UA / RU
Поддержать ZN.ua

Демократии стало больше на 36 минут

Хотя кировоградцы еще не знают даты следующих выборов, но, по-видимому, их в нашем городе придется ...

Автор: Светлана Орел

Хотя кировоградцы еще не знают даты следующих выборов, но, по-видимому, их в нашем городе придется проводить снова: территориальная избирательная комиссия признала результаты внеочередного голосования жителей областного центра недействительными. Кировоград в очередной раз остался без городского головы.

Несмотря на придирчивое внимание к кировоградским выборам со стороны ЦИК (Ярослав Давидович накануне заверил местных журналистов, что город к выборам готов, и все должно пройти прекрасно), вокруг ТИК разворачивались и детективные, и смешные, и полутрагические события. Но привкус у них был один — разочарования и горечи от всесилия тех, кому начихать и на мораль, и на закон, а тем более на реальный выбор кировоградцев...

Старый конь борозды (не) испортит?

Среди почти тридцати кандидатов на должность городского головы Кировограда (несколько человек накануне таки снялись добровольно с гонки) были люди разные не только по взглядам, потенциалу, возможностям. После всего происшедшего можно с уверенностью сказать, что и участвовали в выборах большинство из них отнюдь не для того, чтобы завоевать доверие земляков и действительно послужить родному городу. Среди тех, чьи фамилии банально совпадали с фамилиями самых популярных кандидатов — завсегдатаев-аутсайдеров всех выборов последнего десятилетия, четко выделилась группа жалобщиков, которая подавала свои петиции тогда, когда нужно, и на того, на кого нужно.

Фаворитом кампании считался бывший мэр Александр Никулин. Но накануне голосования сработала кировоградская традиция. Здесь любят убирать фаворита в последний момент. В свое время за четыре минуты до полуночи перед голосованием кучмовская власть снимала с выборов своего оппонента, потенциального победителя Валерия Кальченко. Что-то подобное произошло и с Никулиным: ТИК сняла его с гонки. Причем без явных, хотя бы формальных, оснований, и вдобавок не имея кворума. Предупреждения, вынесенные ему ранее, были аннулированы судом. Но вечером, накануне выборов, появились еще две жалобы — от кандидатов Николая Швеца и Александра Завитневича по поводу того, что пикет в поддержку Никулина начался раньше заявленного часа и что не снят агитационный материал (это в равной мере касалось практически всех кандидатов, агитки многих из них красуются и до сих пор). Комиссия быстро и организованно проголосовала за вынесение предупреждения и снятия кандидатуры с выборов. Правда, произошло это не в 23.56, как при Кучме, а в 23.20 — демократия продвинулась на целых 36 минут!

Председатель ТИК Леонид Багно к тому времени находился в больнице, откуда его привезли бледного и измученного. Зампред областной организации УНП (именно эту партию Багно представляет в комиссии) Игорь Козуб (тоже один из кандидатов) накануне старался отозвать его из комиссии, но не смог попасть в больницу: председателя комиссии тщательно охраняли. Кто обеспечил эту охрану? По крайней мере, это была не милиция и не какие-то другие государственные силовые структуры.

Прямо из зала «скорая» забрала другого члена комиссии — Надежду Жосан, но, ссылаясь на то, что десятый, необходимый для кворума, член комиссии только что здесь был (!), заседание таки начали. Зато роковое для Александра Никулина решение комиссия выдала ему аж вечером на следующий день — разумеется, чтобы он не мог своевременно обжаловать его в суде.

Кому был выгоден упомянутый поворот событий? По логике — вице-лидеру мартовских выборов, известному в городе бизнесмену Александру Табалову. Снятие с выборов Никулина открывало ему прямую дорогу к креслу городского головы. Но получилось не так...

«Мы с тобой два берега у одной реки...»

Слух о том, что Никулина сняли с гонки, быстро распространился по городу, и это, возможно, стало причиной того, что в выборах участвовали лишь немногим более четверти кировоградцев, имеющих право голоса. По данным общественного пресс-центра «Кировоград — честные выборы!», это самый низкий показатель за всю новейшую избирательную историю города. К тому же, 12 процентов из все-таки пришедших на избирательные участки проголосовали против всех.

Еще одна проблема состояла в том, что решение о снятии Никулина попало на участки несвоевременно (о том, как его развозили из ТИК, можно рассказывать отдельную детективную историю), где-то штамп «выбыл» проставили в девять часов утра, а где-то и в пять дня. Разумеется, все это время люди голосовали.

Старшее поколение, которое дисциплинированно пришло на выборы и часть которого готова была голосовать за Никулина, дружно отдало свои голоса за лидера коммунистов экс-нардепа Владимира Пузакова. Другая часть избирателей предпочла молодого нашеукраинца Александра Дануцу. В одном районе города победил Дануца, в другом — Пузаков, разрыв между ними составлял всего несколько сотен голосов. Табалов оказался лишь третьим. У Кировограда снова появилась перспектива вернуть себе славу красного пояса, которую он весной успешно поменял на бютовское красное сердце.

И здесь началось самое интересное. К Пузакову сразу подтянулись активисты местной Партии регионов. Через день-два было объявлено, что коммунисты отныне выходят из депутатского объединения в городском совете, куда входили, кроме них, «НУ», БЮТ и либералы. Такой шаг они объясняли якобы возмутительным поведением нашеукраинцев. Александр Дануца и команда, стоявшая за ним (а это фактически нынешнее руководство облгосадминистрации плюс народный депутат Эдуард Зейналов, а если брать выше, то и Александр Третьяков), воодушевленные неожиданной почти победой, отступать не собирались. Об этом свидетельствовали десятки жалоб, которые они подали в ТИК, требуя пересчитать голоса, которые ранее были признаны недействительными как отданные до проставления штампа «выбыл» против фамилии «Никулин».

Но на одном из итоговых заседаний ТИК представители Партии регионов прокрутили (почти в полнейшей тишине при огромном наплыве народа) несколько аудиозаписей, где голоса, похожие на голоса лидеров фракции «НУ», в городском совете старались договориться с визави из ПР о будущем мэрстве Дануцы, предлагая взятку для председателя Кировской районной избирательной комиссии. Было также заявлено, что есть и другие записи, еще более крутые.

Разумеется, что после всего этого и после неоднократного обращения в суд Александра Никулина ТИК едва ли могла принять иное решение, чем признать результаты выборов недействительными. Да и «победителей» трудно назвать настоящими победителями — каждый из них едва натянул по три-четыре процента голосов от общего количества избирателей.

Выборы закончились, да здравствуют выборы?

Собственно, такой результат выгоден нынешней бютовской команде, которая остается у власти, имея практически все полномочия, но вроде ни за что не отвечая, поскольку она же — и.о. Эти выборы также продемонстрировали, как быстро триумфальная мартовская победа БЮТ обернулась глубоким поражением: ни один из ее кандидатов (хотя все они позиционировались как самовыдвиженцы, что само по себе очень показательно) не получил хоть в какой-то мере убедительного результата. Анатолий Перевозник, который и дальше продолжит руководить городом, будет делать это, имея фактически два процента (за него проголосовали немногим больше четырех тысяч человек) доверия избирателей...