UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дилемма выбора: продолжать брать или перезапускаться

Государству нужно выбрать, какую философию исповедовать в перезапуске страны — модель «централизировать/контролировать/распределять» или модель «либерализировать/разрешать/помогать».

Автор: Михаил Бно-Айриян

Три недели назад я писал в ZN.UA о нашем плане «Б» в случае затягивания войны. Речь шла в первую очередь о необходимости перезапуска украинской экономики, если счет военных дней пойдет на месяцы.

Идет уже 42-й день нашего сопротивления. И пока, к сожалению, конца войны не видно. А значит, план Б уже надо начинать реализовывать.

Время правительства и министерств

Но, оказалось, не все так просто. Помимо всего прочего, война создала огромнейший запрос на компетентность. В первую очередь со стороны центральной исполнительной власти.

Что интересно, мой опыт работы в Западной Украине в последний месяц показывает, что местное самоуправление, а также ВГА (военно-гражданские администрации, по сути, облгосадминистрации) оказались куда более институционально дееспособны по сравнению с теми же министерствами и агентствами.

Причина проста: системная эвакуация центральных органов исполнительной власти толком не проводилась, поэтому дееспособность госорганов, которые и до войны не славились высоким профессионализмом, сегодня крайне ограничена. А местная власть в тех регионах, которые не были затронуты войной, работает куда более слаженно и эффективно.

Но самое парадоксальное, что именно сейчас стране нужны не столько сильное местное самоуправление и ВГА, сколько институционально сильные центральные органы исполнительной власти.

Сегодня в Украине — время центральной власти, министерств и правительства. Тот уровень вызовов, которые стоят перед страной, к сожалению, каждый день требует принятия десятков, а то и сотен четко скоординированных решений именно национального характера. Громады и ВГА не решат этих проблем. Это, во-первых. А во-вторых, давайте будем честны перед собой, деньги в Украине есть и, скорее всего, будут только у государства. Именно государственный бюджет в ближайшие два-три года станет основным источником концентрации и перераспределения серьезных финансовых ресурсов в стране. А значит, нужны действенные инструменты, государственные программы и т.д.

И тут как раз таки произошел первый системный сбой. Мы все увидели то, о чем собственно эксперты трубят уже не один год, — мы стали свидетелями последствий отсутствия профессиональной госслужбы и госуправления. Мышление высших госчиновников, что все всегда можно порешать в ручном режиме, в войну просто не сработало, потому что таких решений, как уже говорилось, должны быть сотни, если не тысячи. И все они должны быть профессиональными.

Сейчас это, пожалуй, один из главных вызовов, который стоит перед страной — кто и как, собственно, и будет «поднимать» Украину, а также решать другие важнейшие проблемы — предоставление жилья для сотен тысяч беженцев, запуск экономики, перезапуск оборонной промышленности, создание сотен тысяч рабочих мест и возврат миллионов беженцев в Украину.

Нашей армии нужны сильная экономика и сильный тыл. С врагом она разберется сама. Война, помимо военных театров, сейчас будет происходить в первую очередь на экономическом и гуманитарном фронтах.

Нам действительно нужны сотни профессиональных решений в день. И четкое видение, куда мы двигаемся.

Не хочу и не буду приводить сейчас десятки примеров «качества» управленческих решений уже из военной жизни. ZN.UA пишет об этом немало. Скажу лишь одно: общаясь с украинским бизнесом, переживающим беспрецедентную турбулентность в разы серьезнее, чем во времена эпидемии ковида, можно часто услышать вопрос: «А где, собственно, правительство?». И тут дело даже не в правительстве как институте власти или премьере, который как раз таки активно выступает публично, а больше в профессионализме его подчиненных — руководителей центральных органов исполнительной власти, которые явно отошли на задний план, институционально обнулились.

Управлять или создавать условия?

Сегодня государство должно честно задать себе три вопроса:

  1. Способно ли оно в нынешнем виде решить стоящие перед страной задачи?
  2. Если нет, может ли оно в очень скором времени институционально перестроится на новые рельсы?
  3. Если неспособно, можно ли свести к минимуму решение стоящих перед страной вызовов без вовлечения в этот процесс тысяч неэффективных чиновников разного уровня?

