UA / RU
Поддержать ZN.ua

Две победы Юлии Тимошенко

Говорят, что первыми словами, которые украинский Президент произнес, сойдя с трапа самолета, доставившего его на родину из Стамбула, было: «Почему Тимошенко еще не сидит?»...

Автор: Ольга Дмитричева (Чорная)

Говорят, что первыми словами, которые украинский Президент произнес, сойдя с трапа самолета, доставившего его на родину из Стамбула, было: «Почему Тимошенко еще не сидит?». Поскольку первым, кто пожимал гарантову руку по возвращении его с натовского саммита, был Виктор Янукович, вопрос оказался адресованным ему. Виктор Федорович быстро справился с чувством легкого недоумения, завладевшим было премьер-министром, до сих пор наивно полагавшим, будто в сферу его компетенции не входят вопросы о привлечении к уголовной ответственности народных депутатов. И уже на следующий день представители парламентской фракции «Регионы Украины» включились в активную работу по воплощению в жизнь президентского «дороговказа».

Сложность этой задачи заключалась в том, что к началу недели три парламентских комитета (правовой, по вопросам борьбы с оргпреступностью и по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности) проголосовали за то, чтобы не выносить в сессионный зал вопрос о лишении депутатского иммунитета лидера блока своего имени — Юлии Тимошенко. Впоследствии такое же решение принял и регламентный комитет Верховной Рады. Однако «регионалы», задавшиеся целью лишить Президента повода и впредь обращаться к их лидеру со столь неожиданными претензиями, предприняли попытку «объехать» профильные комитеты вместе с их решениями. Шансы на успех повышались наличием у них таких союзников в этом деле, как объединенные социал-демократы, «Трудовая Украина» и «Демократические инициативы» — «Народовластие». И в парламенте начался сбор подписей за внесение в повестку дня вопроса о рассмотрении представления Генеральной прокуратуры по Юлии Тимошенко.

Инициативная группа, которую возглавил эсдек Владимир Заец, задалась целью насобирать 226 депутатских автографов, хотя, в соответствии с регламентом, хватило бы и 150. Но разработчикам антитимошенковской операции нужна была гарантия положительного голосования в сессионном зале. Но они так и не смогли ее обеспечить. Одного лишь желания Банковой в качестве аргумента в пользу того, что лидер БЮТ заслуживает стать подопечной Владимира Левочкина, для убеждения народных избранников оказалось мало. Трехчасовое заседание регламентного комитета ВР с участием генерального прокурора Геннадия Васильева и следователя прокуратуры, ведущего дело Тимошенко, по словам присутствовавших там, выявило очевидную беспомощность составителей представления. Должно быть, в связи с явным «провисанием» системы доказательств вины Тимошенко, под документом не стал подписываться Геннадий Васильев, лишь завизировавший бумагу. Кстати, одно лишь то, что представление фактически внесено старшим следователем по особо важным делам Генпрокуратуры Якубовским, а не (как того требует закон о статусе народного депутата Украины) генеральным прокурором, является поводом вернуть его обратно на Резницкую. Видать, накануне президентских выборов заботиться о своем политическом будущем свойственно и генеральным прокурорам.

Не нашлось достаточного количества вступать в «чужую войну» и среди народных избранников. В первую очередь это относится к главе парламента. Исход операции во многом зависел от позиции Владимира Литвина. И он ее проявил, однозначно дав понять, что внесения в повестку дня Верховной Рады «посадочного» вопроса не будет. Причин для этого у Владимира Михайловича, скорее всего, было несколько. Можно предположить, что в их число входило желание на деле продемонстрировать декларируемое им стремление всячески способствовать утверждению авторитета законодательного органа. А в этой связи заботу о судьбе каждого отдельно взятого парламентария спикер считает своей прямой обязанностью. Немаловажным фактором также, по всей видимости, было нежелание упускать возможность поломать игру «любимцам публики» — социал-демократам. Кроме того, председатель парламента не имеет права не думуть о будущем, которое еще не известно как сложится. Ну и, конечно же, главу парламента вовсе не вдохновляла перспектива скандального завершения сессии Верховной Рады в то время, когда им уже была приготовлена торжественно-прощальная речь.

