UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дипломатический консилиум

Следуя принципу "лучше поздно, чем никогда", в Киеве решили провести 12-е совещание глав зарубежных дипломатических учреждений в дни 25-летия независимости Украины.

Автор: Владимир Кравченко

Революция достоинства, российская агрессия, сирийский кризис, растущие проблемы Европейского Союза…

Целая эпоха прошла с тех пор, как четыре года назад главы украинских зарубежных дипломатических учреждений в последний раз приезжали на совещание в Киев, чтобы услышать от президента, премьера, спикера и министра иностранных дел о стоящих перед ними задачах.

В условиях российско-украинской войны и изменившейся мировой конъюнктуры дипломаты вновь собрались на Михайловской площади, чтобы первые лица государства рассказали об обновленных приоритетах работы, алгоритме действий, акцентах взаимоотношений с партнерами.

"Дипломата нельзя держать на расстоянии от своей страны", - заметил один из украинских послов, долгие годы проработавший за рубежом. Благодаря подобным совещаниям сотрудники диппредставительств, месяцами оторванные от реалий родины, могут получить более точное представление о том, чем живет Украина, а также на месте решить вопросы, контактируя как с руководством собственного ведомства, так и других министерств. А на пленарных заседаниях и тренингах откровенно поговорить о проблемах, поделиться собственным опытом и обменяться с коллегами идеями.

Безусловно, естественней было бы проведение подобного совещания еще в 2014 г. или 2015 г., когда после Революции достоинства в стране прошли президентские выборы, а Россия начала войну против Украины. Тогда особенно явственной стала институционная слабость украинского государства, и дипломаты (большинство которых были назначены еще президентом Януковичем) нуждались в корреляции
своей работы за рубежом, в том, чтобы лично услышать месседжи от президента и своего министра.

Но в Киеве тогда так и не провели эту встречу. Либо решили ненужным тратить скудные бюджетные средства на масштабное мероприятие, либо посчитали проведение совещания лишним, либо попросту забыли о традиционном собрании послов. В общем, следуя принципу "лучше поздно, чем никогда", в Киеве решили провести 12-е совещание глав зарубежных дипломатических учреждений в дни 25-летия независимости Украины.

В этот раз с послами говорили о ситуации в Донбассе, минском процессе, публичной и культурной дипломатии, европейской и евроатлантической интеграции, военно-техническом сотрудничестве, наращивании отечественного экспорта и привлечении иностранных инвесторов, реформе дипломатической службы. Оценки дипломатами совещания глав зарубежных дипломатических учреждений сильно разнились.

Кто-то посчитал мероприятие интересным и содержательным. Для кого-то оно стало очередной профанацией, когда озвучивались очевидные месседжи, и при этом отсутствовала конкретика. Слушая выступления политиков и представителей различных министерств, послы часто переживали когнитивный диссонанс, настолько то, что говорили приглашенные спикеры, имело отдаленное отношение к реалиям работы за рубежом.

Впрочем, критические оценки совещания преимущественно звучали в отношении первого дня этого мероприятия: по словам наших собеседников, два последних дня были куда интереснее. В общем, по их мнению, встреча оказалась не рутинным событием. Нетривиальность совещанию придавало и участие в нем польского президента Анджея Дуды: приехав в Киев для участия в торжествах по случаю Дня независимости, он пытался нивелировать негативные последствия принятия польским парламентом постановления о "геноциде поляков, совершенном украинскими националистами", в результате чего в украино-польских отношениях наступил кризис.

Оценивая работу послов, Петр Порошенко сказал, что в целом доволен тем, как министр и большинство дипломатических учреждений работают во время российской агрессии. Но на закрытой части совещания президент предъявил претензии к работе трех посольств в европейских странах и одного - в Латинской Америке, а также к одному постоянному представительству при международных организациях, полагая, что если данные учреждения и далее будут так работать, то "мы потеряем эти страны".

Что касается приоритетов работы руководителей посольств и представительств, то, как сообщил глава внешнеполитического ведомства Павел Климкин, их три. Во-первых - противодействие российской агрессии и пропаганде и сохранение единства международного сообщества в его политике санкций в отношении России. Во-вторых - европейская и евроатлантическая интеграция. В-третьих - содействие украинскому бизнесу и защита сограждан.

Президент, в свою очередь, особо обратил внимание послов на важность стратегических коммуникаций, подчеркнув, что это работа не только в формате интервью. А для того, чтобы усилить присутствие Украины в информационном и культурном пространстве других стран, П.Порошенко дал поручение МИДу создать, по аналогии с British Council, Goethe-Institut, Польским институтом, в рамках внешнеполитического ведомства Украинский институт.

