UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДАН СТАРТ ВОЕННОЙ РЕФОРМЕ ПЕНТАГОНА

Полемика вокруг реформирования российской армии как-то сделала незаметным событие, происшедшее в...

Автор: Михаил Соколовский

Полемика вокруг реформирования российской армии как-то сделала незаметным событие, происшедшее в Вашингтоне в конце прошлого года и имеющее для США такое же значение, как и недавняя замена главы военного ведомства для России. Дело в том, что министр обороны Уильям Коэн объявил о радикальной программе по реформированию министерства обороны, начиная с главного офиса в самом Пентагоне и заканчивая многочисленными управлениями, которые обеспечивают деятельность военнослужащих и членов их семей. В своих начинаниях Коэн заручился поддержкой вице-президента Альберта Гора, для которого это оказалось прекрасной рекламой усилий администрации демократов, направленной на улучшение функционирования правительства США. Непосредственную же работу по подготовке реформы осуществляли председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Генри Шелтон и заместитель министра обороны Джон Хамри, которым министр поручил разработать план соответствующих мероприятий еще в мае прошлого года.

Для проведения реформ в такой чувствительной сфере, как оборона страны, руководство Пентагона намеревается применить те же методы, которыми успешно пользуются в современной жесткой конкурентной борьбе индустриальные гиганты США. «Американская промышленность продолжает уверенней развиваться, и мы хотим воспользоваться ее достижениями, - заявил Коэн. - У нас нет другой альтернативы, если мы хотим иметь вооруженные силы, которые должны соответствовать началу XXI века».

Высвободившиеся в результате реформирования средства пойдут на финансирование того, что американцы называют «революцией в военной сфере», - разработку и закупку компьютеризированных систем вооружений нового поколения, на которые руководство Пентагона собирается сделать основную ставку в обеспечении военного превосходства своей страны в новом тысячелетии. Кроме того, министерство обороны намеревается достичь еще одной цели - привести в соответствие с современными требованиями работу военных служб материально-технического обеспечения. Они должны быть достаточно гибкими для того, чтобы быстро реагировать на постоянно меняющиеся запросы войск, обусловленные использованием ими новейших технологий, а также кардинальным изменением методов ведения боевых действий в настоящее время.

Реформы, задуманные Коэном, включают в себя следующие четыре аспекта: переоснащение материально-технических служб министерства обороны за счет самых последних достижений частного сектора американской экономики; объединение различных организаций Пентагона с целью сокращения его штатов, а также перенесение руководства военными программами из Комитета начальников штабов непосредственно в войска; расширение функций министерства обороны, которое позволит повысить качество выполнения поставленных задач, сократить расходы и обеспечить быстрое реагирование на изменение обстановки; и, наконец, упразднение лишних инфраструктур министерства.

Аспект первый - переоснащение. К 1 января 2000 года Пентагоном будут внедрены компьютеризированные методы заключения контрактов на создание основных систем вооружений и полностью автоматизировано материально-техническое обеспечение войск. Это позволит существующий ныне способ обеспечения «от случая к случаю» заменить современными методами работы «всегда вовремя». Через несколько лет министерство обороны для приобретения необходимых ему изделий планирует перейти на пользование электронными каталогами и компьютерными «магазинами», а до 1 июля 1998 года должно быть завершено составление электронных версий военных уставов, после чего они станут доступными только через системы Интернет или компьютерные диски.

Аспект второй - объединение. В течение следующих полутора лет аппарат министра обороны будет сокращен на 33 процента. Численность персонала министерства обороны через пять лет будет меньше сегодняшнего на 21 процент, а боевой состав и вспомогательные службы к началу следующего столетия будут сокращены на 26 процентов по сравнению с началом

90-х годов.

Кроме значительного сокращения численности личного состава это направление предусматривает и создание нескольких новых организационных структур. Среди них - управление по снижению глобальной угрозы и соблюдению международных договоров, главная задача которого будет заключаться в противостоянии угрозе применения против США оружия массового уничтожения. Это новое управление будет сформировано за счет объединения трех существующих структур: управления инспекций на местах, военного управления по специальному оружию и военного управления технологической безопасности.

