UA / RU
Поддержать ZN.ua

Депрессия металла: дожить до весны

В этой жизни, к сожалению, плохие прогнозы сбываются гораздо чаще и точнее, чем хорошие. Обещали, что к несущим убытки банкирам первыми присоединятся металлурги? Так и случилось.

Автор: Евгений Шибалов

В этой жизни, к сожалению, плохие прогнозы сбываются гораздо чаще и точнее, чем хорошие. Обещали, что к несущим убытки банкирам первыми присоединятся металлурги? Так и случилось.

Вкратце ситуация в отечественном ГМК, сосредоточенном в Донбассе, выглядит далеко не радужно, но и эсхатологических мотивов пока не наблюдается. Алчевский меткомбинат — стоит, Макеевский — стоит, ММК имени Ильича — спорная ситуация: с подачи лидера ПР Виктора Януковича заговорили о полной остановке, на самом же заводе заявляют, что «комбинат работает, существенно снизив объемы производства — больше чем в два раза». Но это уже спор о частностях, из серии «полностью парализован или еще моргает». В «Метинвесте» бодрятся, но признают, что и на их заводах — Енакиевском металлургическом и «Азовстали» — серьезные трудности.

Сезонное «замирание» мирового рынка металла в этом году совпало с мировым кризисом, параличом отечественной банковской системы, скачками курса доллара и очередной политической заварушкой. Некоторые специалисты высказывают опасения, что все эти дополнительные факторы могут похоронить базовую отрасль украинской промышленности. Сейчас на складах у корпорации ИСД, к примеру, находится непроданного металла на $450 млн. В то же время угольщикам некому продавать свой коксующийся уголь, потому что коксохимзаводы также снизили темпы работы.

Экономисты пытаются смотреть на ситуацию оптимистично — мол, не было счастья, да несчастье помогло. Вынужденную передышку, считают эксперты, владельцам металлургических комбинатов следует использовать для перспективных вложений в собственные предприятия. «Все равно ведь было много разговоров о том, что металлургические заводы пора остановить для масштабной реконструкции. Сейчас так вышло, что заводы остановились сами. Найти инвестора под эти проекты, думается, будет несложно. Другой вопрос, захотят ли инвесторы вкладывать деньги именно сейчас», — отмечает эксперт-экономист Игорь Должанский. По его словам, падение объемов производства в какой-то степени даже играет на руку тем, кто захочет заняться реконструкцией — многие работы можно провести силами собственных работников.

Похоже, именно этим путем решили пойти руководители ряда метгигантов. В пресс-службе компании «Метинвест» сообщили, что «для обеспечения трудового коллектива производственными заданиями и сохранения денежных средств внутри компании… было принято решение временно прекратить отношения с большинством подрядных организаций и поручить выполнение ремонтных работ персоналу предприятий». С теми, кто не может поучаствовать в ремонтах и был вынужден уйти в отпуск, пока поступили вполне по-человечески — сохранили 2/3 заработка. В «Метинвесте» уверяют: пока ни сокращений персонала, ни задержек с выплатой зарплаты нет, однако не исключили, что «перед угрозой остановки производства мы вынуждены будем пойти на оптимизацию численности персонала». Точных данных о динамике объемов производства в компании не предоставили.

На Донецком металлургическом заводе ситуация неоднозначная — с тех пор, как два собственника — бизнесмены из России и Пакистана при участии корпорации ИСД — «поделили» производственные мощности завода с образованием двух разных структур, положение на обоих предприятиях бывает совершенно разным, несмотря на то, что территориально мини-завод «Истил-Донецк» и «большой» завод «Донецксталь» расположены в нескольких сотнях метров друг от друга. В одной части ДМЗ все отлично, завод работает с полной нагрузкой и обеспечен заказами до конца года, в другой — как сказано выше, объемы производства упали до 40% от докризисных, более двух тысяч человек задействованы в ремонтных работах. Впрочем, на этом предприятии давно уже реализуется программа замены мартеновских печей на электросталеплавильное производство, и появился лишний повод ее ускорить. Общая стоимость проекта — 2 млрд. долл.

ММК имени Ильича через свою пресс-службу признается, что замораживает все проекты по реконструкции и модернизации производства, поскольку ранее для этого использовались только оборотные средства предприятия, без привлечения сторонних инвесторов. Видимо, Владимира Бойко опять подвела страсть делать все самому и за свой счет, не подпуская к заводу никого другого. Поскольку рабочих занять нечем, на комбинате уже рассматривается вопрос о снижении зарплат. Подобно ММК, просто остановились или находятся на грани остановки еще несколько предприятий — Донецкий металлопрокатный завод, электросталеплавильный завод в Курахово, Макеевский меткомбинат и т.д.

