UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дело о мукачевских выборах — последний аккорд

На фоне предстоящих президентских выборов понемногу забываются резонансные избирательные кампании минувших лет...

Автор: Владимир Мартин

На фоне предстоящих президентских выборов понемногу забываются резонансные избирательные кампании минувших лет. Между тем в Закарпатье приближаются к логическому завершению последние два уголовных дела относительно фальсификации мукачевских выборов в апреле 2004 года — местных выборов, получивших славу самых грязных за всю историю Украины.

Уголовное дело по факту фальсификации выборов мэра Мукачева было возбуждено еще в августе 2004 г., однако сначала его расследовали, так сказать, «наоборот»: виновниками фальсификации пытались представить потерпевшую сторону — «нашеукраинцев». После президентских выборов и некоторых изменений в составе группы Генеральной прокуратуры, проводившей расследование, ситуация кардинально переменилась, и следствие пошло объективным путем. В целом, были возбуждены десять уголовных дел относительно фальсификации результатов выборов и еще два — относительно похищения избирательной документации. Летом 2005 г. в Мукачево начались аресты обвиняемых, а весной 2006 г. уголовные дела стали поступать в суд. На скамье подсудимых оказались председатели участковых избирательных комиссий, которые за взятки согласились способствовать фальсификации выборов, а также заместитель председателя ОГА Виктор Дядченко, который собственноручно вносил правки в избирательные протоколы, отнимая голоса у Виктора Балоги и делая победителем выборов выдвиженца тогдашней власти Эрнеста Нусера. Все подсудимые получили от четырех до пяти лет лишения свободы с отсрочкой выполнения приговора на один-два года. В.Дядченко, в отличие от председателей УИК, свою вину категорически отрицал и никого из своих шефов (прежде всего губернатора Ивана Ризака) не сдал. Прокуратура сначала обжаловала условный приговор экс-заместителю губернатора из-за мягкости, но потом отозвала свое апелляционное заявление.

В.Дядченко оказался самой высокой ступенькой в пирамиде фальсификации мукачевских выборов: И.Ризаку обвинение даже не выдвигали. А Э.Нусера, победителя фальсифицированных выборов, В.Балога, ставший после оранжевой революции губернатором, назначил начальником управления по вопросам европейской интеграции и внешнеэкономических связей ОГА. Кстати, на этой должности он находится и сейчас.

После рассмотрения в судах дел по фальсификации выборов остались два уголовных дела относительно хищения избирательной документации. На них следует остановиться отдельно. Тогдашняя власть понимала, что избирательные протоколы с внесенными В.Дядченко правками необходимо уничтожить, ведь с ними доказать факт фальсификации не стоило труда. Несмотря на требования оппозиционных депутатов усилить охрану помещения территориальной избирательной комиссии, в ночь на
20 апреля милицейские наряды были сняты, после чего несколько преступников, связав гражданского сторожа, похитили кипу папок с избирательной документацией. Причастность к преступлению милиции ни у кого не вызывала сомнения. На следующий день тогдашний лидер оппозиции Виктор Ющенко даже эмоционально бросил в парламенте министру МВД Николаю Билоконю: «Ваше место возле параши!»

Любопытно, что преступники, не сориентировавшись, похитили часть бюллетеней, а протоколы с правками В.Дядченко остались, поэтому их пришлось «допохищать» самой милиции. Следствие настаивает, что сделал это первый заместитель начальника УВД Виктор Русин, когда проводил «дополнительный осмотр помещения ТИК». После того как 12 мая 2004 г. Верховная Рада приняла постановление, в котором обвинила руководство закарпатской милиции в сотрудничестве с криминалитетом и призывала министра МВД
Н.Билоконя освободить от должностей начальника УВД В.Варцабу и его первого заместителя В.Русина, в милиции начали искать «козла отпущения». Со временем советник губернатора
И.Ризака Владимир Паульо (известный в криминальных кругах как Чалый) расскажет следствию, что В.Варцаба с В.Русиным поручили ему подыскать человека, который за денежное вознаграждение взял бы на себя похищение избирательной документации. Сумма вознаграждения составляла 50 тысяч долларов, однако впоследствии была снижена до 10 тысяч. Чалый нашел нужного человека — ранее судимого мукачевца, который признался в преступлении, объяснив, что таким образом хотел поставить точку в противостоянии вокруг выборов мэра (ему заплатили 7 тысяч долларов, остальные присвоили посредники). Милиция отчиталась о раскрытии преступления, и, хотя ей немногие поверили, руководству закарпатской милиции удалось избежать отставки. Со временем, по представлению ОГА, президент Л.Кучма даже присвоил В.Русину почетное звание «Заслуженный юрист Украины».

