UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Дурацкие игры» вокруг законопроекта о госзакупках

История повторяется дважды: сначала в виде трагедии, потом – в виде фарса. Это высказывание Гегеля...

Автор: Андрей Марусов

История повторяется дважды: сначала в виде трагедии, потом – в виде фарса. Это высказывание Гегеля незримо витало вокруг событий по опубликованию законопроекта о госзакупках, одобренного Верховной Радой 19 июня с.г.

Старт чехарде «захватов», заявлений, обвинений и опровержений был дан еще 5 июля. Александр Мороз попросил президента Виктора Ющенко «ускорить» вступление в силу законопроекта, уже подписанного спикером. А. Мороз отметил, что в случае неподписания закона «он будет считаться одобренным президентом и должен быть официально опубликован».

Уже на следующий день, в пятницу 6 июля, события поскакали галопом. Приостановив действие еще кучмовского указа 1997 года, президент фактически лишает Верховную Раду возможности публиковать свои нормативные акты в «Голосе Украины» и «Урядовом курьере». А.Мо­роз называет такие действия грубым нарушением Консти­туции. Однако сообщение пресс-службы ВР имеет неожиданно миролюбивую концовку: «С целью ознакомления общественности … считаем необходимым разместить фотокопии текста закона в средствах массовой информации».

Тендерная палата Украины за один день получает определение судьи Хозяйственного суда г.Киева Мудрого С.М., которым запрещается вышеупомянутым изданиям обнародовать закон. Далее последовал «захват» киевского издательства «Пресса Украины» с участием С.Осыки, офицера СБУ по имени «Бойко» и приостановка печатания «Урядового курьера». Впрочем, Тендерная палата утверждает, что первое появление работников правоохранительных органов произошло накануне – в редакции «Урядового курьера»...

Эти события живо напомнили ситуацию осени 2004 года с обнародованием ЦИК результатов голосования на президентских выборах. Правда, тогда блокированию их опубликования сопереживали миллионы простых граждан по всей стране. Попытки же помешать публикации законопроекта от 19 июня с.г. беспокоили разве что десяток далеко не простых украинцев…

Что происходило в действительности – будут разбираться МВД, Минюст и Генпрокуратура, к чему ее уже призвали Николай Азаров, президентский секретариат и Тендерная палата.

В сильно урезанном тираже «Урядового курьера» были опубликованы фотокопии закона, а также информация пресс-службы Верховной Рады. В номере «Голоса Украины» также было опубликовано сообщение пресс-службы ВР, текст закона с подписью А.Мороза, а в левом верхнем углу страницы мелким шрифтом было добавлено: «Фотокопии текста закона».

Гораздо интереснее и важнее вопрос о том, считать ли закон вступившим в силу. Как мы писали в предыдущем номере «ЗН», хотя одобренный законопроект оставляет в неприкосновенности ключевые элементы «монопольной ловушки» на рынке госзакупок, он все же может облегчить жизнь гос­предприятиям, ограничить тендерное «рейдерство» и вернуть какую-то часть предпринимателей на рынок госзакупок.

Президентский секретариат ожидаемо заявил, что «неполномочный орган не может принимать законы, тем более их публиковать…» Позиция А.Мороза оказалась весьма своеобразной: опубликованные фотокопии являются лишь «предложением Виктору Ющенко подписать данный закон и ввести его в действие».

Первый вице-премьер Ни­колай Азаров упрямо твердил, что закон действительно вступил в силу: «Президент предлагает механизм: давайте соберем СНБО, сделаем рентгеновский снимок этой коррупционной картины и примем указ. Я задаю простой вопрос: какой указ? Нам надо отменить закон, который действует сейчас?.. Указом можно отменить закон? Нельзя указом отменить закон – дураку понятно, да?! Так я в дурацкие игры не играю. Я президенту сразу сказал, что никакой РНБО не приостановит никаким указом закон!»

