В парламенте зарегистрирован проект постановления «О некоторых вопросах управления имуществом ВР Украины». Автор — народный депутат Юрий Кармазин. Собственно, вопрос один: вернуть ВР, как собственнику, имущество пансионата «Глициния» в Нижней Ореанде, застрявшего в закромах президентского Госуправделами, а точнее, пребывающего на балансе госпредприятия «Артек». Об этой взрослой тайне Международного детского центра «ЗН» пишет с 2004 года.
Предысторию вопроса хочу начать с предположения, высказанного почти три года назад в материале «Трудный путь Царской тропой» («ЗН», № 9 (588), 2006 г.) После решения Хозяйственного суда Киева, признавшего незаконной сделку по продаже пансионата «Глициния» Банку внешней торговли РФ, мы писали, что выполнение решения суда «новой украинской властью может стать очередным испытанием ее дееспособности и умения различать национальные приоритеты среди интересов различных лагерей». Увы, испытание пройдено не было. И сколько нам еще предстоит наблюдать возню вокруг этой дачной жемчужины, особо позорную для власти во времена кризиса, — остается только гадать.
Великие мира сего полюбили это место еще в начале XIX века. Собственно, именно с покупки участка земли в Нижней Ореанде и начались владения семьи Романовых в Крыму. Тогда же и был заложен роскошный парк, который сегодня занимает 27 гектаров. В советские времена здесь была дача генсеков — от Н.Хрущева до М.Горбачева, но в народно-газетной версии госдача № 1 закрепилась как дача Л.Брежнева. В горбачевскую перестройку здравницу передали профсоюзам. В бурные криминальные девяностые годы в пансионате «Ветеран», как стала называться госдача, отдыхали хозяева крымской жизни. Кстати, в их зачистке тогда принимал участие и Юрий Кармазин, возглавлявший специальную парламентскую комиссию по ситуации в АРК.
В начале 1997 года объединение «Ялта-курорт» АО «Укрпрофздравница» передает пансионат на баланс санатория «Нижняя Ореанда» Управления делами ВР Украины. Однако сразу же имущество бывшего пансионата «Ветеран» передается Государственной налоговой администрации, причем возможно это стало посредством одного лишь распоряжения руководителя управделами аппарата ВР главврачу «Нижней Ореанды»! С тех пор бывшая госдача носит название пансионат «Глициния» и неразрывно связывается с именем бывшего главного налоговика Николая Азарова.
В канун президентских выборов в Украине для российского президента активно стали подыскивать дачу в Крыму. В начале 2004 года «Глицинию» вдруг забирают у налоговиков и перебрасывают в ДУСю, закрепляя за госпредприятием МДЦ «Артек». И в период между вторым и третьим турами, а именно 12 ноября 2004 года, Владимир Владимирович и Леонид Данилович посещают бывшую госдачу, и этим же днем оформляется договор продажи «Глицинии» Банку внешней торговли РФ. Сумма сделки — 77 миллионов гривен — выглядела чисто символической, учитывая, что в период между траншами оплаты собирались переоформить на нового собственника и два десятка гектаров земли. А потому сильно смахивало на презент ВВП в знак благодарности за участие в судьбе нашей Родины.
Далее — оранжевая революция и иск прокурора Крыма Виктора Шемчука в Хозяйственный суд Киева о незаконности продажи пансионата «Глициния». Суд принимает решение о двойной реституции: Внешторгбанку вернуть деньги (треть суммы), а саму «Глицинию» — ее собственнику, ВР Украины.
Решение было принято в марте 2006 года и вступило в силу. Деньги, которые «Артек» получил от Внешторгбанка, как-то рассосались, возвращать было нечего. К тому времени «Артек» уже стоял на грани банкротства. Соответствующий иск был подан строительной компанией «Профессионал», которой задолжали 440 тысяч гривен, кстати, за реконструкцию пансионата «Глициния». И только по настоянию руководства ВР необходимые средства были предусмотрены в бюджете 2008 года. И только в ноябре прошлого года «Артек» принял от Внешторгбанка на свой баланс имущество пансионата. И возвращать его ВР Украины не намерен. Потому что к тому времени на руках у Госуправделами появилось решение Высшего хозяйственного суда Украины, освободившее от такой необходимости. «Высший хозсуд решил, что двойной реституции не существует, хотя в данном случае это полностью соответствует законодательству, — сказал «ЗН» представитель ВР Украины во всех касающихся «Глицинии» процессах Анатолий Селиванов. — В части возвращения пансионата собственнику, которым является ВР Украины, предыдущие решения были отменены. Мы пытались обжаловать это решение в Верховном суде Украины, однако он вообще отказался это дело рассматривать».
Таким образом, теперь проблему призвано решить принятием постановления парламента, поданным в конце января народным депутатом Ю.Кармазиным. Обоснование следующее: необходимость сохранения разрушающихся объектов природно-заповедного фонда и возобновление функционирования оздоровительного учреждения, обеспечивавшего деятельность ВР Украины. Кстати, напомним, что нарушение Конституции и законодательства в части сокращения оздоровительной сети было в основе иска прокурора Крыма В.Шемчука, благодаря которому «Глициния» и была возвращена в госсобственность. Сегодня же кто сможет побывать на территории «Глицинии», тот согласится: ее действительно надо спасать. Это уже не жемчужина, о которой привычно говорят. Запущенный парк, заросшая территория, одним грибникам приволье — прямо у центральных аллей в середине февраля можно собирать мышата. Само здание госдачи № 1 нуждается в реставрации. О том, что осталось из богатого убранства госдачи, — отдельный разговор. Уплыли не только роскошный белый рояль и антикварная мебель, но и несколько полотен, в том числе и кисти Петрова-Водкина.
