UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭФФЕКТ ОТРИЦАНИЯ,

…Страсти вокруг строительства, которое второй год ведет в Донецке СП «Меролла», разгорелись в начале июня...

Автор: Виктор Викторов

…Страсти вокруг строительства, которое второй год ведет в Донецке СП «Меролла», разгорелись в начале июня. Летний зной, или какая другая тому причина, а только именно в прошлом месяце о строительстве заговорили. И разговор на июньском сходе жителей поселка Гладковка получился горячий. Как водится, когда эмоции через меру, здравые аргументы утонули в общем хоре взбудораженных голосов.

В похожем тоне выдержано письмо с жалобой на «бизнесменов и плохих экологов». Скажу сразу: голословные утверждения о якобы вредном в экологическом отношении производстве на поверку оказались слухами. Эксперты много раз документально устанавливали безосновательность таких утверждений, и казалось бы, пора утихнуть возмущенной молве.

…Кому довелось испытать на себе диктат неправедного большинства, поймет каково доказывать свою правоту. Трудное и крайне непродуктивное это занятие. Не дай Бог, оказаться в таком положении.

А между тем, совместное украинско-итальянское предприятие «Меролла» уже который год с успехом сочетает прибыльную и социально значимую экономику.

У донетчан название фирмы ассоциируется с одноименными магазинами, в которых всегда можно сделать выгодную покупку, а еще с праздниками для детей - с бесплатными подарками, аттракционами и… длинными очередями в конце сезона. Это когда «Меролла» устраивает продажи со скидкой и обувь из натуральной кожи достается покупателям буквально за полцены. Добрые дела «Мероллы» помнят те многие шахтерские семьи, где с радостью носят (опять-таки бесплатную) итальянскую обувь.

- В мае прошлого года, сразу после аварии на шахте им. Скочинского, - рассказывает директор СП «Меролла» Галина Петрова, - в офис позвонили из Италии. «У вас беда» - сказал руководитель партнерской фирмы и предложил помощь; тогда мы оказали поддержку всем горнякам, пострадавшим от взрыва…

Спустя год, когда случилась трагедия на шахте им. Засядько, «Меролла» тоже не оставалась в стороне. Сейчас предприятие делает новые шаги на пути к «капитализму с человеческим лицом». В порядке шефской помощи подобные мероприятия планируются в поселке Гладковка. Так, овеществленную материальную помощь получат малообеспеченные и многодетные семьи, инвалиды. Здесь также намечены регулярные выставки-продажи с торговой скидкой до 70 процентов, благотворительные лотереи и детские новогодние утренники с подарками от Санта-Клауса и Деда Мороза.

Почему Гладковка? Выбор не случаен: в районе этого городского поселка «Меролла» начала строительство цеха по переработке кожевенного сырья. До сих пор это самое сырье (шкуры крупного рогатого скота) чаще всего свозили в окрестные посадки или сжигали на свалках. Проект цеха предусматривает полный, безотходный производственный цикл, и кроме того создает для жителей Гладковки дополнительно 60 рабочих мест. И хотя технология переработки - точный аналог современной европейской - исключает какие-либо неприятности для окружающей среды, строительство стало темой горячих «экологических» споров вокруг будущего производства.

…Поводом, а вернее «детонатором» конфликта послужило письмо-жалоба в исполком Киевского района. Все дальнейшие события развивались по неписаным законам митинговой стихии. Обеспокоенное районное руководство назначает сход жителей Гладковки. Чего только не пришлось выслушать представителям «Мероллы» от лишенных достоверной информации взбудораженных граждан! Обратимся к документам.

Изучив проект будущего кожевенного производства, Донецкая региональная государственная инспекция экологической безопасности годом раньше выдала авторитетное заключение. Цитирую: «Влияние производственной базы СП «Меролла» (в т.ч., на земельные ресурсы, водный и воздушный бассейны. - Ред.), а также «…строительство производственной базы окажет положительное влияние на социально-экономическую обстановку в регионе». А задолго до этого проект «Мероллы» рассматривали очень многие уважаемые организации, местные и столичные, и среди них Управление экологической безопасности, Украинский научный гигиенический центр. Все они едины в положительных оценках.

Откуда же теперь появились сомнения? Говорю с главным возмутителем общественного мнения Н.Потаниной. С ней вместе пришли несколько ее единомышленников, но… фамилии свои называть отказались, представившись жителями Гладковки. «Они (речь о работниках «Мероллы». - Ред.) поздно уведомили жителей о строительстве производственных помещений цеха, которое ведется на территории санитарно-защитной зоны…» Таков, если без эмоций, основной аргумент «против». Он-то и не выдерживает критики. Строительная площадка, согласно архитектурно-градостроительному плану расположена в промышленной зоне № 7, на территории бывшей, ныне закрытой, шахты им. Ф.Кона. И о том, что «поздно уведомили». Все два года, что продолжается строительство, только ленивый не знал о назначении объекта - публикация о экологии производства состоялась в апреле 1997 г. в массовой газете Донбасса «Наш Край».

С просьбой прокомментировать ситуацию обратился к независимому эксперту, доценту кафедры коммунальной гигиены Донецкого государственного медицинского университета Анатолию Бессмертному.

- Анализ всех данных позволяет сделать вывод, что проект переработки кожевенного сырья в экологическом смысле является безвредным, а страхи населения поселка можно объяснить разве что постчернобыльским социальным синдромом. Как говорят в народе? Обжегшись на молоке, дуют на воду.

Говорю об этом Н.Потаниной и слышу: «А муж Петровой - бывший тренер Бубки, это же имя в спортивном мире!» Большой спорт, большие деньги - такая вот у моих собеседников аргументация.

Впрочем, не шуточный этот конфликт уже выходит за пределы отдельно взятой Гладковки и на его эмоциональном фоне директор украинской «Мероллы» предстает этакой рафинированной особой, мало знакомой с чаяниями простых граждан.

…К месту строительства ехали в «Жигулях» Петровой. Дорогу перегородил гусеничный трактор, разгребавший (кстати, очистка территории ведется по инициативе и за деньги «Мероллы») завалы мусора. Рядом в замешательстве тракторист. Выждав две-три минуты, Петрова быстро забралась в кабину трактора и в момент убрала мусор с дороги. «Откуда у меня это умение, - переспрашивает Галина Алексеевна, - а вы думаете, я всю жизнь работала в бизнесе?»

Как выяснилось, трудовая биография Петровой начиналась в колхозе, а управляла она тогда… гусеничным трактором. Всерьез увлекалась легкой атлетикой, женским многоборьем и преуспела в этих видах, получив звание кандидата в мастера спорта. Стала студенткой сельхозинститута и примерно тогда же познакомилась с будущим своим мужем - тренером по легкой атлетике Виталием Петровым. «Сережу Бубку помню десятилетним мальчиком, - рассказывает Г.Петрова, - все последующие годы Сергей упорно шел к чемпионским вершинам, и к слову, через некоторое время у Бубки появился другой тренер».

А дальше сложилось так, что по большей части вынуждена была одна воспитывать троих дочерей. В общем, судьба не баловала эту женщину и если добилась она чего-то в жизни, спасибо собственной сообразительности и сильному характеру. Кто-то, наверное, завидует. Все-таки возник «экологический» конфликт не на пустом месте. Слухи, досужие домыслы по сей день будоражат Гладковку, взывая к новым потрясениям.