UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЕСАНТ В АЗИИ

На прошлой неделе Украина впервые продемонстрировала несколько самолетов семейства «Антонова» ...

Автор: Валентин Бадрак

На прошлой неделе Украина впервые продемонстрировала несколько самолетов семейства «Антонова» на международном авиакосмическом салоне-выставке в Юго-Восточной Азии — по праву Airshow China-2000 в Китае (г.Чжухай) стал универсальными вратами для въезда на региональные рынки украинских Ан-70, Ан-124 и Ан-140. Воздушные машины если и не ошеломили, то по меньшей мере немало удивили многих восточных экспертов авиастроения.

Вообще же, возможности отечественного ВПК в авиакосмической отрасли продемонстрировали 18 предприятий, среди которых АНТК им. Антонова, запорожский «Прогресс», КиДАЗ «Авиант», ОАО «Мотор Січ», Киевский авиаремонтный завод 410 гражданской авиации, харьковский машиностроительный завод «ФЭД», ГАХК «Артем». Показательно, что названные заводы и КБ, которые специализируются в основном на высокотехнологической продукции, уже достаточно давно работают в Азии и на китайском рынке в частности. Не менее показательно, что многие из них продают свою продукцию через посредника — Россию, традиционного импортера вооружений и продукции двойного назначения на азиатские рынки. И уж совсем интересным должен быть тот факт, что впервые Киев и Москва выступили в Азии, где до этого были лишь конкурентами, вместе.

Когда интересы общие...

Если в Кремле только очень наивные люди когда-нибудь думали о полноценной интеграции в Европу, то в Киеве, напротив, очень многие долго жили с мыслью скорого прихода на Запад. Но экспансии не получилось. По меньшей мере, пока. А после того, как в этом году Европа ясно продемонстрировала наличие существенных расхождений между политическими заявлениями об исключительной роли Украины в регионе и реальным желанием видеть ее в составе нового политико- экономического архитектурного строения, Киев почувствовал, что проблемы Москвы ему чрезвычайно близки.

Азия же как раз в текущем году начала шире раскрывать объятия для Украины, в том числе для ее специфической продукции. Во-первых, азиатский регион набрал те высокие темпы динамичности в своем развитии, когда можно говорить о достаточно высоком уровне платежеспособности не только «азиатских тигров», но и целого ряда других держав. Сегодня уже стало ясно, что финансовый кризис 1998 г. для Азии стал историей. В этом году было зафиксировано развитие отношений в военно- технической области с такими странами региона, как Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Филиппины. А две из них — Вьетнам, Индонезия — были названы среди четырех наибольших украинских партнеров в области ВТС. Некоторые страны Азиатского региона сделали дополнительные заказы сверх того, что ими ранее планировалось. О многом говорит и вояж сразу в пять государств региона руководителя «Укрспецэкспорта» Валерия Малева в конце этого лета. Во-вторых, Украина созрела для лицензионной торговли чувствительными товарами и готова удовлетворить спрос восточных партнеров. Наконец, в- третьих, сложности отношений с Европой в таких высокотехнологичных областях, как авиастроение и космическая индустрия, где Киев рассматривается скорее как лишний конкурент, чем как добрый партнер, стали резким отрезвлением для витающих в облаках.

К этому можно добавить, что Киев стал шире работать и в тех странах, где, говоря языком бизнесменов-оружейщиков, «плотно работает Россия». Речь в основном о Китае и Индии. Среди типичных примеров — получение Севастопольским авиационным предприятием заказа на полный капремонт пяти противолодочных вертолетов Ка-27 Военно-воздушных сил Индии. Несмотря на пророссийское лобби в этой стране, ремзавод выиграл объявленный ВВС Индии тендер. Севастопольцы, ранее уже выполнявшие заказы индийских ВВС на ремонт вертолетов Ка-25, предложили более выгодные условия исполнения заказа. Индия давно предпочитает ремонтировать в Украине и подводные лодки. Однако, с другой стороны, действительно крупный контракт с Китаем или Индией Украина могла бы заключить лишь в паре с Россией. Поэтому тандем в Азии стал выгоден двум партнерам, подтвердившим готовность смотреть в одну сторону.

Тандем в Китае

Китай — страна не только с большими амбициями, но и с колоссальным потенциалом. Внимание китайских специалистов резко возрастает, когда речь идет о высоких технологиях, особенно ракетно- космических и авиационных. Китайские специалисты уже обучаются некоторым специфическим вещам в Украине.

Для приобретения высоких технологий Пекин готов идти и на нетрадиционные меры. Можно вспомнить, что большинство скандалов в США, связанных с оттоком американских чувствительных технологий, имели китайский след. Именно китайского гражданина несколько лет тому соответствующие украинские службы были вынуждены отправить на родину после обнаружения у него слишком острого желания ознакомить своих соотечественников с разработками днепропетровских специалистов-ракетостроителей...

