UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ

Подготовка к баллотированию на президентский пост дорого обходится Валерию Пустовойтенко. Впервые за свою семилетнюю историю созданная для обслуживания власти партия пытается занять независимую позицию...

Автор: Егор Соболев

Подготовка к баллотированию на президентский пост дорого обходится Валерию Пустовойтенко. Впервые за свою семилетнюю историю созданная для обслуживания власти партия пытается занять независимую позицию. Это и вызывает мощное противодействие как внутри, так и извне. Выдвижение Пустовойтенко кандидатом в президенты будет главной темой на сегодняшнем политсовете НДП. Хотя никто из участников обсуждения не верит в возможность выигрыша своим лидером выборов, судьба этой инициативы имеет решающее значение для партии. Если идея будет похоронена, значит, в НДП победят сторонники сохранения партией облика верного солдата власти, обязанного выполнять приказы командования, несмотря на разжалование и унижения последних лет. Если же Пустовойтенко получит благословение идти на выборы, это будет сигналом того, что верх взяли люди, выступающие за отделение НДП от власти.

Бунтарские настроения в НДП возникли вследствие многочисленных неудач, преследовавших партию после 1999 года. Потеря статуса «партии власти» привела к уходу большей части видных членов НДП в другие партии. Оставшиеся же пережили серию сильных разочарований и обид, в первую очередь связанных с утратой властных постов и уменьшением влияния в политике. Ярким примером этого является сам Пустовойтенко. Лишившись премьерского кресла в конце 1999 года, в 2000-м он вытерпел историю с подписанием и мгновенным отзывом Леонидом Кучмой указа о его назначении председателем правления «Нефтегаза Украины». 10-месячное пребывание на посту министра транспорта между 2001 и 2002 годами принесло некоторое удовлетворение лидеру НДП, но в конце прошлого года и этот портфель у него был отобран напористым Георгием Кирпой. После чего Президент забыл о члене своей первой команды, занимавшемся организационными вопросами в штабе Кучмы на выборах 1994 года. Несколько предложений стать послом только рассердили Пустовойтенко, который увидел за ними желание отправить его подальше из страны.

Похожую фрустрацию пережили многие другие активисты партии. Особенно она усилилась после прошлогодних парламентских выборов. Внутри НДП крепнет мнение, что вхождение в блок «За единую Украину» было ошибкой. Нахождение в компании более богатых, влиятельных и агрессивных участников блока плохо повлияло на моральный климат низовых организаций, расшатав и без того слабую дисциплину, и дало меньшие результаты, чем рассчитывала верхушка партии. НДП, имевшая довольно высокий рейтинг узнаваемости населением, растворилась в конъюнктурном и малоуспешном блоке власти, получив на пятерых третье место на выборах. После чего партия не очень успешно поучаствовала в делении этого куска пирога. Формально проведя в парламент 28 своих членов, НДП создала вдвое меньшую фракцию. А выделенная ей квота в правительстве в виде двух министерств стала источником новых обид. Вначале Президент с унизительной формулировкой уволил принадлежавшего НДП министра экологии, а затем отобрал у этого министерства самые вкусные полномочия по регулированию природных ресурсов. Причем и то, и другое было сделано с подчеркнутым пренебрежением к партии, оказавшейся среди последних, узнавших о решениях Банковой.

Все эти злоключения привели к тому, что значительная часть членов НДП, по оценке ее лидера, с недоверием стала относиться к власти, считая себя обманутой. Эта часть далека от идей перехода в оппозицию. Ни Пустовойтенко, ни разделяющие его недовольство члены партии не готовы осуждать политику власти и идти на разрыв отношений с ней. Опыт первого лидера НДП Анатолия Матвиенко не кажется им удачным, а путь бывшего члена политисполкома партии Виктора Ющенко они повторить не смогут. Но эта часть НДП уже не желает слепо следовать генеральной линии коалиции власти, видя, что блага и награды достаются другим, а на всех делится только низкая популярность среди населения.

Выдвижение Пустовойтенко на выборы «бунтовщики» в НДП рассматривают как способ расковать цепь, которой партия прикреплена к власти с момента ее создания в 1996 году. Они с опасением думают о перспективах выборов 2006 года. По их мнению, НДП может не попасть в парламент, если не приобретет более выразительный имидж и не дистанцируется от невыгодных для себя проектов власти. Таким они считают единого кандидата в президенты от власти. При нынешних обстоятельствах НДП может принять участие в этой инициативе только на вторых ролях. Это означает, что рискованный проект мало что даст партии даже в случае его успеха. В то же время она может лишиться очередной группы своих низовых организаций. Вместо того чтобы работать на других в не очень богатой НДП, они могут перейти к этим «другим» на лучших условиях, как это сделал в 2002 году лидер киевских народных демократов Петр Мельник, ушедший в Партию регионов.