В сентябре 2005 г. заслуженного юриста арестовали, он провел пять месяцев в следственном изоляторе. Ни во время следствия, ни на суде В.Русин не признал инкриминируемых преступлений. В конце концов Ужго­родский горрайсуд направил дело на дополнительное расследование, сейчас его рассматривают в суде вторично — теперь в Мукачевском горрайонном.

Последний из известных фигурантов мукачевского дела — экс-начальник УМВД Василий Варцаба. После выборов мэра Мукачева центральная пресса упоминала его фамилию в связи с событиями на ужгородском стадионе «Авангард» в декабре 2004 г. Тогда милиция, вопреки своему руководству, по собственной инициативе задержала несколько десятков «вооруженных бандитов, готовящихся к провокациям во время выборов президента». После того как милиционеров за проявленную инициативу начали прессовать прокуратура и своя же служба внутренней безопасности, личный состав УМВД выразил своему руководству недоверие (случай в украинской милиции беспрецедентный). Самое интересное, что со временем, уже после оранжевой революции, дело об «ужгородском Беслане» (так назвали события на «Авангарде» СМИ) рассыпалась в пыль и было закрыто из-за отсутствия состава преступления, о чем «ЗН» писало в декабре 2006 г.

В начале 2005 г. В.Варцаба решил не искушать судьбу и «эмигрировал» в Россию. В июне того же года его объявили в международный розыск. В ходе избирательной кампании 2006 г. экс-начальник закарпатской милиции неожиданно появился в избирательном списке Блока Н.Витренко под номером 26, однако попасть в парламент ему не удалось. После этого фамилия В.Варцабы почти исчезла со страниц центральной прессы. Между тем в начале нынешнего года экс-начальник областной милиции появился в Ужгороде. Попытка выяснить в Генпро­куратуре, на какой стадии расследования находится дело В.Варцабы, закончилась ничем: эта серьезная структура оставила журналистский запрос без ответа. Однако, как удалось выяснить из других источников, в начале года В.Варцаба появился в Генпроку­ратуре для добровольной дачи показаний. После чего был исключен из списка объявленных в международный розыск. Прокуратура ограничилась лишь подпиской о невыезде. В За­карпатье сразу появились слухи, что В.Варцаба просто договорился с руководителем президентского секретариата В.Балогой, поэтому ничего серьезного из уголовного дела не выйдет. Косвенной уликой этого может служить тот факт, что вскоре Генпрокуратура передала дело В.Варцабы для расследования в прокуратуру Закарпатской области, которую В.Балога контролирует даже после своего ухода из секретариата президента (областной прокурор Ю.Бенца — кум В.Балоги). В марте этого года областная прокуратура закрыла уголовное дело относительно В.Варцабы из-за отсутствия состава преступления. Не на диктофон корреспонденту «ЗН» там объяснили, что в деле была слабая доказательная база. Впрочем, в прошлом месяце Генпрокуратура отменила постановление о закрытии уголовного дела, поэтому сейчас там еще проводятся следственные дейст­вия — допросы, очные ставки...

Сам В.Варцаба от комментариев «ЗН» до завершения следствия отказался. Разумеется, он надеется на повторные «6 п.2» (отсутствие состава преступления), при этом чувствует себя довольно уверенно. Вопрос должен решиться уже в ближайшее время. Также в скором времени закончится и судебное разбирательство дела бывшего первого заместителя В.Варцабы В.Русина. После чего в громком деле о фальсификации мукачевских выборов будет поставлена юридическая точка. По нему не удалось привлечь к ответственности ни бывшего министра МВД Н.Билоконя, ни бывшего главу администрации президента В.Медведчука (именно их тогдашняя оппозиция называла инициаторами фальсификации выборов), ни даже бывшего губернатора И.Ризака. Главным фальсификатором так и останется экс-заместитель губернатора В.Дядченко.