Но эти частности уже давно в прошлом, и, к счастью, они не нарушили развития перспективного партнерства. Знаковый момент в этом сюжете — выбор именно Китая для широкомасштабной атаки азиатского рынка. Учитывая, что военные авиатехнологии очень близки к гражданским, немаловажными являются планы Пекина увеличить в течение ближайших 20 лет свой гражданский воздушный флот более чем в три раза — с 499 до 1588 машин. Согласно заявлению первого лица китайской авиапромышленности Тан Сяопина, потребность в самолетах вместимостью менее ста пассажиров составит около 500 машин, причем китайская промышленность имеет намерения сосредоточиться на выпуске небольших региональных самолетов. Как раз такие проекты разрабатываются сегодня совместно Киевом и Москвой: это уже получивший сертификат типа Ан-140 и испытывающийся Ту-334.

Но, естественно, наибольший китайский интерес может быть связан именно с Ан-70, продвижением которого на внешние рынки занимается международный украинско-российский консорциум «Средний транспортный самолет». Эксперты уверены, что намерения Киева ускорить подготовку транспортной (гражданской) версии этого самолета связаны как раз с видами на китайский рынок.

В этой связи заслуживает внимания недавнее заявление президента «Укравиапрома» Валерия Шмарова о том, что Украина и Россия готовы не только поставлять Китаю военный транспортник Ан- 70, но и могут рассмотреть возможность продажи Китаю лицензии на серийное производство этой машины на предприятиях китайской авиапромышленности. Безусловно, с оговоркой, что такое решение может быть принято только на межправительственном уровне.

Несмотря на поправку со стороны начальника управления авиационной промышленности Госкомитета промышленной политики Владимира Ковтуна о том, что переговоры с Китаем велись исключительно по поводу совместного производства военно-транспортного самолета Ан-70 и что Китай может занять освободившееся место Германии в этом проекте, заявление руководителя «Укравиапрома» говорит о многом. А кроме того, не без оглядки на азиатский рынок Киев серьезно активизировал подготовку гражданской транспортной версии самолета Ан-70 — первая воздушная машина Ан-70Т должна подняться в воздух в 2003 г.

А генконструктор АНТК им. Антонова Петр Балабуев за полтора месяца до открытия салона в Китае сообщил, что Украина и Китай готовят совместную программу сотрудничества в области развития авиастроения. «Это совместно продуманная программа, и не исключено, будут конкретные договоренности», — отметил руководитель киевского самолетостроительного КБ. Зная пророссийские настроения Петра Васильевича, можно с высокой степенью вероятности утверждать, что в такой программе найдется место и России. П.Балабуев считает, что Украине можно было бы «ограничиться» тремя-четырьмя «полнокровными» заказчиками.

«Новый военно-транспортный самолет среднего радиуса действия Ан-70 мог бы стать самым лучшим предложением, которое бы в максимальной степени удовлетворяло требования Министерства обороны Китая», — такие слова руководителя пресс-службы АНТК им. Антонова Андрея Совенко во время работы салона процитировала одна из местных газет.

И хотя руководитель официальной российской делегации на выставке в Чжухае заместитель гендиректора «Росавиакосмоса» Станислав Рынкевич заметил, что «китайский рынок — традиционно наш (в смысле — российский. — Авт.) и терять его нельзя», это заявление в разрезе использования Ан-70 можно рассматривать как совместное продвижение проекта на азиатский рынок. Хотя бы потому, что С.Рынкевич добавил: Россия готова участвовать в разработке транспортного самолета, который мог бы быть создан на базе Ил-76, Ан-70, Ту-330.

Да, Украине и России не хватает оборотов для ускорения начала серийного выпуска в Украине самолета Ан-70. Оно намечено лишь на 2002 год и состоится лишь при условии выделения из бюджета в следующем году не меньше 200 млн. грн. Появление первого серийного самолета не позднее указанного срока стало государственной задачей чрезвычайной важности для Киева и Москвы, которая служит в определенной степени и объединительной идеей. К слову, в следующем году в Украине впервые появится отдельная статья бюджета на проект Ан-70, а Минобороны уже приняло решение постепенно перевести весь национальный парк военно-транспортной авиации на самолеты этого типа. Если учесть, что, по словам председателя Госкомитета промышленной политики Владимира Новицкого, в случае реализации 110 самолетов проект можно считать рентабельным, а при реализации более 200 самолетов прибыль составит 3 млрд. долл., борьба за китайский рынок, даже в паре, приобретает особый вес.

