UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дефицит безопасности. Высшая лига отечественных политиков не озабочена внешнеполитическими реалиями, в которых пребывает Украина

Оценивая содержание и тональность дискуссий, которыми ныне увлечен отечественный истеблишмент, прежде всего замечаешь мелочный масштаб тем и рефлексий...

Автор: Виктор Балога

Оценивая содержание и тональность дискуссий, которыми ныне увлечен отечественный истеблишмент, прежде всего замечаешь мелочный масштаб тем и рефлексий. Причина понятна — на носу президентские выборы, и на главное кресло страны претендуют лидеры политических сил, занимающих верхние строки рейтингов и представленные в Верховной Раде. По укоренившейся у нас привычке, во время предвыборной кампании их участники крайне редко ведут осмысленный диалог с обществом, заменяя предметный разговор набором общих лозунгов и клише.

Между тем процессы как внутри нашего государства, так и за его пределами разворачиваются по своим законам. И если на ход событий в стране еще более или менее влияют характер предвыборной борьбы и деятельность властей, то на мировой арене природа явлений формируется по правилам, которые Украина, к сожалению, почти не определяет. Причем такой печальный вывод касается всего комплекса вопросов геополитики и геоэкономики.

Проще говоря, практически на всех направлениях внешней активности (точнее — внешней бездеятельности) наше государство приобрело целый набор факторов, вытеснивших его на обочину мировых процессов. На сегодняшний день у нас имеется полный комплект неблагоприятных обстоятельств, которые грозят или уже в ближайшей перспективе могут грозить нашим национальным интересам и безопасности.

Досадно, но осознание этого редко посещает головы тех, кому должность велит определять и воплощать в жизнь способы противодействия отрицательным факторам и тенденциям. Не добавляет оптимизма и то, что в публичной риторике главных претендентов на президентскую должность почти не слышен анализ уже имеющихся проблем и рисков, которые весомо, грубо и зримо предстанут перед каждым, кто усядется в самое мягкое кресло государства.

Фото: Василий Артюшенко
Контурно очерчу лишь некоторые из них, которые, по моему мнению, имеют первостепенное значение. Адекватная и быстрая реакция на риски и угрозы национальной безопасности должна стать приоритетом вновь избранного главы государства, поскольку промедление с их нейтрализацией приведет к тому, что негативные для Украины процессы на мировой арене станут необратимыми. И тогда избавиться от второсортности, вторичности нам будет крайне сложно.

Начну с макрооценки современных трендов. Ныне мир стоит в полушаге от глубокой переделки своего устройства. Финансовый кризис, поразивший (а то и обваливший) до недавнего времени крепкие экономики, и продолжающееся изменение геометрии мировой экономики неминуемо приведут к кардинальным преобразованиям в глобальной финансово-экономической системе. Это будет происходить одновременно с переформатированием системы международной безопасности, сложившейся во второй половине прошлого века.

Понятно, что все без исключения игроки мировой шахматной доски сейчас активно работают, и локтями тоже, над поиском и обустройством своего нового места в новом мире. На это, выражаясь военным языком, брошены все имеющиеся силы и средства. Ведь каждая страна хочет обеспечить себе главенствующую роль в формировании повестки дня XXI века.

В этих процессах наша страна может сыграть особую партию. Эту возможность определяет тот факт, что сегодня Украина еще находится в сфере интересов почти всех центров влияния: Европы, Америки, Азии, России. Какого свойства эти интересы в отношении нас — вопрос десятый, о нем дальше. Однако понятно, что Киев может играть, и играть серьезно. Для этого нужно изменить нашу тактику с пассивного созерцания и выклянчивания милости на активное, наступательное действие. Иначе вскоре вплотную столкнемся с тем фактом, что будущее Украины в мире будет определять не она сама. От Украины просто ничего не будет зависеть.

Поэтому задачей номер один для нового руководства страны должен стать тщательный, беспристрастный анализ факторов, который позволит нам определить направления развития нашего государства, по крайней мере до середины этого века. Определяющие среди этих факторов — последствия мировой экономической рецессии, новое соотношение сил на международной арене, возникновение конфликтогенных зон, неэффективность имеющихся механизмов безопасности. На основе проведенного анализа должен быть разработан логично-последовательный план действий по модернизации страны, выведению ее на новые геополитические уровни.

