UA / RU
Поддержать ZN.ua

Донбасс: мы говорим Ленин, подразумеваем — Курченко

Блокада железных дорог в Донбассе поначалу выглядела, как чисто имиджевый проект актеров третьего плана отечественного политсериала. Однако у них был шанс, и персонажи его отработали. Ведь противостояли им совершенно откровенные "воровайки" с Печерских холмов, погрязшие в бизнес-схемах и договорняках.

Автор: Игорь Маскалевич

Блокада железных дорог в Донбассе поначалу выглядела, как чисто имиджевый проект актеров третьего плана отечественного политсериала.

Однако у них был шанс, и персонажи его отработали. Ведь противостояли им совершенно откровенные "воровайки" с Печерских холмов, погрязшие в бизнес-схемах и договорняках. Поэтому простейшая реакция на блокирование дорог во время войны не работала.

Население может многое выдержать ради страны, но неприкрытое желание верхов и их челяди наживаться во время войны сбило их моральный авторитет до околонулевого уровня. Трудно расчищать дороги с криками "Здесь идет наша контрабанда!" или "Мы от Кононенко!". Никакой план "шатун" не сделал для опускания рейтинга Банковой больше, чем она сама.

О схеме закупки донецкого угля по задранным ценам писали все, кто мог, но Печерск упорно молчал. И все меньше было верящих в бескорыстность этого молчания. Вокруг линии фронта пышно цвела (да и дальше процветает) контрабанда. Идея ее прекращения не рассматривалась даже в перспективе. Одно из последних распоряжений уже "блокадного" периода от любимого правительства призывало максимум к ее "существенному сокращению". Определить уровень которого по факту должны были сами участники.

Кстати, полная уверенность в надежности наших уважаемых партнеров (ой, простите, проклятых террористов) была настолько высока, что в профильном министерстве даже устроили буквальную истерику при озвучивании самой идеи, что зимой (при прерывании поставок) возможны отключения. Между тем это совершенно рабочий сценарий, независимо от войны.

Так что несколько десятков вышедших на рельсы людей могли действительно не разбираться в экономике, балансе энергосистемы, ценах на металл и валютных курсах. Но они четко знали, что торговля на линии фронта густо обросла "крышами".

Власть, до этого вальяжно игнорировавшая проблему, ударилась в откровенную панику. Оказалось, что для резких мер нужен моральный авторитет, который напрочь отсутствовал. Вдобавок у ряда ключевых фигур в Киеве появилось желание на этой волне подвинуть конкурента.

Да и блокада поначалу была вялая, перекрытые направления второстепенны, и существовало ожидание, что померзнут и сами разойдутся.

Да и сказать нашим чиновникам по существу было нечего. Объяснить, почему за три года агрессии не было сделано практически ничего для хотя бы минимизации зависимости от территории, контролируемой противником, не получается. А объяснять, что у нас тут кормушка, - нельзя. Отсюда и метание в официальных заявлениях, то и дело опровергавших друг друга.

Забавно, но блокада вызвала почти аналогичную реакцию у наших уважаемых партнеров (ой, простите, террористов). "Официозы" с той стороны временами было трудно отличить от высказываний наших власть имущих.

Самое забавное, что основного потока контрабанды, налажено катящегося по автодорогам, блокадники даже слегка не коснулись (их ненавязчиво предупредили, что туда соваться не стоит, ну вот совсем). Они действительно перекрыли самый чистый и наименее коррумпированный канал. Но и этого хватило, чтобы вскрыть масштаб проблем. Главная из которых - зависимость по углю от ОРДЛО сейчас выше, чем в 2014-м.

Тем временем за блокадников "вписался" Игорь Коломойский сотоварищи. Контролируемые им структуры начали оказывать блокировщикам вполне реальную поддержку. Повышенная активность Игоря Валерьевича объясняется не только природным патриотизмом, но и ответкой за Приватбанк. При его национализации государству достался вдрызг разграбленный банк. И Нацбанк до сих пор нетактично требует вернуть хотя бы часть денег, чем доставляет его бывшим акционерам почти невыносимые моральные страдания. Как после этого не воспылать искренним негодованием к преступной власти?

Да и Ахметова (основного бенефициара торговли по железной дороге) Игорь Валерьевич не любит еще с давних времен.

По ту сторону линии разграничения тоже начались увлекательные процессы. Торговля по железке идет через предприятия, зарегистрированные на украинской территории, которые там же и платят налоги (как минимум основную часть). В прошлом году это составило около 30 млрд грн. Властям "ДНР"/"ЛНР" и Кремлю это сильно не нравится, но раньше было понимание, что перерегистрация оных компаний приведет к их остановке. И к созданию огромных проблем на оккупированной территории. Однако содержание оккупированной зоны стоит недешево: кроме финансирования двух сколоченных армейских корпусов, до двух третей бюджета ОРДЛО - безвозвратные субвенции из духовноскрепной, обходящиеся ей ежегодной потерей более чем 1,2 млрд долл.

Обострение в Авдеевке и переведение вопроса о блокаде ОРДЛО в практическую плоскость стали поводом разморозить принятое еще год назад решение местных "народных советов" об обязательной перерегистрации предприятий. В Москве состоялось совещание под руководством вице-премьера Дмитрия Козака на тему, как будут дальше работать отжатые предприятия. Кстати, по словам участников, сам он был настроен достаточно скептически, но существовало явное указание сверху.

Заметьте, принятое решение не предполагает смены собственников предприятий. Пока вопрос решается в обход, и де-факто после перерегистрации на территории "ДНР"/"ЛНР" владельцы потеряют управление, а Курченко и другие его найдут. То есть речь идет именно о перенаправлении денежных потоков.

