского ИЛа, ввиду отсутствия какой-либо выгоды Украине от самолета даже в перспективе, носил весьма условный характер. Решение это было принято больше для порядка: ну, не положено, чтобы на территории госавиапредприятия находились всякие бесхозные, тем более чужеземные самолеты, и точка. В противном случае при первой же серьезной проверке взгреют бориспольское авианачальство по первое число. Тем более что внешне ничего не изменилось: самолет со своего места не сдвинулся ни на дюйм. Местным сотрудникам «египетский ИЛ» примелькался, но вездесущим журналистам он мозолил глаза, и они, вылетая из Борисполя в очередную командировку, обязательно его фотографировали и время от времени интересовались, не таится ли под крылом ближневосточного гостя какая-либо тайна. Как чувствовали...

«Караул, грабят!»

Умело выдержав приличествующую ситуации театральную паузу, руководство египетской авиакомпании «Alim Airlines» неожиданно обиделось. Причем не только на своих бориспольских деловых партнеров, а и на всю Украину. Оказалось, что конфискованный самолет был египтянам дорог. И в прямом, и в переносном смысле. Эмоции отнюдь не помешали владельцам иностранной фирмы прокалькулировать все мыслимые и немыслимые потери, которые компания, по ее мнению, понесла в связи с пребыванием ИЛа на бориспольском поле. Разлука явно приукрасила милый образ: судя по этим расчетам, речь шла никак не менее, чем о суперсовременном «Боинге».

Проведя тщательную подготовительно-разъяснительную работу в правящих и деловых кругах АРЭ и путем нагнетания страстей и некоторых умолчаний об истинном положении дел убедив многих принять участие в коллективном возмущении украинским «произволом», «Alim Airlines» уверенно обратилась в египетский суд, рассчитывая существенно упрочить за счет Украины свое финансовое положение. 30 апреля 1998 года суд вынес решение об изыскании с украинской стороны... 12,5 млн. долларов США в пользу компании «Alim Airlines» не только в счет стоимости самолета, завышенной в десятки раз, но и в качестве компенсации за вынужденный простой. Хотя взаимоотношения Бориспольского государственного авиапредприятия и египетской авиакомпании определялись сугубо коммерческими контрактами, к которым не имели никакого отношения украинские государственные органы и государственные предприятия, по решению Хелиопольского суда в Каире ответчиками по этому делу в нарушение норм международного права были определены правительство Украины, Минфин и все государственные предприятия, которые входят в структуру Министерства транспорта Украины, в частности Украинская Дунайская судоходная компания и Азовское морское пароходство...

В свою очередь, украинская сторона, видя в данной ситуации лишь частный коммерческого характера конфликт, считала, что его можно уладить, если египетская авиакомпания заплатит свой долг - 47 тыс. долларов Бориспольскому авиапредприятию за техническое обслуживание и хранение самолета и наконец заберет ИЛ обратно. Лишних 12 млн. долларов для удовлетворения амбиций египетских авиаторов, разумеется, не было...

Тогда, в феврале 1999 года, египетские власти вдруг начали арестовывать украинские суда, находившиеся в портах Египта. В ночь с 14 на 15 февраля в Александрии был задержан сухогруз-красавец «Измаил», принадлежащий ВАТ «Украинское Дунайское пароходство». В период постройки в 1994 году это судно считалось в своем классе одним из лучших в Европе. Поначалу никому и в голову не пришло связывать этот инцидент с конфискацией самолета в Борисполе. Уже утром посольство Украины обратилось во внешнеполитическое ведомство АРЕ за разъяснениями. Пока дипломатические бумаги свершали свой бюрократический круговорот, 27 февраля в том же порту были арестованы еще три судна. Еще шесть теплоходов, принадлежавших Дунайскому пароходству, дрейфовали с грузом на борту, опасаясь заходить в Александрию. У них заканчивался запас продуктов питания и горючее. Команды хмуро посматривали в сторону близкого берега, не понимая, как их угораздило стать крайними в непонятном конфликте...

Тем временем египетские власти определились с датой судебного слушания уже по поводу продажи «Измаила». В отношении арестованных теплоходов «X.Пластов» и «В.Глазунов» (Украинская Дунайская судоходная компания) и «М.Муранова» (Азовское морское пароходство) была обрисована такая же перспектива: украинские суда в ближайшее время продадут по наипростейшей схеме и по максимально низким ценам.