В незавидном положении оказалась Раиса Богатырева. Утром 11 июля на сайте Тендерной палаты (ТПУ) появляется сообщение, в котором от ее имени опровергается утверждение о вступлении в силу закона, а также критикуются комментарии Н.Азарова и А.Мороза. Однако вскоре на сайте Партии регионов появляется опровержение достоверности этих сведений. Несмотря на это пресс-служба ТПУ незамедлительно заявляет, что «на официальном сайте ТПУ размещается только достоверная и проверенная информация».

На следующий день ТПУ снова подтвердила, что заявление пришло именно от Р.Богатыревой. Наконец, вечером распространяется заявление Раисы Васильевны, в котором она сообщает о сложении с себя полномочий почетного президента ТПУ. По ее мнению, «соответствующий закон, который был принят почти консенсусом в парламенте при участии всех политических сил… не создал плодотворных условий для эффективной и прозрачной деятельности всех субъектов, которые имеют отношение к организации и проведению тендеров. Мои попытки как почетного президента Тендерной палаты Украины начать серьезную реформу в этой сфере натолкнулись сначала на непонимание, а затем и на сопротивление, которое не прекращается и поныне».

Г-жа Богатырева расценила появление спорного заявления как попытку «создать политический конфликт внутри Партии регионов»…

Мы попытались узнать мнение независимых юристов по поводу очередной правовой коллизии. В целом, комментарии, полученные в компании «Ильяшев и Партнеры» (М.Копейчиков) и «Правовой консалтинг и практика» (В.Крат) соответствуют аргументации тех, кто считает, что осуществленная публикация закона не означает его вступления в силу.

Первая группа аргументов касается правомочности Верховной Рады Украины на момент принятия закона 19 июня. Вторая - указа В.Ющенко о приостановлении действия Порядка обнародования официальных документов Рады. Третья - того, каким образом был опубликован текст закона («фотокопии», с пометкой «для ознакомления общественности»). Четвертая – решения Хозяйственного суда
г. Киева. И т.д…

Вызывает некоторое удивление, что в течение этой напряженной недели хранила молчание относительно темы госзакупок Юлия Тимошенко. В ходе пресс-конференции Ю.Тимошенко ушла от ответа на вопрос корреспондента proUA о том, правда ли, что номером 79 в списке БЮТ является Антон Владимирович Яценко, бывший до августа 2006 года первым вице-президентом ТПУ. Его отец – Владимир Порфирьевич Яценко – значится среди собственников «Европейского консалтингового агентства», по данным Госкомстата…

Г-жа Тимошенко лишь отметила, что на съезде 2 августа будут оглашены резюме всех членов списка. И, похоже, обозначила, каким образом она будет «эксплуатировать» тему госзакупок: «Я хочу напомнить, что возглавляет ТПУ, к которой сегодня много претензий, Раиса Богатырева – член Партии регионов. Все вопросы нужно ставить к руководству».

Между тем сила ключевых компонентов «монопольной ловушки», описанных в прошлом номере «ЗН», явила себя в полной красе. В очередной раз Межведомственная комиссия не предоставила Антимо­нопольному комитету разрешения на создание государственного веб-портала. По информации «ЛигаБизнесИнформ», против его выдачи проголосовали все те же - народные депутаты Александр Ткаченко (КПУ), Михаил Мельничук (СПУ), а также представитель Счетной палаты Лариса Хабина и глава правления Тендерной палаты Украины Владимир Лаба. Но самое интересное в том, что МВД официально уведомил комитет, что у компании, найденной АМК, «отсутствуют патенты на изобретения в сфере государственных закупок, необходимые для создания информационной системы в сети Интернет». Очевидно, что только у «Европейского консалтингового агентства», владельца сайта www.zakupivli.com , такие патенты имеются…

