UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эдуард Зейналов: «Кое-кого из чиновников заменил бы, но некем»

Приход к власти на Кировоградщине новой команды во главе с бывшим генеральным директором коммерческой структуры «РУР-групп» в свое время стал неожиданностью для области...

Автор: Светлана Орел

Приход к власти на Кировоградщине новой команды во главе с бывшим генеральным директором коммерческой структуры «РУР-групп» в свое время стал неожиданностью для области. В течение полугода, минувшего с того времени, обрисовались новые экономические и политические перспективы. О них, и не только, разговор корреспондента «ЗН» с главой Кировоградской облгосадминистрации Эдуардом Зейналовым.

— Эдуард Джангирович, вы пришли во власть из бизнеса, достаточно громко и убедительно заявив, что свою часть собственности в компании «РУР-групп» продали. И все-таки ее присутствие среди операторов, обеспечивающих хозяйства области горючим во время минувшей посевной, многих насторожила. Тем более что этих операторов было лишь двое. Как бы вы это прокомментировали?

— На уровне государства был обозначен объем льготного горючего для проведения посевной в нашей области: 31 тысяча тонн и поставщики — «Укртатнафта» и «ТНК-Украина». Когда определялись операторы, неудивительно, что выбор пал именно на «РУР-групп», всегда работающую в этой программе и фактически представляющую «ТНК-Украина» в регионе. Следовательно, все достаточно логично и прозрачно.

— Считаете ли вы свою команду сформированной?

— Нет, не до конца. Должен сказать, иногда бывает так, что и надо руководителя заменить, но некем, поскольку нужен более высокий профессиональный уровень. Если же будем менять чиновников только по признаку соответствующей политической ориентации, это только будет компрометировать новую власть.

— По-видимому, не все так просто и в районах, ведь под окнами вашего кабинета можно видеть пикетчиков…

— Продолжается мониторинг работы глав райгосадминистраций. Один из критериев оценки, кстати, — отсутствие подобных демонстраций, согласие между всеми политическими силами. Но, выезжая в районы, проводя серьезный анализ, соответствующие совещания, принимая граждан, я, мои заместители, руководитель аппарата, принимаем во внимание многое другое — наполняемость местного бюджета, уровень занятости, состояние коммунальных предприятий, наличие сдвигов в социально-экономическом развитии. Выводы по этим вопросам плюс выводы организационного отдела ОГА могут стать основанием для отставки. Более того, я считаю, что когда кто-то из руководителей РГА прекрасно находит общий язык с местными партийными ячейками, но ничего не сделал для социально-экономического развития района, то его также надо менять.

— Обвинения, которыми были полны полосы оппозиционной прессы области в адрес вашего заместителя, экс-главы Черкасской областной налоговой администрации Алексея Любченко, по моему мнению, не получили адекватного публичного ответа. С одной стороны, номера уголовных дел, детальные рассказы о коррупционных схемах, с другой — только общее невыразительное возражение.

— Господин Любченко под следствием не находится и не находился. Против него не было возбуждено ни одного уголовного дела. И ни в одной из справок, находящихся в делах, возбужденных против должностных лиц Черкасской ОГНА, фамилия Любченко не упомянута. Следовательно, все эти публикации я рассматриваю не иначе, как проявления политической борьбы.

— О вашем заместителе как об одном из руководителей, которыми интересуются следственные органы, вспомнил даже в интервью «ЗН» министр внутренних дел Юрий Луценко...

— Мне кажется, Луценко ошибся. По-видимому, речь шла о претензиях криминального характера к Черкасской областной государственной налоговой администрации, а не к ее бывшему руководителю.

— Сразу после вашего назначения на пост ходили настойчивые слухи, что семья Зейналова постоянно живет за границей. Где ваши близкие сейчас?

— В Украине. Возможно, такие слухи появились из-за того, что я, работая в бизнесе, мог себе позволить часто бывать за границей, в том числе и с семьей. Мой нынешний график работы делать это не позволяет. Другое дело, что я не могу навязывать его семье. Но постоянно мы живем только в Украине.

— Экономика нашей области не подарок. С чего вы начали ее изменять?

— С ломки теневых схем. Не прибегая к цифрам, могу сказать, что уже на ближайшей сессии областного совета мы предложим депутатам внести изменения в областной бюджет, которые, наконец, дадут возможность достроить новый корпус областного онкодиспансера, остававшийся незавершенным на протяжении последних нескольких лет. А это — не один десяток миллионов гривен, привлеченный дополнительно.

В каждом городе и районе области открыто единое окно для регистрации предпринимательской деятельности. Это, без сомнения, оживит экономическую жизнь, даст положительный импульс легальному бизнесу, будет содействовать увеличению поступлений в местные бюджеты. В связи с этим мне хотелось бы привести пример города Александрии, где такое окно работало еще в прошлом году. Так вот, в 2004-м там зарегистрировалось 680 субъектов предпринимательской деятельности, а в Кировограде, в областном центре, который почти втрое больше по количеству населения, за тот же период — 386.

— Кировоградщина требует инвестиций. Ранее мы ими похвастаться не могли, их сумма на душу населения была одной из самых низких в Украине.