У работников металлургических предприятий настроение по большей части подавленное. В основном потому, что в памяти еще живы 90-е годы, когда «отпуск» означал долгие месяцы нищенского существования. Страх потерять работу является основной социальной фобией Донецкой области, в связи с чем заявления властей о том, что «люди не пострадают», всегда воспринимаются скептически.

Региональные власти упрекают правительство в том, что Кабмин запоздал с антикризисными мерами, и утверждают, что до нынешнего плачевного состояния меткомбинаты можно было и не доводить. Киевским министрам вспоминают и 20%-ную надбавку на газ для металлургов, и повышение тарифов на грузовые перевозки по железной дороге, и очень «вовремя» случившийся паралич банковской системы. «Правительство опоздало как минимум на два месяца. Когда Юлия Тимошенко в Брюсселе говорила о том, что в Украине нет экономического кризиса, а только политический, я подумал, что это или откровенно неправда, или человек не владеет ситуацией в стране… Наши прогнозы были более оптимистичны, чем то, что есть сегодня. Будут серьезные проблемы с наполнением бюджетов», — заявил губернатор Донецкой области Владимир Логвиненко.

О том, что «предвидели и предупреждали», говорит и мэр Донецка Александр Лукьянченко. «Руководители государства только сейчас спохватились, хотя мы неоднократно ранее обращались к Кабмину, к министерствам и ведомствам по тем тревожным тенденциям, которые развиваются в экономике. Экономика города, как вы знаете, направлена на экспорт, и внутренний рынок мало влияет на ситуацию», — отметил градоначальник областного центра.

Устойчивая тенденция к падению производства в металлургической отрасли Донецкой области (и по Украине в целом) фиксировалась специалистами еще в августе. По данным управления промышленности Донецкой облгосадминистрации, в третьем квартале нынешнего года по сравнению с прошлым снижение объемов составило до 40%. Сейчас, говорят специалисты, лихорадит уже всю цепочку «уголь—кокс—металл». «Для угольных предприятий, которые производят коксующие угли, возникла проблема сбыта своей продукции. Период коксования на коксохимзаводах перевалил за 30 часов, это грозит очень серьезными последствиями. Мы анализировали эту ситуацию, прогноз неутешительный, как минимум такая ситуация будет до нового года», — говорит начальник промышленного управления региональной администрации Виталий Кижаев.

Налоговики подтверждают, что будут серьезные проблемы с наполнением бюджетов. В минувший четверг первый заместитель председателя ГНА Украины Вадим Кайзерман заявил, что в декабре, когда предприятия делают итоговые платежи налога на прибыль и НДС, налоговая администрация и не надеется получить запланированные в бюджетных показателях суммы. «Мы ожидаем очень серьезное уменьшение платежа, потому что у нас очень серьезными донорами являются металлурги и сопутствующие производства, а в связи со снижением объемов производства и реализации мы потеряем и налог на прибыль, и НДС», — отметил он, однако назвать точную сумму налоговых потерь затруднился. Показатели третьего квартала, однако, выполнены — в Донецкой области собрано 9,4 млрд. грн. налогов и сборов, задание Минфина превышено на 425 млн. грн.

Цифры официальной статистики показывают, что ситуация в регионе давно уже не является радужной, и отреагировать действительно можно было пораньше. Так, с начала года в Донецкой области прирост промышленного производства составил всего 1,5%. При этом (давно уже забытое явление) начала расти задолженность по зарплате — с начала года долг перед работниками донецких предприятий вырос на 25 млн. грн. Основной рост задолженности по зарплате приходится на государственные угольные предприятия, это к вопросу о проблемах со сбытом коксующегося угля.

Большинство экспертов — как экономистов, так и промышленников — сходятся на том, что горно-металлургическому комплексу Донбасса достаточно иметь запас прочности на три-четыре месяца. Главное, говорят и те, и другие — дожить до весны. Экономисты ждут, что наконец наладится работа отечественной финансовой системы, парализованной трудностями с межбанковскими платежами и мораторием на кредитование. Промышленники надеются, что случится традиционный всплеск спроса на мировом рынке металла, когда после зимней спячки возобновятся масштабные строительные проекты. Но один раз «оптимисты» из числа региональных чиновников уже ошиблись с прогнозами…