UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДвоеНЕДОвластие

Конфликт, начавшийся в Броварском районе после мартовских выборов, с течением времени не только не угас, а продолжает развиваться...

Автор: Надежда Гоцуенко

Конфликт, начавшийся в Броварском районе после мартовских выборов, с течением времени не только не угас, а продолжает развиваться. На одной из резонансных пресс-конференций представители Броварского райсовета обвинили руководителей райгосадминистрации в грубом давлении на депутатов совета, стремлении изменить расстановку сил, любыми средствами отстранить от должности законно избранного председателя совета Александра Гладышко. В свою очередь, на другой пресс-конференции другие депутаты райсовета опровергли обвинения оппонентов, заявив, что после создания нового большинства и переизбрания руководства ситуация в совете улучшилась. Противоположные мнения были высказаны и в отношении того, как отстраняли от должности председателя райсовета Александра Гладышко. Одни говорили, что группа, состоявшая из работников РГА и депутатов, ворвавшись в кабинет председателя райсовета, потребовала добровольно отказаться от полномочий председателя совета, отдать печать и ключи от кабинета. После отказа выполнить эти требования была применена грубая физическая сила — Александра Гладышко избили и, окровавленного, «выволокли из кабинета». Другие свидетельствуют: ничего подобного не было, несколько депутатов действительно зашли в кабинет председателя райсовета, чтобы провести инвентаризацию, но тот начал громко кричать и биться головой о рабочий стол. То, что после такого посещения кабинета его хозяин оказался в столичной больнице, объясняется просто. В интерпретации оппонентов Александр Гладышко перещеголял унтер-офицерскую вдову. Та, как известно, сама себя высекла. А он умудрился сам нанести побои, уложившие его на больничную койку. Во время посещения корр. «ЗН» Броваров А.Гладышко все еще был в больнице.

Казалось бы, после резонансных событий, их широкой огласки, после весомых обвинений каждой из сторон будет проведено расследование. Но хотя со времени нашумевших событий прошло около месяца, ясности нет. Как и официальной оценки произошедшего. Позвонив в прокуратуру, корр. «ЗН» убедился, что уголовного дела по поводу случившегося в кабинете председателя райсовета не заведено. Тем временем события интерпретируются на все лады.

Побывав на месте, удостоверились, что ситуация не нормализовалась. Бросились в глаза странности. Если в админздании, где размещаются все основные службы, была в общем-то привычная рабочая атмосфера, то на первом этаже, где находится аппарат райсовета, царило затишье. Все двери кабинетов, кроме одного, были закрыты. Некоторые, как выяснилось позже, изнутри. «Мы чувствуем себя как при военном положении, как в осаде», — пояснила одна из находящихся на месте сотрудниц. Побывали и в кабинете председателя райсовета, где произошли нашумевшие события, увидели признаки ремонта помещения. Находящийся здесь рабочий без особого энтузиазма к порученному (а еще более — к комментариям по поводу происходящего) вяло занимался своей работой. Показательная деталь — ремонт помещения начался сразу же после того, как его хозяина отвезли в больницу. Если учесть заявления депутатов райсовета, которые, по их словам, видели, как окровавленного Гладышко выволакивали из кабинета, то спешка с проведением ремонта представляется не случайной. Кому было выгодно, чтобы на месте происшествия первыми оказались строители, после деятельности которых истину восстановить еще труднее? На вопрос, где найти альтернативного председателя райсовета, работники аппарата совета пояснили, что тому привычнее находиться этажом выше — в райадминистрации. И действительно, с депутатом райсовета, членом Броварской районной организации НРУ, профессиональным юристом, бывшим работником правоохранительных органов разных уровней и ведомств, бывшим руководителем аппарата Броварской райгосадминистрации Юрием Кушниренко познакомились в указанном месте. Собеседник оказался немногословным. Один из выводов после недолгого общения на территории райгосадминистрации состоит в том, что при прежнем председателе райсовета на протяжении нескольких месяцев работы совета не было принято ни одного решения, касающегося социально-экономического развития района. Но в целом вразумительного пояснения нынешней ситуации не последовало.

Что касается судебных решений по этому вопросу, то тут тоже не все однозначно. Корр. «ЗН» довелось присутствовать на заседании Броварского горрайонного суда. В своей резолюции по иску одного из депутатов райсовета суд отменил ряд решений внеочередной сессии райсовета пятого созыва, проведенной по инициативе 27 депутатов райсовета 18, 20, 25, 27 июля, 10 августа, постановив «признать противоправными действия Броварского районного совета». Впрочем, судебные разбирательства стали уже привычными. Результат противоборства налицо — сейчас по существу имеются два претендента на должность председателя райсовета, но де-факто нет ни одного. Одного снимали решением внеочередной сессии, действия другого приостанавливались решением суда. Деятельность расколотого совета парализована, что, судя по всему, и требуется одной из противоборствующих сторон.