И наконец, 12 июля ТПУ публикует на своем сайте вывод по вопросам государственных закупок № 22371 от 10.07.07. ТПУ заключает, что «закон от 19 июня не вступил в силу» и что «применение заказчиками-распорядителями государственных средств в своей деятельности фотокопии закона является противоправным (sic!) и имеет признаки преступлений (sic!), предусмотренных статьями 365, 367 Уголовного кодекса Украины». В общем, не нужно этой стране ни Конституционного суда, ни прокуратуры, ни президента…

ТПУ сделала этот «вывод» в соответствии с действующим законом – статья 17-3, пункт 2: «Тендерная палата бесплатно… предоставляет выводы по вопросам государственных закупок». Какой характер носит этот вывод – рекомендация, которую можно проигнорировать? Решение, обязательное для исполнения всеми органами власти? Именно таким способом ТПУ признала сайт «Европейского консалтингового агентства» единственным, который соответствует требованиям закона!

Подведем итоги недели. С точки зрения предвыборной кампании, счет явно в пользу Партии регионов – благодаря настойчивости Н.Азарова в незамедлительном нахождении выхода из кризиса. Заказчикам-то абсолютно все равно, кто какую норму Конституции нарушил, у них отдых для детей или производство «горит»…

Из-за пассивности президентский лагерь в явном проигрыше. К тому же многие задумались - а не приглянулся ли кому-то из ющенковцев такой «интересный» инструмент, как Тендерная палата? А.Мороз тоже потерял: его позиция живо напомнила анекдот о Л.Кравчуке, бегущем «між крапельками». Ю.Тимошенко пока осталась при своих «интересах» – и ТПУ под контролем главы Ревизионной комиссии С.Осыки, и особа, приближенная к «тендерной схеме», похоже, в предвыборном списке…

А вот с точки зрения государственных интересов... Украина еще на один шаг продвинулась к группе несостоятельных – случайных - государств. Эту поступь можно легко продолжить. Ввиду приближения выборов целесообразным кажется создание Избирательной палаты. Следует обратить также пристальное внимание на идею общественных Налоговой и Оборонной палат. Первая будет «абсолютно прозрачно» решать, кому возмещать НДС, а «общественные контролеры» из второй займутся закупкой вооружений для украинской армии…

Кстати, глава государства Виктор Ющенко убыл на отдых-лечение в Швейцарию. Он обещал вернуться 21-22 июля. Тем не менее, по словам А.Шлапака, ко вторнику президент планирует подписать указ с механизмом урегулирования ситуации с госзакупками. Как сообщил А.Шлапак, «указ будет носить скорее рекомендательный характер, нежели норморегулирующий». Текст указа уже в индивидуальном порядке согласовывается со всеми членами СНБОУ.

В пятницу, когда верстался номер, указ № 642/2007 года «О решении СНБОУ от 12 июля 2007 «О мерах по повышению эффективности системы закупок товаров, работ и услуг за государственные средства» появился на официальном сайте президента Украины. Самые первые выводы: ни заказчикам, ни участникам, похоже, не стоит ожидать оперативного решения их проблем.

Похоже, нужно срочно думать о создании еще одной - общественной президентской - палаты. Она точно добьется, чтоб ее малейший чих считался решением, обязательным для выполнения всеми органами власти, включая президента.

….Некоторые добавляют к словам Гегеля – «для глупых история повторяется трижды», не уточняя, правда, что будет в третий раз: трагедия, фарс, водевиль или средневековый dance macabre (танец смерти). Впрочем, о том, что может случиться в Украине, намекает еще один известный мыслитель Арнолд Тойнби: «Самое оживленное движение часто наблюдается в тупиках истории».

Петр АНДРЕЕВ: «Ненормально, когда государство перед кучкой дельцов становится бессильным!»