Экономика

Мировой финансово-экономический кризис едва ли не сильнее всего потрепал именно украинскую экономику. Если судить по действиям властей — правительства, парламента, президента, — то может сложиться впечатление, что они не понимают ни причин экономического обвала, ни способов борьбы с ним. Хотя случайного тут мало, ведь экономику, построенную на экспорте сырья (а не технологий, товаров и услуг), иная участь постичь и не могла.

Структурные экономические трансформации с одновременной стабилизацией власти кажутся единственным предохранителем против превращения Украины в постоянно отсталую, бедную, неуверенную в себе страну. Понимание жизненной необходимости таких реформ особенно важно ввиду того, что одним из последствий мирового кризиса является усиление роли государства как регулятора экономических процессов.

Поясню. Когда мировая экономика развивалась бешеными темпами и над головой было чистое бескризисное небо, в странах особого благосостояния начали звучать смелые голоса о скором отмирании государства как такового. Мол, рынок и крупные корпорации его заменят. Однако как только виртуальные экономики сдулись и кризис ударил в солнечное сплетение, банкиры и топ-менеджеры побежали на поклон к своим государствам просить денег и преференций. И получили их. Таким образом, в постижимом будущем государство будет оставаться ключевой составляющей экономических процессов.

Нашей государственной управленческой верхушке, которая сформируется после выборов, нужно будет немедленно принять принципиальные решения по поводу экономических приоритетов, способных вывсти страну из кризисного пике. Ими могут быть, в частности, модернизация нашей транспортной инфраструктуры (трубопроводов, портов, автомагистралей) с целью наращивания транзитных преимуществ, аэрокосмическая отрасль, высокие технологии. Только концентрация усилий государства на нескольких приоритетных, конкурентных отраслях даст быстрый оздоровительный эффект для всей экономики. Надежды на экономический рост через новую индустриализацию и продуктивное село — утопия.

Координаты Украины в мире

В течение нескольких последних лет стали очевидны изменения в соотношении сил на международной арене. При этом, несмотря на все старания, сейчас ни одно государство мира, в том числе и такие гиганты, как Соединенные Штаты и Китай, не способно своими силами, единолично определять ход мировых политических и экономических процессов, а так же вопросы безопасности. Глобальный экономический кризис лишь подтверждает правильность этого утверждения.

Вместе с тем все явственнее очерчиваются тенденции к формированию новых центров силы, прежде всего в Азии, разрушающих еще недавно распространенные теории однополюсного мира. Это значит, что конкуренция между старыми и новыми центрами влияния будет усиливаться. В условиях же ослабления нынешних механизмов поддержки международной безопасности (нормы международного права уже не адекватны нынешним вызовам, а международные организации неоднократно свидетельствовали о своей неэффективности в урегулировании кризисов) Украина рискует натолкнуться на критические сценарии. Считать, что членство нашей страны в Совете Европы или ООН служит гарантией безопасности, по крайней мере, наивно. Также не следует питать иллюзий и по поводу роли ГУАМ, ведь четыре экономически и политически неустойчивых государства едва ли способны эффективно противостоять угрозам собственной безопасности.

Украина находится ныне между старой (НАТО) и новой (ОДКБ) системами коллективной безопасности. Эта «растяжка» будет продолжаться еще довольно долго, ведь из-за внутренних проблем и нашей неготовности Североатлантический альянс примет нас к себе не скоро, а членство в ОДКБ поглотит наши интересы в сфере безопасности. Поэтому новое украинское руководство будет вынуждено искать такие формы взаимодействия с этими структурами, которые бы давали нам самые полные гарантии безопасности.

Особую ставку мы должны делать на Евросоюз, который продолжает укреплять свой потенциал и потому в ближайшие 20 лет будет оставаться одним из влиятельнейших участников мировых процессов. Уже сейчас интересы объединенной Европы диктуют ей необходимость скоординировано определять и воплощать самостоятельную внешнюю политику и политику безопасности. Не зря же усиливаются дискуссии о целесообразности создания военной организации в пределах ЕС.