Но чтобы эффективно реализовывать эти внешнеполитические приоритеты, как справедливо признал министр иностранных дел, "нужна дальнейшая реформа дипломатической службы". И она не ограничивается требованием к дипломатам знать помимо английского еще два иностранных языка. Однако амбициозное стремление П.Климкина сделать украинскую дипслужбу лучшей в мире наталкивается на серьезные препятствия - финансовые, кадровые, законодательные, технические.

Глава внешнеполитического ведомства утверждает, что "мы во многом продвинулись далеко". Однако сами дипломаты не думают, что в их родном министерстве идет реформа. Скорее уж оптимизация работы (в т.ч. и по упрощению процедуры документооборота) и реорганизация подразделений. Одна из причин подобной ситуации кроется не в отсутствии политической воли министра и его команды, а в выбранной тактике, когда руководство ведомства посчитало, что основой для запланированной реформы послужит новый закон о госслужбе.

Принятый закон разочаровал реформаторов: он не отвечает специфике работы дипломатов. Сегодня во внешнеполитическом ведомстве возлагают надежды на новый закон о дипслужбе. По словам одного из участников совещания, в случае его принятия "откроется бутылка скисшего молока", и украинская дипломатическая служба действительно получит шанс на обновление.

"Проект этого закона жесткий. От него пострадают многие сотрудники внешнеполитического ведомства - хорошие люди, но бестолковые дипломаты. Сложилась катастрофическая ситуация, когда в МИДе мало молодых и дельных людей, практически не имеющих шанса на продвижение по карьерной лестнице. И в то же время накопилось много людей, чей единственный плюс - долгая работа в дипломатической системе. Новый закон о дипслужбе даст возможность понижать в должности, брать в дипломатию людей со стороны и т.д.", - прокомментировал ситуацию один из наших собеседников.

О том, что кадры - один из ключевых элементов, необходимый для успешного реформирование дипслужбы, преобразования ее в современную бюрократическую структуру, способную эффективно решать поставленные задачи в условиях российской агрессии, говорили все наши собеседники. И можно понять почему. Кадровая проблема стоит для МИДа настолько остро, что, как с горечью отметил один из отставных дипломатов, впору писать книгу "Пятьдесят оттенков серости".

Многие сотрудники внешнеполитического ведомства не готовы к работе в экстремальных условиях продолжающейся российской агрессии, полагая, что ситуация постепенно стабилизируется и нормализуется. Такой подход к работе имеет куда более серьезные последствия для Украины, если его исповедуют послы. Это к ним обращался П.Климкин, когда на закрытой части совещания говорил о том, что "нормальности не будет" в воюющей стране.

Однако назначать новых и отзывать не справившихся послов не спешат. Короткая скамейка запасных, ограничивает возможности ротации. Что, впрочем, не оправдывает отсутствие послов в двух десятках стран и представительств или сохранение на своих должностях некомпетентных дипломатов и политических назначенцев. Например, лишь за три дня до начала совещания президент снял с должности посла Украины в Чехии Бориса Зайчука, ставшего символом непрофессионализма в украинской дипломатической службе.

Отсутствие послов в таких стратегически важных для Украины странах-партнерах как Беларусь, Грузия, Казахстан, Румыния, Швейцария или НАТО ограничивает возможности Киева на международной арене и вносит дополнительное, ненужное напряжение в двусторонние отношения. Ведь каким бы эффективным ни был временный поверенный, он все же не может заменить посла, длительное отсутствие которого на языке дипломатии означает проблемы в межгосударственных отношениях.

Лишь в дни совещания глава государства подписал указ о назначении Андрея Сибиги и Игоря Осташа в Турцию и Ливан. По словам П.Порошенко, скоро будут назначены послы в Словакию, Румынию, Чехию, Беларусь, Казахстан. Сам президент несколько натянуто пояснил затягивание с подписанием указов о новых главах диппредставительств тем, что "в условиях военной дипломатии не имеет права на ошибку".

В общем, реформа дипломатической службы провалится, если не будет политической поддержки со стороны президента и парламента. И, конечно же, достаточного финансового обеспечения. Скудность выделяемых средств просто мешает дипломатам эффективно выполнять свои служебные обязанности, которые растут по мере того, как сокращается штат украинских посольств.

Те, кто считает, что украинские дипломаты за рубежом живут шикарно, ошибаются: в условиях военного времени и тяжелой экономической ситуации в стране сотрудникам диппредставительств отменили ряд надбавок и льгот. А зарплаты значительно меньше их коллег из стран постсоветского пространства. Сегодня дипломат за свою зарплату заправляет машину, покупает канцтовары, оплачивает кофе и обед во время деловых встреч. Отсутствует и медицинская страховка. Эти условия резко контрастируют с условиями работы их европейских, американских и российских коллег.