Руководитель ГлавКРУ поделился с «ЗН» не только эмоциями, но и некоторыми документами относительно тендерных «нюансов» в Украине

- Петр Петрович, как бы вы оценили то, что происходит с госзакупками в Украине? Виктор Янукович говорит о катастрофической ситуации, президент -что закон о госзакупках криминализует наш деловой мир…

- Я согласен с оценкой, которую дал премьер-министр. Я бы рассматривал происходящее даже острее. Эта ситуация приводит к кризису не только в экономической, но и в социальной системе. Идут тысячи жалоб, телефонных звонков. Мэрии городов не могут провести ни одного тендера. Больницы не могут тендеры провести - что теперь, остановить столовую и не кормить больных? Лекарства не закупать? Бюджетные организации должны давить на участников торгов, чтобы те заплатили деньги разным коммерческим фирмам...

Втянули государственные предприятия, которые раньше не попадали под сферу действия закона. Зачем это делалось, понятно – чтобы увеличить дивиденды тех, кто стоит за этой коррумпированной схемой. А как быть предприятию, которое не может полгода закупить комплектующие? А мы удивляемся: вроде бы условия созданы для развития экономики, а платежи в бюджет падают.

Недавно у меня была встреча с министром, ведающим строительной отраслью. К нему обратился директор строительного научно-исследовательского института: «Нам выставили условия, мы должны заплатить такую-то сумму физическому лицу, дайте разрешение, чтобы мы, как предприятие государственной формы собственности, заплатили… Если мы не заплатим 6% от суммы закупки, то потеряем контракт на 12 миллионов…»

Министр написал – «запретить»! Но они-то обратились к министру после того, как заплатили! Их юрист поднял проблему: «Это незаконное отвлечение бюджетных ресурсов. Перечислили какому-то физическому лицу, потом эти деньги сняли, обналичили, и это лицо не найдешь». Они начали искать… Приходят по адресу – такой структуры нет, на дверях надпись «Переехали туда-то». Они по городу посетили восемь мест – нигде этой структуры нет, а на последнем месте узнали номер телефона. Они набирают, а там сразу предупреждают: имейте в виду, что минута разговора по этому номеру стоит десять гривен…

Страну ввергли в такой хаос…. Трижды был на приеме мэр Запорожья Карташев. Он говорит: «Я полгода не могу провести тендер, залатать ямы, положить асфальт, лампочки поменять, на светофоры тендеры провести».

Мы сейчас изучаем ситуацию, когда люди, связанные с ТПУ зарегистрировали множество предприятий, которые даже не являются участниками торгов, но которые пишут жалобы. Тендерные процедуры занимают два месяца, потом на них пишут жалобу, торги приостанавливаются, и все затягивается… Замкнутый круг.

Оценка объема тендерных закупок в Украине – около 150 млрд. грн. в год. Коммерческая структура является оператором бюджетных ресурсов в таких огромнейших объемах?! Они говорят - мол, чиновники наживаются. Постойте, речь идет о бюджетных деньгах, государство обязано быть ведущим в сфере государственных закупок. Потому что госслужащие, как никто другой, несут ответственность – по законам о государственной службе, о борьбе с коррупцией. А общественная организация в лице Тендерной палаты, под которую писался этот закон…

Все знают, как ходили по залу Верховной Рады и решали вопросы за каждый голос…

Мы с этим боремся… На нас «заказуху» публикуют. Звонили моей жене, угрожали, говорили, чтобы подумали о семье и детях…

Политики подняли эту проблему, ее можно использовать, чтобы расшатать основания под той или иной политической силой. Все пытаются перевести стрелки на Кабинет министров. Но Кабмин первым открыто заговорил об этой проблеме. Почему-то когда была Тимошенко, никто об этом не говорил, и так остро эта проблема не поднималась. Когда был Ехануров – то же самое. С таким трудом Азаров боролся, восемь раз ставил законопроект, чтобы его проголосовали… И на него кучу грязи вылили за то, что он отстаивает государственническую позицию.

Президент законопроект не подписал, он считает, что Верховная Рада нелегитимна. Тогда Виктор Федорович обратился к президенту: давайте рассмотрим этот вопрос на заседании Совета безопасности. Однако с Банковой идут разные отзывы: «Это не вопрос заседания Совета безопасности, это совсем другая сфера…» Рассматривать на заседании СНБОУ возврат НДС – это считается проблемой. А то, что сегодня парализована и криминализирована вся страна только из-за того, что существует такой закон, – это не проблема?!