Сама идея (а особенно план ее реализации - Захарченко не в восторге, что у него забирают самые потенциально вкусные куски) местным не нравилась, но их не очень-то и спрашивали. Но план уже оперативно получил и официальную позитивную реакцию из Москвы.

Что именно отобрали у Ахметова? Упомянем только некоторые, наиболее значимые. Два меткомбината - Енакиевский и Макеевский. ЕМЗ - один из ведущих мировых производителей непрерывнолитой квадратной заготовки, известен самыми современными в Украине доменными печами. Харцызский трубный завод - крупнейший производитель высокопрочных труб для магистральных газонефтепродуктопроводов. "Краснодонуголь" - объединение из семи шахт, ведущее предприятие по производству коксующихся углей. Комсомольское рудоуправление - крупнейший в Украине производитель известняка для метпредприятий и сахарной промышленности. Объединения "Свердловскантрацит" и "Ровенькиантрацит" (11 шахт и 6 углеобогатительных фабрик), добывающие и перерабатывающие антрацит, от которого критически зависят отечественные ТЭС. Одна из крупнейших ТЭС - Зуевская. Одна из крупнейших шахт - "Комсомолец Донбасса". Список длинный...

Что самое интересное, на свет божий снова вынырнул дважды использованный - ранее Януковичем, а теперь Путиным - Курченко. Он и до этого мелькал на местном горизонте, поставляя газ. Местным это не очень нравилось, но московская "крыша" его неплохо прикрывала. Так что, несмотря на призывы "посадить киевского жулика", он там вполне процветает. А некоторые даже считают, что волшебное возобновление работы нефтяного продуктопровода, протянувшегося между Россией и Украиной, - это deal не Медведчука и украинской власти, а Курченко.

В середине февраля в распоряжении издания "Бизнес-Цензор" оказался забавный документ. Это рабочая записка о создании некоего мегахолдинга на базе отжатых крупных активов (в основном ахметовских). Документ явно промежуточный, но некоторые расчеты из него любопытны.

Для устойчивого функционирования энергетики и металлургии ОРДЛО необходимо 19 млн т грузов, в том числе почти 10 млн т железной руды. Сейчас этот поток, мягко говоря, намного меньше, но тоже составляет миллионы тонн.

Предположение, что "Газпром" станет покупать по факту ворованные трубы, слишком оптимистично. Вообще-то он и российские берет со скрипом.

Но самое забавное там другое. В бумагах признается очевидный факт, что донецкий антрацит никому, кроме Украины, в общем-то и не нужен. Его и дальше предполагается продавать нам до 8 млн т (причем 5 млн через территорию России). А вот на все остальные рынки мира - аж 2 млн т. И что интересно, цена указана примерно в два раза меньше печально известного "Роттердам+".

Заодно предполагалось, что Россия даст квоту на поставки 3 млн т угля на приграничную Новочеркасскую ТЭС (добив тем самым часть уцелевших ростовских шахт).

В принципе планы там крайне схематичные, и как управлять 47 предприятиями, никто толком не представляет. Но Ринату Леонидовичу передали привет, захватив "Донбасс Арену". Несмотря на попадание в перечень перебираемых предприятий объектов Таруты, Звягильского, Новинского и даже Нусенкиса, Ахметова Москва острыми палочками потыкает с особым удовольствием. В Киеве к Ахметову четкая претензия: "Он мог, но не остановил в 2014 г. разворачивание пожара в "ДНР". В Москве - прямо противоположное мнение: "Он мог ливануть бензина на нашу искру, но не захотел". Несмотря на регулярные поездки Ахметова к Суркову и зампреду ФСБ Беседе, у Путина к нему веры нет. Для него он чуть ли не агент ЦРУ. Не зря ведь Виктория Нуланд в Сочи называла Ахметова "единственным украинским олигархом, с которым можно иметь дело". Вот Медведчука и Бойко Путин любит. А Медведчук и Бойко, в свою очередь, по целому комплексу причин, включая неспособность разделить между собой шкуру неубитого "Оппоблока", не любят Ахметова. И явно в московских беседах не добавляли веры в на-двух-стульях-сидящего бизнесмена. А уж про взаимовыгодное сотрудничество Ахметова и Порошенко в Кремле и рассказывать не надо - русские о его подробностях знают куда больше, нежели граждане Украины.

В общем, процесс пошел, но насколько далеко, пока неясно. Москва колеблется, Киев тоже пребывает в параличе. Донецк с Луганском вообще никто не спрашивает.

Кстати, в обеих "свободных" республиках номинальным управляющим будет одна и та же структура. Зарегистрирована она в Чечне на улице Пионерской. В Донецке ее офис должен размещаться в несуществующем здании, по сути, на месте памятника Ленину.

Но это проблемы Москвы. Впрочем, Киеву предстоят не меньшие. После трех лет проволочек он натурально оказался у разбитого корыта. Пока не переведен на газовый уголь ни один блок ТЭС, приходится брать донецкий антрацит. Собственно, планами о переводе двух блоков пока все и ограничивается. Решение СНБОУ о дальнейших шагах в этом направлении пока просто проигнорировали. В новом постановлении Кабмина о работах на антрацитовых блоках такие планы отсутствуют. Исполнительская дисциплина, говорите?

На Печерских холмах явно ждут, что все устаканится и можно будет вернуться к схемам 2014-2016 гг. Но мир изменился. В какую сторону, пока непонятно. И Киев пока несет по течению, что совершенно не радует.