UA / RU
Поддержать ZN.ua

Донбасс и "Нація". Поверх барьеров

Хочется надеяться, что после визита западноукраинского коллектива в Донбасс, пресловутый украинский "раскол" стал чуть меньше. Просто потому, что теперь меньше людей верят в его существование.

Автор: Евгений Шибалов

На фоне затянувшейся "антифашистской" истерии и под аккомпанемент сезонного обострения исторических дискуссий (которые в наших условиях неизменно доходят до вопроса: кто же и кому стрелял в спину в карпатских лесах?) в Донецке показали "Націю". Это спектакль Ивано-Франковского музыкально-драматического театра им.И.Франко на основе трех историй Марии Матиос.

Скандала или провокации не случилось. Получились вполне успешные гастроли с переполненным тысячеместным залом и овациями. И с Людмилой Янукович в качестве почетной зрительницы.

Артисты из Ивано-Франковска во главе с режиссером Ростиславом Держипильским и писательницей Марией Матиос, похоже, именно к такому мирному исходу оказались более всего не готовы.

Судя по их лицам, они ожидали чего угодно. "Антифашистов" в спортивных костюмах. Пикетов и скандирования под зданием театра. Свиста и криков. Пустого зала.

Но не ожидали оваций. Потому по окончании спектакля, кроме радости, иной раз проглядывало испуганное недоверие: неужели это - правда? Неужели это - Донецк?

Хочется надеяться, что после визита западноукраинского коллектива в Донбасс, пресловутый украинский "раскол" стал чуть меньше. Просто потому, что теперь меньше людей верят в его существование.

История появления труппы из Ивано-Франковска в Донецке имеет достаточно забавный сюжет. Все знают, куда порой ведет дорога благих намерений. Но мало кто задумывается, что многие добрые начинания рождаются порой не из самых лучших побуждений - страхов, гордыни, злословия.

В интервью "УП", опубликованном 28 марта, Мария Матиос заявила: "Театральные постановки по моим книгам уже два года не пускают в Донецк! В Польше были, в Америке и Канаде были, в других городах Украины были, а в Донецке, видите ли, все театральные площадки заангажированы и выкуплены на два года вперед… Это же не культуры касается, правда, это негласный запрет на приезд театра?".

Ее слова, похоже, задели "региональный патриотизм" имеющего скандальную славу нардепа Николая Левченко. Донецких в чем только не обвиняли. Но в таком - никогда!

Итак, два депутата - Мария Матиос и Николай Левченко - встретились в кулуарах Рады. Видимо, для выяснения отношений. Остается только догадываться, какой диалог состоялся между ними.

Но это оказался тот редкий случай, когда в споре родилась истина. Более того, это одна из немногих парламентских дискуссий, по итогам которой принято хоть какое-то конструктивное решение.

Участники встречи нашли только один способ узнать, стоит ли в Донецке показывать "Націю", - показать ее.

Надо сказать, обе стороны к болезненной теме подошли серьезно. Матиос загодя предупредила: труппа едет в Донецк, мол, если что, знайте, где нас искать".

Левченко же призвал на помощь земляков. Через сохранившиеся связи в городском совете Донецка вышел на нескольких крупных операторов наружной рекламы, согласившихся помочь с раскруткой спектакля.

Была ли в том нужда - вопрос открытый. Спектакль и без того вызвал интерес. Аншлаг в зале прекрасно это доказал.

Интерес, конечно же, был вызван не только желанием посмотреть резонансную постановку. Многим важно было узнать, можно ли в Донецке показывать "Націю" как произведение полемическое, полное болезненной, не всеми понимаемой и принимаемой тематики.

Практика показала - можно. Историческая правда, переданная языком искусства, а не политических лозунгов, отторжения не вызывает.

Главным образом потому, что эти два языка имеют разную и почти не пересекающуюся аудиторию.

Люди, верящие россказням о "стрелявших в спину дедам бандеровцах", в театры не ходят. Равно как и в музеи с библиотеками.

Люди, пудрящие другим мозги страшилками о тех же демонизированных "бандеровцах", в учреждениях культуры -тоже гости редкие.

И напротив - тот, кто открыт для восприятия разных мнений, суждений и взглядов, не склонен слепо верить агитационным формулам. Не склонен полагать свое мировоззрение единственно верным.

Луганский ветеран НКВД, звезда Youtube, до сих пор с гордостью вспоминающий, как он и его сослуживцы в Западной Украине "ловили, сажали в вагон и всех их, подлецов, - в Сибирь!" в театр на такой спектакль просто не пошел бы. Вряд ли он испытывает потребность в соучастии, за которым приходят остальные зрители.

Особенность книг Матиос - в том, что изображенная ею послевоенная Западная Украина - не дуальная, плоская и двумерная. В трех историях "Нації" нет терминатора, разделяющего хороших своих и плохих чужих. Там есть живые люди. Разные, но одинаково уставшие от бесконечного кровопролития.

Герои мучаются сомнениями. Они вынуждены выбирать между достоинством и выживанием. Между верностью присяге и голосом крови. Между покорностью и смертью.

Режиссер Ростислав Держипильский убедительно воплотил эту тему на сцене. Его постановка разительно отличается от того, что предлагают публике некоторые местные труппы. Отличие в подходах, мышлении, режиссуре было заметно не только тонкому ценителю, но и обычному зрителю.

Но эта "разность" удивительным образом подчеркивала единство.

"Нація" была принята в Донецке благосклонно, потому что это – не политический манифест. Это рассказ о людях, понятный другим людям, способным к сопереживанию.

Вообще, артисты из Ивано-Франковска совершенно напрасно опасались ехать в Донецк. Неужели забыли, кто дал их "Нації", пожалуй, самую лестную публичную оценку?

Если забыли, напомним. Это был донецкий балетмейстер Вадим Писарев. Во время гастролей по Западной Украине (в рамках проекта "Восток-Запад" при поддержке Людмилы Янукович) артисты его театра не только выступили перед тамошней публикой с балетами "Пер Гюнт" и "Тысяча и одна ночь", но также посмотрели спектакли коллег.

В Ивано-Франковске наши артисты смотрели как раз "Націю". И именно Писарев первым открыто заявил, что эта работа заслуживает Шевченковской премии. "Я считаю, что это -успешный национальный проект, заслуживающий награды - там присутствует истинный национальный дух. Например, наши артисты балета были на этом спектакле. И, представьте, они плакали! Ушли после просмотра все в слезах. А это не мелодрама! И чтобы артиста балета таким вот образом "разбудить", нужно быть по-настоящему талантливым и профессиональным", - искушенный худрук Донецкого театра оперы и балета не скупился на комплименты.

С такими рекомендациями можно было смело ехать в Донецк, где авторитет Писарева безупречен не только среди заядлых театралов.

Тем не менее, ответного визита артистов с Запада пришлось ждать долго. Три года понадобилось, чтобы по культурному мосту между Востоком и Западом началось двухстороннее движение.

Любой, кто мечтает о гражданском единстве, может теперь самостоятельно рассчитать, сколько времени понадобится для нахождения общего языка представителям куда более косных социальных групп. Но главное - есть наглядное доказательство того, что вопрос преодоления взаимного неприятия лежит не в плоскости политики, экономики, языка. Это исключительно вопрос времени.

И когда оно придет, многие с радостью сделают для себя то же открытие, которое сделали вечером 22 мая Мария Матиос, Ростислав Держипильский и актеры Ивано-Франковского театра.

Это новое знание с меткостью, достойной мастера слова, выразила Матиос: "У нас сегодня праздник. Мы преодолели барьер, которого, как оказалось, не было".