Согласно опросу, проведенному недавно исследовательским центром «Merck Family Fund», за последние пять лет более 65 миллионов американцев добровольно сократили свои заработки и избрали более скромный и простой образ жизни. Согласно этому же опросу, 80 проц. американцев считают, что они покупают гораздо больше вещей, чем им нужно, и что вообще современное американское общество слишком сосредоточено на приобретении материальных благ.
Брокеры и финансовые консультанты с Уолл-стрита, агенты по продаже недвижимости, социальные работники, врачи и бизнесмены меняют большие дома на маленькие, дорогие пригороды на деревню, работу, дававшую 100 тыс. в год, на работу, дающую 30 тыс. в год... Популярный в Америке спорт - карабканье по лестнице карьеры - они меняют на старинный и почти забытый вид спорта - долгие пешие прогулки...
Как показал опрос, такие люди появились в Америке во всех слоях общества и во всех возрастных группах. Журналистка Кэри Голдберг пишет в «Нью-Йорк таймс»: «Тихо и быстро, как трава, растет в Америке протест против американской доминантной формулы: ЗАРАБАТЫВАЙ-ТРАТЬ-ЗАРАБАТЫВАЙ!».
Трудно сказать, станет ли нынешнее движение массовым, однако уже сейчас газеты общества «Добровольное опрощение», выходящие, например, в Сиэтле и в штате Мэриленд, набирают по 40 тысяч подписчиков, а известный нью-йоркский исследовательский социологический институт «Trend Research Institute» сообщил, что добровольное опрощение стало одной из десяти главных общественных американских тенденций 90-х годов.
Что конкретно побуждает американцев, в среднем ориентированных на успех и обогащение, «сходить с дистанции»?
Глория Квитонис из Нью-Йорка вняла уговорам мужа и бросила работу в юридической фирме, отнимавшую у нее по 14 часов в день, после того как один из ее двух сыновей сказал между прочим в разговоре, что он совсем не знает своих родителей и что они для него - как персонажи мультфильма... Теперь семья живет на одну зарплату, но мать познакомилась наконец со своими сыновьями...
Элани Сейнт Джеймс из штата Делавер продала собственный магазин, требовавший неустанного внимания, и взяла работу на неполный рабочий день для того, чтобы, как она говорит, «наконец-то увидеть мир при дневном свете»...
А архитектор Трэвис Прайс сказал, что начал отказываться от выгодных, но срочных проектов потому, что ему постоянно стала сниться одна и та же сцена из чаплинского фильма «Новые времена»... Сцена, в которой Чарли сходит с ума, работая на конвейере. Прайс воспринял это как предупреждение свыше...
Как и всегда в этой стране великих крайностей, у многих американцев добровольное обеднение проходит весьма радикально. Элани Сейнт Джеймс перестала стричь волосы, чтобы не тратиться на парикмахера, из одежды оставила только самое необходимое, причем лишь то, что нужно стирать, а не сдавать в дорогостоящую химчистку, и даже решила принципиально обходиться без бумажника - просто перетягивает резинкой свои документы, деньги и единственную кредитную карточку. Когда-то этих карточек у Элани было десять...
А сорокалетний Уолкотт Гибс, бросивший работу администратора, с такой страстью предался сокращению трудового времени, что даже перестал стелить постель...
Архитектор Трэвис Прайс заметил, что, поддаваясь моде на скромный образ жизни, даже вполне зажиточные люди предпочитают сейчас перестраивать и ремонтировать свои старые дома, а не покупать, чуть что, новые - как раньше. Многие отказываются от принятого в Америке дорогостоящего профессионального дизайна лужаек перед домами - пусть, мол, будет простой, натуральный луг. А одна богатая дама из штата Колорадо так поддалась идее опрощения, что, купив дом с лужайкой, покрытой ухоженной изумрудной травой, потратила уйму денег, чтобы засадить ее одуванчиками (которые обычно американские домовладельцы старательно выводят специальными химикалиями)... И теперь очень довольна - ее участок выглядит вполне одичавшим...
Тут невольно вспоминается афоризм Ларошфуко, сказавшего: «Демонстративная простота - одна из утонченных форм притворства. Как и многие наши добродетели, она - лишь завуалированный порок»...
Однако среди тех, кто добровольно спустился по социальной лестнице, большинство сделало это совершенно искренне. Один из зачинателей движения, Джоуи Домингец, рассказывает, что в один прекрасный день он сказал себе: «Все!.. Больше не могу жертвовать своими отношениями с друзьями и близкими, своим досугом, своими нервами ради денег...» Он и его «подруга» Лиз Робин не просто с энтузиазмом освоили новый, скромный образ жизни, но даже составили нечто вроде руководства для начинающих. Тем, кто родился и вырос в других странах и в других обстоятельствах, оно может показаться забавным.
1. Приобретайте только необходимое. Не ездите в магазины для развлечения.
2. Покупайте новую вещь только тогда, когда сносите старую.
3. Все книги сначала берите в библиотеке, и покупайте только те, которые после прочтения вам захочется иметь дома.
4. Не обедайте каждую пятницу в ресторане - лучше научитесь вкусно готовить.
5. Не превращайте рождественские подарки в разоренье для всей семьи... и т.д.
Однако признание, которое Домингец приводит в конце книги, звучит серьезным предостережением для всех нас: «Я пригубил успех, - пишет он. - У него вкус слез...»
Домингец и Робин назвали свою книгу «Деньги или Жизнь». Несмотря на то, что в предисловии авторы советуют взять книгу в библиотеке, читатели их советам не вняли и раскупили ее, все 350 тысяч экземпляров.
Сесиль Эндрюс, автор другой популярной книги, «Simple Life» - «Жизнь в простоте», - пытаясь найти объяснение новому движению, пишет: «Мы похожи на детей в кондитерской лавке, которые так объелись сластями, что теперь им все кажется безвкусным. Чтобы опять почувствовать вкус сладкого, надо вернуться к одной конфете в день...»
Журналист Тимоти Уорд в своей статье на эту тему отмечает, насколько увеличилось в последние годы паломничество в заповедники простой и скромной жизни, которые американцы (словно в качестве напоминания самим себе) сохранили на территории своей страны в неприкосновенности: поселения эмишей, менонитов, шейкеров и членов других мирных религиозных сект, отказавшихся от всех преимуществ технического прогресса, равно как и от его губительного побочного действия...
Вспоминая исторические корни добровольного обеднения и сознательного опрощения, авторы многочисленных работ на эту тему пишут о древности и бессмертии самой этой идеи, высказанной многими мудрецами, начиная с Экклезиаста и Святого Франциска Ассизского и кончая сравнительно недавними общественными и политическими деятелями, такими, как Махатма Ганди или Бенджамин Франклин, сказавший: «Если человек переложит содержимое кошелька себе в голову, никакой грабитель ему не страшен...»
И вот американское общество снова вспомнило о спасительной идее простоты, без которой, по словам Толстого, «не бывает ничего великого»... Статьи на эту тему появились даже в «Нью-Йорк таймс». Довольно неожиданно видеть на страницах этой газеты, - мирового символа злободневности, - портреты Льва Николаевича Толстого, Франсуа Ларошфуко и американского философа Генри Торо, чей девиз полуторавековой давности сейчас снова водружается на щит: «Наша жизнь, - писал он, - загромождена и задушена деталями. Упрощайте ее, упрощайте!»