Напомним, что конфликт начался после выборов в местные советы. То обстоятельство, что БЮТ стал силой, претендующей на руководство советом, не смутило новую коалицию в составе иных политических сил и «ряда отдельных депутатов». Представители разных сторон столкнулись между собой. Встал вопрос об альтернативной кандидатуре председателю райсовета Александру Гладышко, избранного депутатом райсовета по спискам БЮТ. Переворот районного масштаба еще более обострил взаимоотношения между руководителями райсовета и РГА. Взаимные обвинения посыпались как из рога изобилия. Руководство райадминистрации обвинило райсовет и его председателя в бездействии и стремлении ставить палки в колеса преуспевающему району. Александр Гладышко придерживался мнения, что за красивыми словами о процветании района кроется распродажа земли и вел дело к установлению депутатского контроля за тем, что собственно происходит. Это походило на подготовку к тому, чтобы вынести вопрос недоверия руководителю РГА Николаю Диденко на сессии. Противостояние развернулось в судах, прокуратуре, в самом райсовете. Дошло до раскола депутатского корпуса, часть из которого де-факто перешла под управление чиновников РГА.

Показательны обстоятельства того, как организовывалась внеочередная сессия, на которой произошла смена руководства райсоветом. Согласно информации депутатов, поддерживающих деятельность Александра Гладышко, Юрий Кушниренко обратился в местную газету с письмом, написанным на бланке РГА, с просьбой опубликовать объявление о созыве внеочередной сессии от имени депутатов райсовета, в повестке дня которой был вопрос об отзыве председателя районного совета и о выборах нового председателя. Однако у группы поддержки Гладышко есть сведения, что часть депутатов не подтверждает факт требования ими проведения внеочередной сессии с упоминаемой повесткой дня. Но сессия состоялась. Как выяснилось на судебном заседании, состоявшемся 31 августа, это действие сопровождалось многими нарушениями, которые были отмечены в судебном постановлении.

Борьба, даже противостояние в советах разных уровней — дело обычное. И для поиска истины, вскрытия недостатков и злоупотреблений даже полезное. Броварское ноу-хау характерно тем, что ситуация доведена до абсурда. Противоборствующие группы, подстрекаемые чиновниками-депутатами, вместо того, чтобы искать компромиссы, пошли на разрыв, каждая решив действовать самостоятельно. По существу, даже сессии попытались проводить отдельно друг от друга. Но такой подход, стремление изолировать инакомыслящих от участия в решении общих дел загоняет ситуацию в тупик, из которого, по существу, нет выхода. Два председателя совета с приставкой НЕДО — уже много для одного района. Если противостояние продолжать в том же духе, не соблюдать элементарных требований регламента, то депутатский корпус может поделиться. И не только надвое, как в Броварском районе, но и расколоться на три, четыре и больше частей. Вот только нужен ли избирателям такой совет?

Если своеволие не встречает своевременного и жесткого отпора прежде всего со стороны правоохранительных органов, то оно неизменно перерастает в неправовые методы воздействия на оппонентов. В определенном смысле, в Броварском районе случилось то, что по логике развития событий должно было произойти. Обращения конфликтующих сторон к президенту, генеральному прокурору, министру МВД пока не возымели действия. Не доходят руки до отдельно взятого района или «верхи» в своей расширенной «разновекторности» еще не определились, как поступить, какую сторону принять?

Чего можно ожидать в дальнейшем? Пока что действия местного суда, принимающего «странные решения», не вызывают одобрения у исполнительной власти. А Александру Гладышко после выхода из больницы самое время созвать сессию райсовета, чтобы депутаты дали происходящему надлежащую оценку. Если, конечно, эти планы не будут нарушены происшествиями вроде того, которое уложило его на больничную койку.

Наверное, не случайно острый конфликт вспыхнул именно здесь. Как Бровары среди других городов-спутников Киева занимают особое место, так и одноименный район имеет большую привлекательность. Сельская местность, где на соблазнительных для инвесторов землях выращивают сельхозпродукцию и где еще нет следов пребывания фирм и компаний, дорогих сооружений и коттеджей, находится недалеко от столицы. Эти, все возрастающие в цене массивы земли успели оценить не только местные предприниматели, но и ищущие выгодных мест для вложения капиталов столичные бизнесмены и иностранцы. Если в последнее время заговорили о том, что Киевская область со своим потенциалом (прежде всего — земельным) может опередить столицу в привлечении инвестиций, то имеются в виду возможности пристоличных регионов, прежде всего — Броварского, в который уже сейчас привлечено около трети инвестиций поступивших в область. Здесь работают 18 предприятий с иностранными инвестициями. И они очень надеются на свою «очередь» в решении этого вопроса. Кто продает землю или сдает ее в длительную аренду, тот и контролирует возрастающие финансовые потоки.