На прошлой неделе о ситуации в Украинском Дунайском пароходстве президент УДП Петр Суворов доложил Президенту Украины Леониду Кучме, находившемуся с визитом в Одессе. И попросил посодействовать. «Мы просим не денег, - говорил он, - а лишь уменьшить налоговое бремя».
От имени моряков, портовиков и судоремонтников г-н Суворов попросил 10 процентов амортизационных отчислений оставить предприятиям морской отрасли до полного восстановления судоходства на Дунае. «Может, для кого-то это мизер, - сказал он, - но для пароходства 540 тысяч гривен ежемесячно - существенная сумма». В ответ Леонид Кучма заявил, что готов подписать указ о предоставлении льгот по налогообложению.
На этой неделе Петр Суворов, имея президентское согласие, обивал пороги министерств и ведомств, чтобы добиться обещанного. Хотя предварительно предложения дунайцев были согласованы с Минтрансом, соответствующим комитетом Верховной Рады, облгосадминистрацией. Следует заметить, что перечень льгот, которые просит пароходство, не ограничивается только одними амортотчислениями. Также ставится вопрос об отмене отчислений в инновационный фонд и дорожный сбор, что составляет соответственно 200 и 250 тысяч гривен ежемесячно.
Между тем, ситуация в Придунавье аховая. Взорванные мосты на Дунае в результате натовских бомбардировок повергли украинских моряков в состояние шока. Обломки, рухнувшие в реку, не только перекрыли судоходство, но и отрезали часть флота с экипажами и грузами. Экипажи уже доставлены домой. А вот что делать с застрявшими на югославском участке грузами? Как их доставить получателю?
Ежесуточно пароходство вместе с портами и железнодорожной станцией несет убытки приблизительно в размере 300 тысяч долларов. Если будут упущены самые благоприятные в плане заработка месяцы (апрель, май, июнь), то пароходство, судя по прошлогодним показателям, может потерять 9 млн. долларов. Ну а если будут сорваны контракты, то убытки достигнут 50 млн. долларов. И такая опасность существует. Австрийские и венгерские грузополучатели уже ищут альтернативные варианты доставки груза. И они есть - через Роттердам и другие порты, а также по железной дороге.
Чтобы избежать экономической катастрофы, сегодня руководство УДП лихорадочно ищет выход из положения. По данным, полученным в пароходстве, весь флот, за исключением шести груженых барж, выведен из территориальных вод Югославии. Все экипажи доставлены в Измаил. В целом покинули суда около 400 человек. Сам же флот, застрявший с грузами на Дунае, а это около 170 единиц, сгруппирован по четырем стоянкам: в Румынии вблизи портов Молдова-Веке и Оршова, в Венгрии вблизи порта Мохач и в Болгарии вблизи порта Лом.
Пароходство перешло на особый режим работы. Для принятия экстренных мер создан оперативный штаб, работающий круглосуточно. Все остальные управленческие службы с 12 апреля перешли на трехдневную рабочую неделю. Чтобы до минимума сократить расходы, введены даже ограничения в пользовании транспортом, международной и междугородней связью. Однако обстановка, судя по комментариям президента УДП Петра Суворова и его заместителя Евгения Самохина, по-прежнему тревожная и непрогнозируемая. Три главнейшие проблемы остаются нерешенными.
Первая. Как доставить получателю застрявший на Дунае груз? Это около 90 тысяч тонн. Прорабатывается схема его доставки по железным дорогам Румынии в обход Югославии. И кое-что уже удалось отправить. Однако речь идет только о мелких партиях пакетированного груза. Что же касается сыпучего, скажем, рудного сырья, то вопрос остается открытым. По словам Евгения Самохина, схема доставки должна быть проработана до конца апреля. Он также сообщил, что снята проблема с грузом, оказавшемся в югославской ловушке. Нашлась российская фирма, которая взялась за разгрузку барж. По состоянию на 14 апреля уже выгружено три единицы из шести.
Вторая. Как загрузить флот, отрезанный разрушенными мостами? А это 97 единиц. Украинские суда не могут работать в Верхнем Дунае, поскольку национальные законодательства придунайских стран не позволяют участвовать в перевозках так называемому третьему флагу - флагу третьей страны. Правда, по словам г-на Самохина, есть надежда, что пароходству могут пойти навстречу, учитывая сложившуюся ситуацию, и предоставить квоту для участия в перевозках грузов на этом участке.
И третья. Как перебросить морские суда для работы на другие рынки? Традиционно они перевозили транзит, идущий в порты Черного моря из Германии, Австрии и Югославии, которые сейчас отрезаны.
По мнению руководства УДП, если вышеназванные проблемы не будут решены в ближайшее время и не прекратятся военные действия на Балканах, это может привести к непоправимому - потере грузовой базы, которую с такими усилиями пришлось восстанавливать коллективу после двухгодичной изоляции, вызванной эмбарго. «Мы с трудом в последующие два года, - пояснял Суворов, - наращивали грузопоток. В 1998-м удалось увеличить грузооборот по реке по сравнению с 1997-м на 21 процент. И теперь его снова можем потерять».
В нынешних условиях единственным источником доходов пароходства остаются пассажирские суда, помимо морских, да и то не все. Прерванное судоходство по Дунаю и здесь спутало все карты. Туристические маршруты с посещением Дунайского заповедника невозможны. Три теплохода - «Украина», «Молдова» и «Днепр» - с открытием навигации отправились вверх по Дунаю и застряли. К счастью, первоклассные суда без дела не остались. Сейчас они работают по расписанию на линии Будапешт - Пассау с нормальной загрузкой. Идет поиск работы и для теплохода «Волга», который был возвращен в порт приписки после того, как Дунай был перекрыт обломками разрушенного моста в районе Нови-Сада.
Что будет дальше, никто прогнозировать не берется. Если даже в ближайшее время будут прекращены военные действия, то это не значит, что будет восстановлено судоходство. Никто не знает, сколько понадобится времени и средств на восстановление разрушенных мостов. Вряд ли Югославия сможет справиться с этой задачей самостоятельно. Зато ясно другое. Проход югославского участка не будет бесплатным, считает президент УДП Петр Суворов. А это также не в пользу пароходства.
На помощь же извне никто не надеется. Убытки, понесенные УДП в результате эмбарго 1992-94 годов, так и не были компенсированы. «Хотя на этот счет было решение ООН», - подчеркивает г-н Суворов. Пароходству даже не выделили льготного кредита, который оно просило для обновления пострадавшего флота. Однако на помощь родного государства в руководстве УДП рассчитывают.