Участники азиатской экспедиции ныне еще немногословны относительно скорых всходов трехстороннего сотрудничества. Однако, агентство Xinhua уже протрубило, что АНТК им. Антонова и ведущая китайская аэрокосмическая компания China Aviation Corporation No 2 (AVIC II) заключили ряд соглашений о сотрудничестве в ходе «Airshow Chinа-2000». Речь, по мнению китайских обозревателей, идет о трех соглашениях, в том числе о сотрудничестве в области проектирования нового самолета типа Y-8F-600 (аналог Ан-12, который является предшественником Ан-70), в области улучшения прочностных и конструкционных характеристик самолета, а также о совместной модернизации авиатехники.

Ряд экспертов и специалистов-авиаразработчиков в военно-промышленных кругах Украины искренне верят в то, что именно Китай может оказаться тем недостающим звеном, которое позволит насытить рынки еще до прихода европейского А400М, предпочтение которому отдала в этом году Европа.

Когда интересы пересекаются

Все же не стоит обольщаться, что Москва будет готова пожертвовать своими интересами в пользу развития великого славянского партнерства. Как Россия, так и Украина, партнерами будут лишь там, где сходятся их общие интересы.

Более того, развитие ВТС между Украиной и государствами Востока и СНГ стало наибольшей головной болью Кремля. Так, если в Малайзии еще до конца не ясно, чьи танки, украинские или российские, будут закуплены для военных нужд этой страны, то начало серийного выпуска нового пакистанского танка «Аль Халид» (о чем на этой неделе сообщила пакистанская газета «Хиндустан Таймс»), в котором участвуют Китай, Пакистан и Украина, довольно сильно раздражает обитателей Кремля.

Не менее опасным, как считают в Москве, является украинское наступление на рынки СНГ. Так, Киев стал явно переигрывать Москву в Узбекистане, заключив в октябре с.г. несколько контрактов, среди которых и поставки стрелкового оружия украинского производства. Киев активизировал ВТС и с другими членами ГУУАМ — Азербайджаном и Грузией. Но не только. Именно украинским торговцам оружием достался выгодный контракт на обслуживание и ремонт военно-транспортных самолетов Ан- 26 ВВС Литвы. Наконец, как утверждают западные специалисты в области ВТС, Киев сумел договориться с Астаной относительно реализации на выгодных условиях на рынках третьих стран оружия, производимого Уральским заводом стрелкового оружия.

Украина начала наступление и на страны, бывшие традиционной вотчиной России. Заключив СП по обслуживанию, ремонту и модернизации с фирмой из ОАЭ, куда несколько лет тому «Курганмашзавод» поставил несколько сот боевых машин, ГП «Харьковский завод им. Малышева» нацелился отобрать кусок пирога, если партнер-конкурент окажется менее расторопным.

Наконец, Киев активно начал педалировать продвижение ВТС с критическими странами. Как сообщили украинские военные, ныне выполняется контракт по ремонту военной техники Сирии, а люди от ВПК активно продвигают несколько проектов в Ливии. Представители харьковского танкостроительного завода в начале ноября с.г. неожиданно появились в Багдаде. Правда, в случае с Ираком, как утверждают лоббисты украинско-иракского сотрудничества, речь идет лишь о чисто гражданских проектах.

Все это не может не беспокоить восточного соседа, несмотря на недавние объяснения в любви. И хотя Москва продолжает реализовывать агрессивную информационную политику, ее уже явно недостаточно. Правда, иногда пикантные ситуации умело трансформируются в небольшие недоразумения с потенциалом перерастания в скандалы, но в большинстве случаев их все же удается погасить. Речь прежде всего о таких случаях, как демарш алжирцев после поставок «неизвестно кем» партии танков Т-72 в Марокко. Да еще прошедших через украинский порт Ильичевск. А пока тратится время и силы на объяснения сторон...

Эксперты не исключают, что и решение Владимира Путина взять российский оружейный бизнес под свою опеку связан не только с желанием главы державы быть поближе к «живым» денежным потокам, но и с некоторыми просчетами лидеров демонополизированной системы оружейной торговли. И дело не только в том, что в отставку отправлены Алексей Огарев (гендиректор «Росвооружения») и Сергей Чемезов (гендиректор «Промэкспорта»). Последнему, к слову, пророчили руководство новой структурой. Дело больше в том, что резко изменена сама система, а с появлением на месте двух ликвидированных компаний нового «Рособоронэкспорта» отсечены и все сомнительные, в смысле тянущегося шлейфа связей, лица.

Вряд ли кто-нибудь усомнится в том, что только-только рожденная новая российская монополия (в Киеве еще помнят «Росвооружение» времен генерала А.Котелкина) и ее глава Андрей Бельянинов (к слову, как всегда, кадровый спецслужбист и, по слухам, человек, близкий к Борису Березовскому) окажутся мягкими по отношению к Украине. Бои на рынках и за рынки еще впереди. Но, может, больше станет и тех рынков, где будут работать тандемы. Особенно, если десант в Китае окажется плодоносным.