Министр обороны также принял решение учредить должность ответственного представителя по образованию и профессиональной подготовке. Это сделано для того, чтобы повысить качество обучения и профессиональной подготовки гражданских лиц, которые после окончания университетов приходят в армию, и довести его до мировых стандартов. Кроме того, значительно будет усилена роль Национальной гвардии и других резервных подразделений, используемых, в основном, при возникновении чрезвычайных ситуаций в стране.

Аспект третий - конкуренция. В рамках Пентагона будет решаться вопрос, кто лучше может выполнять функции по обеспечению вооруженных сил - правительство или частный сектор. Как показывает практика работы министерства обороны, здоровая конкуренция в большинстве случаев позволяет сэкономить выделяемые государством средства, не нанеся при этом урона боевой готовности вооруженных сил. Независимо от того, кто выиграет в этой конкурентной борьбе (а исторически сложилось так, что частный сектор обеспечивает около половины контрактов министерства обороны), в выигрыше окажется Пентагон - на протяжении последних лет ему удавалось экономить около полутора миллиарда долларов в год благодаря использованию разумной конкуренции.

Согласно опубликованному отчету, в 1997 финансовом году министерство обороны организовало конкурс по 34000 позициям военного назначения. Это способствовало более чем десятикратному увеличению работ в военной области по сравнению с 1996 годом. Такая же тенденция будет наблюдаться и в будущем.

Кроме того, к 1999 году министерство обороны после проведения конкурса намеревается отдать на откуп частному сектору часть своих функций, таких, как проведение финансовых выплат гражданским служащим и отставникам, предоставление различных услуг личному составу, распродажа излишков имущества и национальных резервных запасов, управление имуществом, сдаваемым в наем, лабораторные тесты на наличие наркотических веществ и т.д. Министерство обороны также будет в полном объеме продолжать организацию тендеров среди государственных и частных организаций по ремонту и обслуживанию своих складов.

Аспект четвертый - сокращение. Он предусматривает сокращение тех элементов инфраструктуры министерства обороны, которые либо утратили свое значение, либо дублируются другими структурами. Со времени окончания «холодной войны» Пентагон значительно сократил свои вооруженные силы, но этот процесс значительно опережает сокращение инфраструктуры министерства. Действительно, при уменьшении военного бюджета страны на 40 процентов и сокращении личного состава вооруженных сил к 2003 году на 26 процентов, внутренняя структура военных баз после четырех этапов их закрытия уменьшилась только на 21 процент.

В связи с этим Пентагон планирует обратиться к Конгрессу с просьбой санкционировать еще два этапа работ по закрытию военных баз. Один из них планируется в 2001-м и второй - в 2005-м финансовых годах. Предполагается, что этот процесс позволит сэкономить около 1,4 миллиарда долларов в год.

Наконец, Уильям Коэн заявил, что к 1 января 2000 года его министерство передаст частным инвесторам все системы электро- и водоснабжения военных объектов, а также подачи в них природного газа. Перед соответствующими структурами поставлена задача в течение шести месяцев разработать планы совместного с гражданскими организациями управления энергетическими ресурсами на региональном уровне.

Для реализации вышеизложенных инициатив Коэн создает так называемый Совет военного управления под председательством заместителя министра обороны Хамри, в состав которого войдут высокопоставленные лица Пентагона, как военные, так и гражданские. На этот совет будет возложена задача общей координации и контроля за проведением реформ.

На первый взгляд, американская военная реформа не настолько революционна, как та же российская. Здесь никто не собирается объединять виды вооруженных сил, увольнять десятки тысяч офицеров и коренным образом изменять военную доктрину. Однако ее кардинальность заключается совсем в другом. США сегодня делают то, о чем россияне и мечтать пока не могут, - приспосабливают военное ведомство своей страны к рыночным условиям, максимально коммерциализируя его деятельность. И дело даже не только в том доверии, которое американское правительство оказывает своим коммерческим структурам, а в качественно ином подходе к сфере национальной обороны, когда грань между гражданскими и военными структурами, особенно в сфере обеспечения, становится малоразличимой, что намного упрощает мобилизацию всего организма страны на борьбу с любой угрозой ее национальной безопасности.