Поэтому участие Украины в мероприятиях в рамках европейской политики безопасности и обороны, в частности в миротворческих миссиях и программах борьбы с терроризмом, хотя бы частично будет компенсировать нашу недостаточность в плане безопасности. На повестке дня Киева обязательно должна стоять реальная работа во всех форматах двустороннего сотрудничества, таких как «Восточное партнерство». Дополнительным фактором украинского «проникновения» в безопасную Европу мог бы стать отказ ЕС от виз для украинцев. Конечно, это зависит от доброй воли Евросоюза, но официальный Киев должен занять в этом вопросе решительную позицию.

Впрочем, для того чтобы Европа стала действенным фактором нашей безопасности, Украина должна навести порядок у себя. Это требование диктует новой властной элите безотлагательную необходимость достижения внутриполитической стабильности и проведения обязательных преобразований. Качество нашего сотрудничества с ЕС зависит, таким образом, от отечественного политикума.

В зоне возможных конфликтов

Об этом мало говорят, чтобы никого не обидеть. Но от такого деликатничания вероятность эскалации напряженности на украинских границах не исчезает. Никуда не девались зоны потенциальных конфликтов (Балканы, Приднестровье, Кавказ). Не уменьшилось желание России восстановить свое былое влияние на постсоветском пространстве (вспомним хотя бы инициативу по законодательному закреплению возможности использования российских войск за пределами РФ). При этом Брюссель и Вашингтон, похоже, смирились с такими устремлениями Москвы.

Украинское руководство крайне редко вспоминает тот досадный факт, что мы до сих пор не демаркировали сотни километров границы с Россией и Молдовой, а отдельные участки наших границ — спорные. Под боком у нас Турция, желающая быть «владычицей морскою» в Черноморье и активно продвигающая свои интересы в Крыму. Нервничает Румыния из-за столкновения с украинскими интересами на Дунае.

Перечисленные реалии — последствия того, что Киев тянет с решением этих вопросов, которые с каждым годом обрастают все новыми проблемными факторами. Наше сотрудничество с региональными организациями либо нулевое, либо декларативное. Опять-таки, сказывается наша экономика и политика: с экономически слабой и политически расшатанной страной можно позволять вести себя пренебрежительно, нагло, без каких-либо последствий для себя.

Власть как фактор (не)безопасности

Опираясь на вышеизложенное, приходим, казалось бы, к парадоксальному выводу: украинская власть является фактором, лежащим в основе уязвимости нашего государства в плане безопасности. Однако, присмотревшись внимательнее, увидим: так и есть, как бы ни было обидно нам это осознавать. Ведь действующие институты власти за последние пять лет продемонстрировали почти полную неэффективность в деле гарантирования национальной безопасности.

Мир постепенно устает от наших властей. Последние пустые зарубежные визиты первых лиц государства доказывают, что и на Западе, и на Востоке считают невозможным и неинтересным иметь дело с нынешней правящей верхушкой. На каждом представительском международном форуме нас укоряют за внутренние конфликты, политическую нестабильность, коррупцию. Нынешнее качество отечественной властной элиты насколько низко, что помешало ей выработать единую стратегию развития государства, которая бы включала и политику в сфере национальной безопасности. Мир хорошо видит этот прискорбный для нас факт.

Интерес, проявляемый миром к Украине, в значительной степени инерционный. В свое время его вызывали уникальные преимущества нашей страны. Если их не восстановить в ближайшие два-три года, мы останемся в стороне от мировых процессов. Ведущие государства и организации заинтересованы в нас по чисто прагматическим причинам, и никакие лирические куплеты на тему «преуспевающей Украины» пусть никого не убаюкивают. Не станем сильными — и впредь будем оставаться в лучшем случае дремучей периферией, в худшем — рынком для дешевых товаров и разменной монетой в чужих геополитических играх.

Совершенно согласен с мнением тех экспертов, которые утверждают, что нынешним мировым центрам влияния сильная, экономически мощная и политически стабильная Украина не нужна. Такой она нужна только нам, украинцам.