— Разработан целый пакет инвестиционных программ. Например, те, что касаются коммунальной сферы. На днях заканчивается срок подачи документов на участие в конкурсе инвестиций, победитель которого будет обеспечивать эффективное функционирование водовода Днепр—Кировоград и городских водоканалов. Сегодня это очень болезненная проблема для области. Конкурсом заинтересовались российские компании, австрийская, у которой уже есть опыт в этой сфере деятельности, некоторые украинские. Разворачивается также инвестиционная программа по сооружению мусоросжигательного завода. Для Кировограда это очень актуально, ведь решится вопрос с городской свалкой, которая на протяжении многих лет порождала острые экологические проблемы для близлежащих микрорайонов. Это предприятие не только будет сжигать мусор и вывозить его из города, но и будет вырабатывать более дешевую, чем на энергорынке, электроэнергию. Такие условия предлагают нам украинские и чешские инвесторы.

— Не один год хороший урожай пшеницы, выращиваемый на черноземах нашей центральноукраинской области, очень быстро вывозился за ее пределы. Попытки создать структуры, которые бы направили этот процесс в цивилизованное русло, например, «Торговый дом Кировоградщины», не увенчались успехом. Их довольно быстро ликвидировали как неуспешные. По-видимому, было много заинтересованных в том, чтобы они не заработали эффективно. В этом году Кировоградщина будет иметь неплохой урожай, будет ли от него польза сельскому труженику и региону или вновь прежде всего посредникам?

— Я надеюсь, что в общем количестве зерна, которое будет закупать Госрезерв, будет определенная часть и нашего урожая. Другое дело, что у нас предприятие Госрезерва — одно на всю область, и цена зерна из отдаленных районов, в которой учитываются транспортные затраты, будет несколько выше. Поэтому мы обратились к владельцам элеваторов, чтобы там определенное время можно было сохранять какое-то количество зерна. Думаю, что во время следующей корректировки областного бюджета депутаты выделят средства на формирование стабилизационного зернового резерва для области. Увеличивается объем перерабатывающей промышленности, вследствие этого ей понадобится больше сырья.

Достигнута договоренность с генеральным директором фирмы «Каргил», контролирующей определенную часть зернового рынка области, относительно согласования ценовой политики и о том, чтобы на местах оставалось и перерабатывалось как можно больше зерна. Кировоградщина при благоприятных погодных условиях выращивает в год около двух миллионов тонн зерновых, потребляет примерно 400 тысяч тонн. Если бы мы еще хотя бы миллион тонн перерабатывали у себя, была бы совершенно иная картина и с бюджетом, и с благосостоянием региона.

— Еще один ключевой вопрос новой власти — борьба с коррупцией. У Кировоградщины здесь свои особенности. Как бы вы их очертили?

— Люди, привыкшие жить и работать в коррупционном поле, сегодня любой ценой стараются не потерять завоеванных позиций. И мы это сопротивление очень серьезно ощущаем. То, что происходит в городской власти Кировограда (попытка части депутатов отправить в отставку горисполком в полном составе и реакция на это другой части и городского главы), — лишь отголосок этого сопротивления. Конечно, активно работают силовые структуры, налоговая, там везде новые руководители, мы их приглашаем к себе на совещания, где бывают с соответствующей информацией и главы РГА. Я знаю, что создана общая рабочая группа, в которую входят представители милиции и прокуратуры, работающая в этом направлении.

Не могу не упомянуть о так называемом деле 100-го округа (беспрецедентная фальсификация результатов выборов), которое, по моему мнению, спускается на тормозах. Я считаю, что это делается с единой целью — посеять в общественном сознании сомнение, что подобные вещи могут официально получить правовую оценку, а не решаться с помощью денег, к тому же — больших денег... По-видимому, эта проблема определенных лиц в судебных властях свидетельствует о необходимости реформы, которая бы включила механизмы невозможности коррупции в этой системе.

— Оппозиция, и не только, обвиняет народный союз «Наша Украина» в том, что его структуры возглавляют или главы облгосадминистраций (как, например, вы), или руководители райадминистраций, или близкие к ним люди, и усматривает в этом возможное применение админресурса во время парламентских выборов. Что вы можете на это ответить?

— Я могу сказать, что в Кировоградской области НСНУ работает так, как любая иная партия. Кстати, среди глав райгосадминистраций менее половины его членов или приверженцев. Пятеро представляют «Батьківщину», четверо — Социалистическую партию, еще двое — Украинскую народную партию. Ни один из них не скажет, что со стороны облгосадминистрации давались какие-то поручения содействовать ячейкам народного союза «Наша Украина». Ни один автомобиль или телефон, принадлежащий власти, не работает и не будет работать на партию.

— То есть отношения между потенциальными политическими партнерами (БЮТ, Народная партия, а сейчас уже и ПРП и УНП) на уровне области наладить несложно?

— У нас нет глобального конфликта интересов. Но я иногда не понимаю, почему нет и принципиального плодотворного сотрудничества. Такое впечатление, что для каждой из партий на первом месте — ее имидж, ее пиар. И забывают о главном — о том, что объединило нас в минувшую осень. Если мы проиграем парламентские выборы и победят силы, ставящие сегодня палки в колеса, мутящие воду на уровне местного самоуправления, мешают Украине выполнять международные обязательства, эффективная поступь будет невозможной, мы не сможем выполнить задачи, поставленные Майданом.