Немало усилий для создания соответствующих настроений в депутатском корпусе приложили депутаты из «Нашей Украины». Организованная ими разъяснительная работа с колеблющимися коллегами по парламенту принесла ощутимые результаты в виде увеличения числа убежденных противников рассмотрения вопроса о лишении Тимошенко депутатской неприкосновенности. И пускай злые языки утверждают, будто основным побудительным мотивом «нашеукраинцев» было стремление устранить причину возможного выдвижения Юлии Тимошенко кандидатом на президентское кресло (если бы вопрос о снятии с Тимошенко депутатского иммунитета был решен, она могла бы попытаться получить кандидатскую неприкосновенность). Есть надежда думать, что в действиях ющенковцев преобладали мотивы совершенно иного характера.

Ведь все это время велась активная подготовка к подписанию коалиционного соглашения между блоком Юлии Тимошенко и «Нашей Украиной», предполагающего, во-первых, объединение усилий в предвыборной кампании, а во-вторых, отказ от президентских амбиций Юлии Владимировны. Нужно заметить, что для заключения союза, о вероятности которого так много говорилось, до самого последнего момента почти ничего не делалось. В рядах «нашеукраинцев» образовалось два противоборствующих лагеря: в одном из них собрались активные сторонники альянса с Юлией Тимошенко, в другом — пассивные противники. Публично обозначать свою позицию последние не решались, но всяческим образом саботировали объединительный процесс, тормозя его продвижение.

И активизировать его удалось лишь в самый канун старта избирательной кампании. Проблема заключалась в том, что объединением усилий во время президентской гонки круг вопросов, обсуждаемых двумя сторонами накануне подписания соглашения, не ограничивался. Весомой частью содержательной части договора, по некоторым данным, должны были стать принципы послевыборного (точнее сказать, послепобедного) сотрудничества. Наиболее радикально настроенные сторонники идеи самодостаточности Виктора Ющенко добивались самостоятельного выступления лидера «Нашей Украины» в президентской гонке. Менее убежденные «самостийныки» считали, что обещания Юлии Владимировне вице-премьерского кресла вполне достаточно для ее преданного служения «прачкой в штабе Ющенко». И лишь усилиями тех, кто готов был на максимально равноправный союз, он, этот союз, и состоялся. Правда, сама Тимошенко, по некоторым сведениям, долго упорствовала в своем желании вынести договоренности о распределении кадрового ресурса в публичную часть соглашения. Но перед самым его подписанием большим достижением ей, судя по всему, должно было казаться хотя бы то, что схему раздела властного пирога в случае победы Ющенко вообще удалось зафиксировать. Пусть и в так называемом секретном протоколе.

У коалиции под названием «Сила народа» имеется координационный комитет, который возглавил Виктор Ющенко. Юлия Тимошенко стала его первым и пока последним заместителем. Согласно официальным комментариям, при распределении государственных должностей в случае победы на выборах участники коалиции намерены исходить «из принципа квот результатов политсил на выборах в Верховную Раду в 2002 году». Если прикинуть соотношение процентов, набранных на парламентских выборах БЮТ (7,26 процента) и «Нашей Украиной» (23,57 процента), получится один к трем. Однако, по неофициальной информации, в схеме распределения портфелей, закрепленной в закулисной части соглашения между БЮТ и «НУ», наблюдаются немного иные пропорции. По некоторым сведениям, чуть больше половины ключевых госдолжностей закреплено за ющенковцами, чуть меньше трети — за тимошенковцами. Остаток принято считать резервным фондом для других предполагаемых союзников.

Расписывать эту часть пакта по персоналиям, если верить информированным источникам, не стали. За исключением одной, весьма важной детали — по некоторым, неподтвержденным сведениям пост премьера все же закрепили за Юлией Владимировной.

Хотя настойчивые попытки придать документу гораздо более конкретный вид наблюдались. В деле достижения консенсуса между Ющенко и Тимошенко немалую роль сыграл лидер входящей в блок «Наша Украина» Украинской народной партии Юрий Костенко. Увлекшись, по всей видимости, своей объединительной ролью, Юрий Иванович предусмотрел в одном из первоначальных проектов соглашения целых восемь должностей для своих однопартийцев. Возможно, кадровый потенциал УНП и не мал, однако неплохо было бы его соотнести с возможностями и амбициями остальных членов коалиции, решили, по всей видимости, в конечном итоге подписанты. Кроме того, в документе распределены регионы, за сбор электорального урожая в которых отвечают участники коалиции. За БЮТ, например, закреплены Кировоградская, Днепропетровская, Донецкая и некоторые другие области.

Таким образом, за короткий промежуток времени Юлии Тимошенко удалось одержать целых две победы: остаться на свободе и обменять свои президентские амбиции на более-менее конкретные обязательства со стороны Ющенко. Самое интересное, что в обоих случаях можно также говорить и о победе здравого смысла.