UA / RU
Поддержать ZN.ua

Другая компания

На жителей Чернигова опрокинулась новость: они остаются без мэра. Николай Рудьковский, избранный 2...

Авторы: Владимир Фоменко, Илья Хоменко

На жителей Чернигова опрокинулась новость: они остаются без мэра. Николай Рудьковский, избранный 26 марта городским головой, написал заявление о сложении должностных полномочий и уже принял присягу депутата парламента. Сессия горсовета, которая официально должна принять отставку, еще не состоялась.

Если бы мы хотели задеть социалиста Николая Рудьковского, то не стали бы затруднять себя написанием этого материала. Просто процитировали бы некоторые местные газеты, которые выливают на него ушаты грязи. За очень недолгий срок пребывания у кормила городской власти Рудьковский наступил на горло многим из тех, кто годами безнаказанно присваивал бюджетные средства, государственные земли, сырьевые ресурсы. Эти люди частично оттеснены от корыта, но отнюдь не повержены.

Наша цель — в попытке разобраться: что ожидает город? Что произойдет, когда в трубу очередной избирательной кампании вылетит пара миллионов казенных гривен. И когда к власти (а это неизбежно) придет совсем другая компания. Не та, что обещала отобрать ворованное, пресечь коррупцию и экономическую преступность, навести порядок. А именно та, сделавшая теневую экономику черным флагом, под которым черниговский корабль дрейфовал последние десятилетия.

Понять происходящее можно, лишь четко представив, что же из себя представляет Чернигов.

Небольшой старинный городок, по сути, уже являющийся пригородом столицы. Добраться до Киева из него можно быстрее, чем проехать сквозь пробки откуда-нибудь с Березняков на Крещатик. Отсюда — огромная привлекательность для лиц сомнительной репутации, старающихся прихватить не по-столичному дешевые земли.

Центр области, где пересекаются границы трех государств: Украины, России и Белоруссии. Прикиньте, какой букет преступлений, типичных для пограничного региона, расцвел здесь во времена прежнего гаранта и не увял во времена нынешнего.

Населенный пункт, в черте которого находятся уникальные промышленные предприятия, еще не разобранные окончательно. Жестокая схватка за их передел продолжается до сих пор.

Центральная точка края, богатого полезными ископаемыми. Одного торфа здесь, по самым скромным подсчетам, миллиардов на шесть. Ныне бесценные месторождения выставляются на аукционы по смешным ценам — в десятки тысяч гривен. Покупатели при этом жалуются на дороговизну, их ламентации охотно публикует областная газета.

Умножьте все это на практически полное бессилие правоохранительных, фискальных и прокурорских органов (не хочется верить в их преступную вовлеченность в коррупционный процесс). На почти абсолютное совершенство сети круговой поруки, блокирующей любые попытки навести порядок. И вы оцените всю ненависть, накопившуюся у местных жителей по отношению к беспределу. Поймете причину, по которой они с голыми руками пошли 26 ноября 2004 года против милицейских дубинок и автоматов. Пошли за лидерами, которым верили, в которых видели своих защитников. Главным из этих лидеров был Николай Рудьковский.

Никто так и не понес наказания за применение запрещенных спецсредств, приведшее к ранениям, травмам и отравлению трех десятков человек. Такую цену заплатили наши земляки, чтобы Николай Рудьковский мог войти в здание мэрии (на что, кстати, как народный депутат имел полное право) и присутствовал на заседании, где решался вопрос: поддержит или не поддержит местный совет фальсификацию президентских выборов.

И вот он пришел в горсовет снова. Уже не как задыхающийся от слезоточивого газа манифестант, а как законно избранный мэр. Осуществил кадровые перестановки. Убрал наиболее одиозных чиновников и чиновниц (одна из них, осуществлявшая аферы в области архитектуры, имела прозвище «зеленая барышня» — по цвету известной валюты). Объявил войну очень сильным противникам, разворовывающим край.