Я уверен, что премьер и президент придут к согласованному решению. Если Совет национальной безопасности посчитает, что этот закон может привести к угрозе экономической безопасности страны, то можно приостановить действие закона и выпустить указ… Можно приостановить только те статьи, которые приводят к этой коррупции.

- Есть ли у вас предложения по развитию системы госзакупок?

- Да, мы представили их в Кабмин. Нужно рассмотреть вопрос о создании Государственного департамента по госзакупкам как самостоятельной единицы. Не привязывать его к тому или иному министерству, учитывая значимость госзакупок для страны. Сегодня предприятия госсектора экономики обеспечивают наполнение государственного бюджета на 70%. И мы ставим все это под угрозу?

При этом департаменте - бесплатный веб-портал. Государство будет оплачивать его работу. И это будет в сотни и тысячи раз дешевле, чем сегодняшняя ситуация.

Мы прекрасно понимаем, что проплаты, которые сейчас идут в коммерческие структуры, - с них никто налогов не платит, фирмы фиктивные, никто не может их найти, это самые обыкновенные «конверты».

Кроме того, мы отработали еще одну модель с Государственным комитетом по ценам. Он будет предоставлять информацию о ценах на тех или иных рынках…

- Каковы ваши предложения относительно общественного контроля в сфере госзакупок, по Тендерной палате?

- А почему только одна Тендерная палата должна вести общественный контроль? Пусть сотни и тысячи других общественных организаций тоже контролируют прозрачность закупок! Мы считаем, что если пойдем по такому пути, тогда это будет прозрачный механизм.

- Предусматривается ли в ваших предложениях, что любой сможет бесплатно ознакомиться на таком веб-портале, кто и что купил?

- Конечно. Вся информация будет открытой.

Кабинет министров принял постановление, чтобы при Антимонопольном комитете был создан бесплатный государственный веб-портал для госзакупок. Они объявляют тендер, а «Европейское консалтинговое агентство» не публикует объявление. Выносят на Межведомственную комиссию согласование закупки у одного исполнителя, а представители Тендерной палаты блокируют. Практически три месяца постановление Кабинета министров не выполняется.

Это ненормально, когда государство перед кучкой дельцов становится бессильным! Мне как гражданину уже становится страшно.

- Петр Петрович, передавали ли вы имеющуюся информацию в соответствующие органы: ГНАУ, СБУ, МВД, Госфинуслуг?

- Да, конечно. Мы направляли информацию, можем предоставить вам копию этих материалов. Вы - свободная пресса и можете с ней ознакомиться.

- Не знаете ли вы, на какой стадии находится расследование в этих органах?

- Я присутствовал на последнем заседании, которое проводил вице-премьер Кузьмук. Генеральная прокуратура докладывала, что они пытались выйти на проверку в Тендерную палату. Их не допустили.

- Не понял. Не допустила охрана?

- Ну да, охрана… А посмотрим на ситуацию, когда приехал господин Осыка в связи с публикацией последнего закона и приостановил ее… Он позвонил по мобильному, и приехала Служба безопасности Украины. Разве это функция Службы безопасности?

- СБУ таки приезжала?

- Да, СБУ приезжала. Но почему она приезжала именно по звонку Осыки? Эта ситуация коррумпировала практически все слои.

- Какие сферы в законодательстве о госзакупках (кроме обеспечения действительной прозрачности) должны быть улучшены, чтобы уменьшить коррупционные лазейки?

- Следует усилить на несколько порядков ответственность руководителей государственных предприятий, ведомств, учреждений за нарушения в сфере государственных закупок. Мы предлагаем приравнять нарушения в сфере госзакупок к хищению бюджетных ресурсов. Тогда, по-моему, речь пойдет о лишении свободы сроком от пяти до восьми лет. Не просто административный штраф. Тогда человек будет осознавать: я нарушаю закон и получаю какие-то дивиденды сегодня, а завтра я буду сидеть на нарах…

- Как бы вы оценили тот ущерб бюджету, который наносится при сегодняшних условиях?