Самостоятельное же участие НДП в выборах способно дать партии новый импульс. По мнению сторонников выдвижения Пустовойтенко, кроме мобилизации актива это улучшит снизившийся рейтинг партии, что будет очень кстати перед следующими парламентскими выборами. Плюс участие в президентской гонке создаст возможность получить хоть что-то реальное за поддержку других кандидатов перед вторым или даже первым турами. Это совпадает с настроением самого лидера НДП, который не ставит целью выиграть выборы. Для него участие в кампании — это способ помочь партии и продолжить карьеру политика. Кроме того, Пустовойтенко, утративший близкие отношения с Кучмой, стал лучше видеть ошибки власти и сомневается в ее успехе в следующем году. На него, похоже, произвело большое впечатление свержение Эдуарда Шеварднадзе. «События в Грузии показали, что нельзя слепо подчиняться», — сказал он в среду.

Но идея выдвижения Пустовойтенко на выборы-2004 в качестве нейтрального кандидата с лозунгами объединения страны и умеренных реформ, которую поддерживают задающие сейчас тон в руководстве НДП Олег Зарубинский, Сергей Шевчук и Андрей Ермолаев, встречает яростное сопротивление группы старых членов партии. Кроме ушедшего Карпова, против самостоятельной игры НДП на выборах выступают Евгений Кушнарев и Петр Кравченко, управляющие Харьковской и Днепропетровской областными организациями партии. Эти организации наголову превосходят остальные по количеству членов и традиционно доминируют в НДП. На начало года вместе они насчитывали 70 тыс. членов, или почти 30% декларируемой численности партии. Они считают обязательным для НДП поддержать кандидата от власти и не воспринимают аргументов о выгодах баллотирования Пустовойтенко.

Фактически сторонников и противников самостоятельной игры партии сейчас определяет степень их зависимости от власти и принадлежность к ней. Те, кто замечает ее недостатки и выступает за легкую оппозиционность, мало чем обязаны и ничего не ждут от Банковой или Грушевского. Те же, кто им сопротивляются, зависимы в значительной степени и им есть, что терять, как Кушнареву, губернаторствующему в Харькове, или Кравченко, чья организация по-прежнему широко представлена в днепропетровских органах власти.

Пустовойтенко надеется выиграть спор. Кроме значительной части депутатов фракции НДП, его намерение баллотироваться поддерживает большинство низовых организаций, где серьезный вес имеют служащие бюджетных организаций и мелкие бизнесмены. Им нравятся идея и возможные выгоды от выдвижения своего лидера. В связи с этим Пустовойтенко, чью кандидатуру уже официально выдвинула для обсуждения в партии дочерняя Народно-демократическая лига молодежи, сейчас много ездит по регионам. Промежуточным, но важным успехом для него стало получение согласия от крымских народных демократов во главе с Сергеем Куницыным, чей статус премьера автономии позволяет иметь свое мнение по такому важному вопросу, как президентские выборы.

Но внутренняя оппозиция — не самая большая проблема, с которой предстоит бороться Пустовойтенко. Признаки возможного неповиновения в будущем, демонстрируемые НДП сейчас, вызывают обеспокоенность власти, которая привыкла видеть в партии Пустовойтенко послушного и непритязательного исполнителя. Эта обеспокоенность легко может перерасти в давление, к которому члены бывшей «партии власти» совсем не приспособлены. Не в последнюю очередь именно эта причина удержала эндепистов от перехода к реальным самостоятельным решениям: фракция поддержала принятие бюджета…

Уже сегодня перед НДП стоит проблема сохранения своей фракции в парламенте. В это трудно было поверить еще месяц назад, когда Пустовойтенко принял предложение Александра Ярославского, ищущего партию для обеспечения интересов своего разросшегося бизнеса. Если бы Ярославский смог осуществить свое намерение присоединить к НДП группу «Демократические инициативы», представительство народных демократов достигло бы 32 депутатов, и они стали четвертой по численности фракцией большинства. Но сегодня этот проект уже похоронен. Важную роль в этом сыграл не столько Степан Гавриш, борющийся за сохранение статуса лидера группы, сколько Виктор Медведчук, давний недруг Пустовойтенко, заинтересованный сейчас в усмирении НДП. И сейчас Ярославский обдумывает новый проект, в котором может найтись место Карпову, а Пустовойтенко ломает голову, что делать после лишения депутатских полномочий Толстоухова, в результате которого фракция будет насчитывать 13 депутатов вместо необходимых четырнадцати. Теоретически для НДП, как части большинства, не является большой проблемой привлечь в свои ряды одного или двух депутатов. Но цена, которую партии придется заплатить за это, может стоить ей плана сыграть свою игру.

Злоключения народных демократов хорошо иллюстрируют порочность украинской политики, делающей политиков неразборчивыми, а избирателей — аполитичными. Строго выполняя волю власти в предыдущие годы, НДП начала думать о последствиях только после неудач в борьбе за должности и ресурсы. Так в стране возникает оппозиция. Но попытки НДП иметь особое мнение хотя бы в части вопросов немедленно обеспечили ей суровые испытания. Так в стране удерживается власть.