На совещании и министр, и премьер, и президент говорили о достойном финансировании. "Дипломатия, как и армия, не может финансироваться по остаточному принципу", - признал П.Порошенко. И во время выступления Владимира Гройсмана дипломаты трижды бурно аплодировали премьеру, несколько раз пообещавшего увеличить средства на функционирование их ведомства в бюджете на 2017 г.: "Денег нет, но будут".

Впрочем, в прошлом премьеры и президенты не раз громогласно объявляли на разных мероприятиях об увеличении бюджета дипслужбы, срывая при этом бурные аплодисменты присутствовавших дипломатов. Каждый раз реальность оказывалась намного хуже обещанного. Но даже минимальное поднятие зарплаты позволит дипломатам куда более эффективно реализовывать поставленные руководством страны задачи. В том числе и по содействию украинскому бизнесу и привлечению иностранных инвесторов: идея экономизации внешней политики никогда не умирала в коридорах Банковой и Грушевского.

На совещании П.Климкин приводил, в частности, в качестве удачного примера содействия нашему бизнесу работу послов в Австрии, Германии, США, Индии. В Австрии, например, благодаря усилиям посла Александра Щербы состоялись встречи украинских товаропроизводителей и представителей австрийских супермаркетов, в результате чего были подписаны контракты о поставках украинской продукции.

В очередной раз в выступлениях чиновников всплывали фразы о перспективных для украинского бизнеса рынках стран Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Африки. И не только для производителей военной техники и вооружения. Например, сегодня украинскую молочную продукцию можно увидеть в магазинах стран Ближнего Востока, в частности в Катаре.

Проблема в том, что часто сам украинский бизнес - пассивный, не имеющий адекватной маркетинговой политики, привыкший к патернализму власти - не готов к работе за рубежом. И при всем при этом, как заметил один из наших собеседников, "продукция-то интересная". Но в условиях острой конкуренции на рынках азиатских и африканских стран усилий самих лишь одних посольств недостаточно. Для эффективного проникновения украинских товаров на внешние рынки необходима совместная работа бизнеса и политиков, дипломатии и разведки. То, что подразумевает государственную политику поддержки экспортеров.

Возможно, ситуация изменится с созданием Совета по продвижению экспорта при Кабинете министров. По словам торгового представителя Украины Натальи Микольской, работа такого Совета позволит предоставить экспортерам "единое окно" принятия решений, а правительству - возможность оперативной реакции на различные проблемы, возникающие у украинских товаропроизводителей.

Наряду с Советом по продвижению экспорта, Министерство экономического развития и торговли Украины собирается открыть и Офис по сопровождению инвестиций. Однако трудно привлекать зарубежный капитал, если в Украине интересы инвесторов не защищены. О чем и говорили дипломаты В.Гройсману и представителям Министерства экономического развития и торговли. В ответ они услышали, что "большим положительным сигналом будет изменение судебной системы, которая вернет их доверие".

Время от времени на совещании послов звучало эхо конфликта между украинским внешнеполитическим ведомством и Министерством экономического развития и торговли, стремящегося вновь создать за рубежом торгово-экономические миссии (ТЭМ). Злые языки говорят, что их воссоздание даст возможность трудоустроить нужных людей. Сами же апологеты идеи реинкарнации торгово-экономических миссий утверждают, что у Министерства нет инструмента активизации внешнеэкономической деятельности, а ТЭМ позволят им увеличить экспорт и привлечь инвестиции.

Эти аргументы звучат еще с 2010 г., когда ТЭМ ликвидировали, а в посольствах создали экономические отделы, возглавляемые советниками по вопросам экономики. Каждый раз МИДу удавалось отстоять свою позицию. Но о серьезности кулуарных боев говорит уже то, что во время своего выступления перед дипломатами В.Гройсман трижды обращался к теме ТЭМ, призывая не бороться за то, кто будет руководить торговыми миссиями, а как эффективнее привлекать инвестиции в Украину.

Впрочем, у МИДа конфликт с Минэкономразвития не только в вопросе ТЭМ. И на закрытых панелях совещания, и в присутствии СМИ дипломаты жаловались на то, как трудно добиться ответа на письма, отправляемые в Минэкономразвития и другие ведомства, которые словно "черная дыра" поглощают подготовленные посольствами документы и игнорируют достигнутые договоренности.

Поясняя проблему институционной слабостью Украины, В.Гройсман призвал послов отправлять копии писем в секретариат кабинета министров и пригрозил "детально объяснить министрам, что надо обращать внимания на письма". А представители Минэкономразвития, в свою очередь, попросили послов писать эсэмэски и короткие мейлы, не стесняться названивать в их ведомство, добиваясь ответов.

Послы готовы к тому, чтобы ради достижения результатов, чтобы углубить, усилить и укрепить двусторонние отношения многократно и писать, и звонить. Однако такая малоэффективная система не способствует эффективности украинской внешней политики. И делает нас слабее в условиях войны с Россией.