- Есть разные прикидки. От полутора-двух до шести процентов… Даже если усредненно взять 2% от 150 млрд., то это порядка трех миллиардов. Понятно, что за такие деньги можно купить любые государственные структуры, и потом рассказывать, какое благо несет Тендерная палата…

- По вашему мнению, какое место должна занимать ГлавКРУ в системе госзакупок?

- Когда обратили внимание на эту проблему, то оказалось, что эта сфера вообще не подконтрольна никому. И весной депутаты к нашим функциям добавили контроль в сфере госзакупок. Сейчас идет наработка опыта, людей обучаем, отрабатываем нормативную базу. В Минюсте согласовывается Порядок проведения проверок.

Все это проходит с большим скрипом. Мы постоянно чувствуем противодействие с другой стороны. Мы понимаем, с какой… Тем не менее мы двигаемся вперед. Интересно было бы посмотреть – с чего это все начиналось, кто стоял за законом, кто его лоббирует и кто покровительствует…

- Тема взрывная…

- Да, тема взрывная. Она покажет реальную ситуацию, и тогда люди увидят, какая политическая сила за этим стоит. Дело в том, что многие сегодня начинают рассказывать, что вот, мол, Богатырева – президент ТПУ. Если она там «свадебным генералом», то это абсолютно ничего не значит. Но лучший помощник и правая рука Еханурова – Ляпина – тоже в Тендерной палате сидит. И Осыка из БЮТа…

Но я все же думаю, что здравый смысл возобладает. Объединятся политические силы и начнут наводить порядок. Так дальше продолжаться не может. Или возникнет всеобщее негодованию и сметет все политические силы. И, может быть, придут на их место новые. Или мы наводим все вместе порядок.

P.S. ГлавКРУ любезно предоставило редакции тексты писем, которые в течение последнего времени служба направила в МВД (письмо № 08-17995-2007 от 09.07.07), СБУ (№ 08-17939-2007 от 27.06.07), Госкомитет финансового мониторинга (№ 08-14938-2007 от 27.06.07) и ГНАУ (№ 08-14984-2007 от 06.07.07).

Как говорится в этих письмах, «согласно анализу, проведенному специалистами ГлавКРУ, прогнозируемая общая сумма средств, выплаченных участниками тендерных процедур в пользу консалтинговых компаний, может составить в первом полугодии 2007 года около
930 млн. грн.».

«Ставки на консалтинговые услуги зависят от ожидаемой стоимости торгов и имеют тенденцию к постоянному увеличению. При проведении торгов на 100 тыс. гривен в пользу частных структур выплачивается до 20% от суммы закупки».

Всего в ходе проверок ГлавКРУ установило 79 консультантов, с которыми участники торгов заключили договоры или на счета которых участники торгов осуществляли перечисление средств. Из них 17 – это физические лица-предприниматели.

По мнению ГлавКРУ, «усматриваются признаки налаженной системы сбора этих средств и связи учредителей этих компаний с ООО «Европейское консалтинговое агентство».

«Среди компаний - получателей средств чаще всего встречались: ООО «Европейское консалтинговое агентство», ООО «Центр тендерных процедур», ООО «Центр тендерных процедур – межрегиональный», ООО «Агентство инвестиционного развития», ООО «Индустриально-промышленный центр», ООО «Портал державні закупівлі України».

ГлавКРУ также обращает внимание соответствующих органов, что «среди учредителей компаний могут быть граждане Украины (или их близкие родственники) Осыка Сергей Григорьевич, Яценко Антон Владимирович, Врублевский Владимир Станиславович, которые непосредственно участвуют в процессе принятия решений Тендерной палатой Украины».