Завязывалась серьезная драка. И биться есть с кем. Местная система здравоохранения превратилась в насос для прокачивания криминальных денег. На здешних предприятиях процветает теневой бизнес вроде несертифицированной сборки агрегатов для авиамоторов — одному Богу ведомо, в какой стране будут потом падать самолеты с этими двигателями. Ни один из прокурорских работников, к которым накопился особый счет и которые оплевывали того же Рудьковского (в бытность его нардепом), не наказан и даже с поста не сдвинут. Большинство руководителей областного и районного уровня, небезосновательно подозреваемых в злоупотреблениях, а также их бизнес-партнеры по-прежнему остались на месте.

Трудно сказать, как повел бы себя Рудьковский в объявленной им схватке. Но теперь и гадать-то нечего — в самом начале сражения командир покинул поле боя.

Почему? Испугался? Договорился? Осознал бесплодность усилий? Нашел иное применение своим бойцовским талантам? Точного ответа на этот вопрос нет. Объясниться лично с Николаем Рудьковским нам не удалось. Отдел по связям с общественностью Черниговского горсовета сообщил, что Николай Николаевич находится в Киеве. Его телефонный номер откликнулся мужским голосом и ограничился кратким «Я не перебуваю зараз у Чернігові».

Впрочем, свою позицию он озвучил на недавней пресс-конференции. Суть ее сводилась к следующему: необходим депутат, который защищал бы проблемы города на столичном парламентском уровне. Мэр-отказник выразил надежду, что земляки со временем его поймут.

Хотелось бы верить в желание Рудьковского использовать депутатский мандат, чтобы пробить в столице стены, на местном уровне «непробиваемые». Тем более что в Чернигове останется частично сформированная им команда. Хотелось бы верить — если бы не одно но.

С уходом мэра новые выборы неизбежны. Исход их предрешен. Люди просто не найдут в себе сил снова проголосовать за члена команды, капитан которой вышел из схватки после первых выстрелов. Стоит заметить к тому же, что депутатский корпус горсовета состоит из лиц, мягко говоря, на расследование былых преступлений не настроенных. И дело тут не в цвете партийных билетов. Похоже, братания и объединения местных народных избранников будут происходить по чисто экономическим, а не партийным принципам. В таких условиях реставрация «старого режима», возвращение прежней компании региональных политиков, много лет пивших кровь из наших земляков, неизбежны. Те честные люди, которые пришли на место мошенников и коррупционеров, скорее всего, покинут свои должности в мгновение ока. Зло одержит победу нокаутом — и займется разворовыванием того, что еще не украдено.

То, что доверие к социалистам при таком раскладе будет утрачено, — почти доказанный факт.

В настоящий момент положение дел таково. Когда состоятся следующие выборы — неизвестно. Претендентов, очевидно, будет очень много. Хотя официально озвучил желание баллотироваться в мэры пока лишь один человек — предприниматель Николай Зверев. Есть основания считать, что за кулисами схватки будет борьба киевских бизнес-кругов за контроль над городом, очень удобно расположенным по отношению к столице.

Видимо, некоторым из желающих посостязаться за лакомый кусок неймется. Несмотря на отсутствие средств на новые выборы, проведение их пытаются организовать в форсированном режиме.

«Как гарант выполнения законов в Черниговской области я направил письменное заявление в Раду с предложением назначить дату внеочередных выборов», — заявил глава местной облгосадминистрации Николай Лаврик. Его призыв провести выборы поскорее опубликован в прессе. Как отреагирует на происходящее во всем разуверившийся и загнанный жизнью в глухой угол черниговский электорат — никому не известно.

Возможно, в поступке Николая Рудьковского присутствуют некие не ведомые нам мотивы. Объясняющие или хотя бы извиняющие его выбор. Не будем поэтому присоединяться к числу тех, кто шумно радуется его уходу. Мы — не на их стороне.