Постановление египетского суда давало право в связи с иском компании «Alim Airlines» арестовывать украинские суда, заходящие в этот регион, на выбор - по списку, в котором были 61 теплоход Дунайской компании и 28 теплоходов Азовского пароходства. Поэтому украинской стороной временно было приостановлено все судоходство на Египет. Ни одно украинское судно, приносящее, кстати, египетской экономике от 10 до 80 тысяч долларов за проход Суэцкого канала только в одном направлении, не следовало больше этим маршрутом, а шло вокруг Африки. Убытки украинских судоходных компаний уже исчислялись несколькими миллионами долларов. Египетская сторона тоже страдала из-за срыва ряда контрактов.

Сеансы международной суггестии прекратились благодаря спецслужбам

Становилось очевидным, что дальнейшее нагнетание страстей невыгодно всем. Хотя египетская авиационная компания еще не теряла надежды ухватить солидный куш за счет Украины и всячески подливала масло в огонь. Ведь до этого момента ее план - переправить на территорию Украины самолет-развалюху и со временем поднять вокруг него громкий международный скандал, суливший барыши, - осуществлялся как по писаному. И государственные чиновники, и опытные дипломаты, и искушенные бизнесмены, сами того не ведая, послушно играли свои роли, произнося как раз нужные суфлерам слова. Все это прояснилось уже позднее, когда проблему начала «отрабатывать» Служба безопасности Украины, включившись в работу совместной «спасательной» группы, в которую вошли ответственные работники Министерства иностранных дел, Министерства транспорта Украины и двух пострадавших украинских судоходных компаний.

Плодотворные контакты с коллегами ряда иностранных спецслужб позволили увязать отдельные детали в цельную картину грандиозной мистификации. Затевая большую охоту на чужие деньги, пресловутая египетская авиакомпания закупила по дешевке три дышавших на ладан самолета общей стоимостью около 4,4 млн. немецких марок, которым отводилась роль «подкидышей». Тщательно разработанный механизм международного вымогательства был успешно опробован на одной из узбекских авиакомпаний. Впоследствии спецслужба этой среднеазиатской республики (спасибо ей!) щедро поделилась с Украиной накопленными материалами, надеясь хоть на опосредованную сатисфакцию. Удалось «вычислить» главного творца и вдохновителя этой многоэпизодной эпопеи - бывшего нашего соотечественника, а также нескольких египтян, воплощавших задуманное.

Доводя до египетской стороны документальные подтверждения истинной подоплеки событий, удалось нейтрализовать тональность взаимных обид и начать реальные переговоры об улаживании конфликта. Кропотливая работа украинской группы продолжалась три месяца. Три долгих месяца, так как каждый член украинской делегации хорошо понимал, что каждый день вынужденного простоя одного только украинского судна обходится в 2,5 тысячи долларов. Украина проявила твердость и будучи, благодаря представленной рабочей группой исчерпывающей информации, стопроцентно уверенной в своей правоте начала аргументированно защищать свои права. Полученные спецслужбой материалы о мошеннической комбинации авиакомпании дали основания рекомендовать руководству Украинской державы все это время не предпринимать адекватных ответных мер в отношении египетских транспортных средств и прочей собственности АРЕ, что могло бы только усугубить критическую ситуацию.

Через Верховный суд Украины была инициирована ревизия судебного дела по конфискации египетского самолета. Пересмотрев дело, высшая судебная инстанция приняла решение об освобождении ИЛ-62Н и выдаче его собственнику - египетской компании «Alim Airlines».

По законам жанра...

Желание украинской стороны аккуратно разрядить досадную ситуацию было должным образом оценено в Египте. По решению египетского суда все четыре украинских теплохода в конце мая были освобождены. Правоохранительные органы АРЕ ведут тщательное расследование обстоятельств скандальной деятельности пресловутой авиакомпании.

Кстати, «соломенный бычок» - ах, простите, злополучный самолет ИЛ-62Н так и остается до сих пор в Борисполе. Египетские хозяева не спешат его забирать. Почему-то. За ненадобностью?..

Р.S. Когда материал был готов к печати, пришло срочное сообщение из Египта, омрачившее радужный настрой украинских моряков. На многострадальные суда вторично наложен арест. На этот раз - по иску неожиданно появившегося в этой истории одного из египетских банков, который якобы ссудил деньги египетским мошенникам (пресловутые 12,5 млн. долларов США) на покупку злосчастного ИЛ-62Н. Как видим, современные пираты не утруждают себя взятием морских судов на абордаж: они прекрасно чувствуют себя в своих современных офисах, сочиняя в них дерзкие фальсификации. До поры до времени....

Работа по возвращению украинских судов на Родину продолжается.