UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЕЛО НЕ В ЗАКОНЕ, А В... ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ

В октябре прошлого года в украинском парламенте произошло знаменательное событие — был провален проект закона о всеобщем государственном социальном медицинском страховании, да еще и в третьем (!) чтении...

Автор: Игорь Гончаров

В октябре прошлого года в украинском парламенте произошло знаменательное событие — был провален проект закона о всеобщем государственном социальном медицинском страховании, да еще и в третьем (!) чтении. Его сторонники еще долго не могли прийти в себя. Сколько усилий было потрачено на «зомбирование» общественности по поводу необходимости немедленного принятия этого законопроекта! Сколько всего было наобещано: больным — здоровье, врачам — деньги, медицинским учреждениям — расцвет, а Конституции — неприкосновенность. И тут такая неприятность...

Этот закон действительно нужен. Но своевременно ли его принятие? Произошли ли необходимые для этого структурные изменения в отрасли? А как насчет рационального использования новых денег? Возникло немало конкретных вопросов, от ответов на которые сторонники немедленного принятия закона о всеобщем государственном социальном медицинском страховании всячески уклонялись.

Ну, скажем, зачем Украине такое количество медицинских вузов? Ведь настоящего дефицита врачей у нас уже давно нет. Они просто разбежались в «узкие» специальности, за границу или вообще из медицины, спасаясь от обнищания. Если где-то и есть дефицит кадров, то он искусственный. И призывы увеличить количество тех же семейных врачей выглядят совершенно бессмысленно. Тем более что до сих пор неизвестно, кто такой «семейный врач», каков его статус. С какой стати семейный врач начнет уделять больше внимания профилактике болезней, когда при наличии медицинского страхования их выгоднее лечить? Ответов нет — только общая болтовня о победном шествии семейной медицины в Украине.

Существует множество иных вопросов, которые в итоге можно свести к одному: «Зачем давать дополнительные источники финансирования системе, не способной рационально использовать имеющиеся средства и ресурсы?»

Ко всему существует еще и ст. 49 Конституции Украины, где говорится: «В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медпомощь предоставляется безвозмездно». А при таких условиях любые попытки ввести всеобщее медицинское страхование обречены на неудачу. Ведь медицинское страхование — это гарантии, основанные на стандартах предоставления медпомощи. А где эти стандарты? Их нет, и быть не может, поскольку они разрабатываются для каждой отдельной болезни в четко определенных финансовых пределах! А где эти пределы? Где, например, заканчиваются безвозмездные гарантии государства при лечении больного с инфарктом миокарда: на таблетке нитроглицерина, системном фибринолизе или операции аорто-коронарного шунтирования? Вопрос без ответа. Как вообще можно вводить медицинское страхование, не зная, какие расходы покрываются из государственного бюджета? Сторонники немедленного введения общеобязательного медицинского страхования в таких случаях говорят: «Давайте сначала примем закон, потом разъясним все эти вопросы в подзаконных актах, привлекая «высококвалифицированных специалистов», которые все это «научно обоснуют» и разработают эффективные и понятные «правила игры».

Да ничего они не разработают! Ни теперь, ни позже! Поскольку ни один подзаконный акт не даст им четких финансовых ориентиров, необходимых для плодотворной работы. Любые попытки очертить их разобьются об Основной Закон, гласящий: «В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медпомощь предоставляется безвозмездно». Все! Ни больше ни меньше. По этому поводу есть и соответствующее разъяснение Конституционного суда... А это означает, что сумасшедшие деньги начнут вращаться в несуразной системе и без надлежащего контроля. Для кого-то стандартом станет лечение в Баден-Бадене, а кто-то ограничится таблеткой нитроглицерина в участковой больнице. Что кому — будут решать многочисленные «компетентные комиссии», руководствуясь исключительно собственной компетентностью. Да еще и задним числом. Представляю, какая борьба начнется среди действующих «организаторов здравоохранения» за право попасть в их состав.

Гарантируя гражданам бесплатное лечение без любых ограничений, ст.49 Конституции Украины фактически их же его и лишила, сделав невозможной разработку стандартов качества предоставления медпомощи с эффективными механизмами общественного контроля за использованием средств.

Разговоры о несоответствии стопроцентно бесплатной медицины здравому смыслу велись еще до принятия нынешней Конституции Украины. Общественные организации через своих представителей в парламенте лоббировали внесение соответствующей поправки к ст. 49: «В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медпомощь предоставляется бесплатно в пределах бюджетного финансирования». Однако она тогда не прошла. Что из этого получилось — видим.

Так может, пришло время внести в ст. 49 соответствующие коррективы?

Это даст возможность: прекратить словоблудие типа: «что такое медпомощь, а что такое медицинская услуга»; определиться (наконец!) с конкретной суммой денег, которые могут быть направлены из государственного бюджета непосредственно на лечение больного; зная эту сумму, завершить (наконец!) разработку стандартов диагностики, лечения и диспансеризации, которые могут быть гарантированы (оплачены) государством; определиться (наконец!) с перечнем медицинских услуг, которые не могут быть гарантированы (оплачены) государством и должны стать объектом медицинского страхования (добровольного или общегосударственного), тем самым создав его основу.

Это будет содействовать децентрализации отрасли с повышением роли общественных организаций и органов местного самоуправления в процессе ее реформ. Это позволит разработать прозрачную схему и механизм оплаты труда медицинских работников с учетом количества, качества и степени сложности предоставленных ими медицинских услуг. Это ударит по внутренней и внешней коррупции в здравоохранении, иначе говоря, создаст предпосылки для эффективной борьбы с берущими взятки руководителями медицинских учреждений и выведет из тени оплату медицинских услуг.

Согласно официальному web-сайту Верховной Рады на рассмотрение парламента вынесены сразу четыре законопроекта, предусматривающих переход нашей медицины на общеобязательное медицинское страхование. Принятие любого из них хотя бы за основу надолго отвлечет внимание от первоочередной задачи — рационального использования государственных средств и человеческих ресурсов. Это положит конец продвижению настоящих реформ в здравоохранении, которые невозможны без изменений в ст. 49 Конституции Украины.