Второй вопрос касается профессиональной госслужбы. В декабре 2021 года я выпустил полнометражный документальный фильм о чиновниках и показал, как профессиональные госслужащие смогли кардинально улучшить жизнь в странах Балтии и Польше, и как наши чиновники не справились с этой задачей в Украине. Вывод был простым — если мы хотим иметь успешную страну, нам нужен абсолютно другой уровень государственного управленческого аппарата.

А вот на третьем вопросе остановлюсь подробнее. Сегодня может быть две концепции решения стоящих перед нами вызовов. Первая, традиционная, когда правительство усиливает центральный уровень власти и пытается управлять процессами само — планирует, ставит задачи, реализовывает. Вторая — честное признание себе, что в нынешних реалиях институционально оно неспособно управлять столь сложными процессами. А значит, нужно просто максимально «отпустить» управленческие вопросы и привлечь к решению задач крупный украинский бизнес (не путать с олигархическим), который институционально намного сильнее министерств и ведомств. То есть не централизовать, распределять и контролировать, а создавать условия, делегировать и помогать.

Приведу пример. Вопрос расселения беженцев. Перед нами стоит задача — построить десятки тысяч новых домохозяйств в течение года. В первом варианте правительство, а именно Минрегион, возможно, вместе с Минрегинтеграции будут заниматься планированием, поиском площадок, выбором конфигурации возможных городков, закупками соответствующих услуг по строительству и т. д. Со всеми вытекающими бюрократическими последствиями.

Во втором варианте правительство просто говорит: мы как государство компенсируем половину стоимости жилья (например, до 70 кв м на семью из трех человек), открываем в госбанках (а возможно, и в частных) кредитные линии с нулевой ставкой и страхованием для застройщиков, чтобы на вторую половину стоимости они могли дать переселенцам рассрочку на пять лет. Плюс дадим льготы для ОТГ, которые будут размещать у себя строительство. Остальное — за украинским бизнесом.

Оба варианта имеют право на существование, но вот права на ошибку у нас теперь нет. Нужно выбирать. И почему-то в условиях нашей страны я склоняюсь больше ко второй опции. У нас тысячи крупных предпринимателей, которые в состоянии очень быстро масштабироваться, параллельно создавая десятки и сотни тысяч рабочих мест. И этот предпринимательский дух нужно сохранить и направить на создание новой страны.

Только вчера говорил с одним крупным промышленником, который практически перевез все производство из Восточной Украины во Львовскую область. «Миша, мы построим любой завод, в поле, с чистого листа за очень короткие сроки. Только дайте нам программы и поставьте задачу, что делать» — вот его простой посыл.

Поэтому резюмирую: президенту и правительству нужно выбрать, какую философию исповедовать в перезапуске страны — модель «централизировать/контролировать/распределять» или модель «либерализировать/разрешать/помогать».

И тут мы подходим, собственно, к самому главному. К коррупции, которая всегда блокировала нормальные изменения в министерствах и ведомствах. Она же никуда не делась. И в этом и основной вопрос — если сохранятся откаты и вносы за решения, которые были до войны, никакой сильной, дееспособной и эффективной центральной власти у нас не будет в принципе.

А значит, и системного решения вызовов, о которых я писал раньше, тоже не будет. Следовательно, мы будем обречены на постепенное экономическое и социальное угасание. Мы не запустим экономику, не будет инвестиций, мы не построим эффективную логистическую альтернативу морским портам, миллионы безработных окончательно и бесповоротно выедут из страны и станут рабочим классом соседних стран, а наши дети будут гражданами других государств.

С учетом сегодняшних реалий это абсолютно явственный сценарий. Ведь давайте будем честны — огромный урон, который уже нанесен нам, это не только прямое следствие российской агрессии. Это и следствие отсутствия ПВО, которое мы за семь лет так и не смогли воспроизвести, дефицит высокоточных ракет, которых мы, почему-то, до сих пор не производим в достаточном количестве, отсутствие производства наступательных вооружений. Можно, конечно, все это списывать на «кротов» во власти, на наличие пятой колоны, но основная же причина в самих нас — все это следствие неэффективности государственного управления, в основе которого лежит коррупция.

Сегодня уникальный шанс — отбросить все старое и постараться перезапуститься на новых рельсах. Поэтому рецепт перестройки страны таков: сведение коррупции к минимуму, перезагрузка правительства с новыми, абсолютно другими командами, и, конечно же, максимальное привлечение крупного неолигархического бизнеса к решению стратегических задач. По-другому этот самолет под названием «Украина» не взлетит.