Искать, конечно, должны те, кому положено. Но есть информация, что первые следы ведут в Гурзуф, во владения бывших налоговиков, которым благодаря душевному расположению крымского руководства достался бывший ММЦ «Гурзуф».
Искать правоохранителям вообще придется много. Потому что возможность физического доступа на территорию у тех же прокуроров появилась только после того, как имущество «Глицинии» было принято на баланс «Артека» и сменилась охрана. И даже после того, как решение суда о возврате «Глицинии» вступило в силу, но оттягивался момент возвращения денег Внешторгбанку, а Госуправделами было озабочено проблемой — как не отдать ВР Украины бывшую госдачу, ее территорию буквально рвали на части. Берега у «Глицинии» больше нет. На ближайшие полвека. Он весь — от климатопавильона до границ санатория «Нижняя Ореанда» — поделен между четырьмя ООО, которые совместно с Крымским противооползневым управлением эксплуатируют теперь берегоукрепительные сооружения. И чтоб ни у кого не было сомнений в законности данных договоров — есть решение Хозяйственного суда АРК. Спрашивается: а какая выгода коммерческим структурам ремонтировать и содержать волнорезы, буны, камнеулавливающие стенки, да еще и платить при этом противооползневому управлению?
Все очень просто. Берегоукрепительные сооружения — это железобетонное основание обратиться к Ливадийскому поссовету с просьбой предоставить земельные участки для их обслуживания. Схема отработанная, Стоит только напомнить историю, как гектар земли «Магарача» крымские власти отвели для «проведения берегоукрепительных работ» пансионату семейного типа, больше известному как дача В.Януковича.
И как слаженно действуют берегоукрепители! В один день, —
11 июня 2008 года, Ливадийский поссовет дает разрешение трем фирмам на разработку проектов землеустройства «по отводу в аренду участков земли для эксплуатации берегоукрепительных сооружений на землях Ливадийского поссовета». А именно:
— ООО «Инвестсервис», берегоукрепительные сооружения санатория № 1, участок ориентировочной площадью 0,30 га и участок длиной 100 метров (читайте — пляжной зоны);
— ООО «Ригель», берегоукрепительные и пляжные сооружения санатория № 2, участок площадью 0,5 га;
— ООО «АТ Инвест», берегоукрепительные и пляжные сооружения санатория № 1, участок площадью 0,5 га.
Этим же днем датировано решение (одно на три фирмы) об утверждении договоров сервитута — для проезда на берегоукрепительные сооружения. Проехать к берегу можно только через территорию пансионата, но Ливадийский поссовет считает, что это его земли. А попасть на территорию можно либо вплавь, либо через КПП «Глицинии».
И, наконец, 21 августа ООО «Добро-плюс» получает добро Ливадийского поссовета на составление проекта землеустройства для отвода в аренду 0,5 га, но не только для обслуживания и реконструкции берегоукрепительных сооружений, но и для строительства пляжно-развлекательного комплекса рекреационного назначения в районе пансионата «Глициния».
Итого — почти два гектара «из земель Ливадийского поссовета». И это один из самых интересных моментов этой истории — у кого земля? 20,4 гектара, из которых 19 гектаров — памятник —парк и заказник «Южнобережные дубравы» — имеют статус ПЗФ. Внешторгбанку земля не передавалась. У МДЦ «Артек» никаких правоустанавливающих документов на территорию пансионата «Глициния» нет и не было.
Анатолий Селиванов сообщил «ЗН»: госакт на пользование землей общей площадью 20,4 га, как и положено, у собственника. То есть у ВР Украины. И все решения, о которых говорилось выше и суть которых, по его мнению, «скрытое отчуждение, незаконны, так как приняты без ведома собственника имущества, для обслуживания которого земля и отводилась».
Надо сказать, что о наличии госакта у ВР Украины руководство «Артека» узнало только на позапрошлой неделе. А.Селиванов сообщил об этом на заседании регламентного комитета, который рассматривал проект постановления авторства Ю.Кармазина. Поэтому, следует сказать, что растаскивания земли и берега пансионата «Глициния» стали возможными в том числе и по причине возни, устроенной по поводу того, кто же ею будет владеть.
В таком случае непонятно, почему в проекте постановления есть пункт:
«2. Апарату Верховної Ради України забезпечити:
— отримання у встановленому законом порядку документів, що посвідчують право санаторію «Нижня Ореанда» Управління справами Апарату Верховної Ради України на постійне користування земельною ділянкою пансіонату «Гліцинія», в межах, встановлених на момент видачі незаконного розпорядження в.о. Керуючого справами Апарату Верховної Ради України від 26.02.1997 року № 20-А».
Мы попросили Анатолия Селиванова подтвердить его слова копией госакта. После чего выяснилось, что госакт действительно есть, выдан 11 сентября 1995 года. Но — пансионату «Ветеран», который на тот момент находился в структуре «Укрпрофздравницы». Понятно, что у ВР не было возможности переоформить документы на землю — «Глициния» быстро ушла к налоговикам. Но никто за десятилетие даже не удосужился привести земельные документы в порядок! Это еще раз подтверждает: за высокими заборами режимных объектов в земельной и имущественной сфере закон не ночевал.
Между тем не все так грустно. Решения Ливадийского поссовета, о которых говорилось выше, на этой неделе опротестованы прокурором Ялты Ростиславом Проциком. В интервью «ЗН» он сообщил, что решения приняты с нарушением земельного законодательства. А именно: без проведения аукционов по продаже права аренды, которые предусмотрены вступившими на тот момент в законную силу изменениями в Земельный кодекс. Кроме того, решения принимались без соответствующих согласований и без составления актов выбора земельных участков. Кроме того, прокуратура АРК, как сообщил «ЗН» прокурор автономии Владимир Бойко, после обращения регламентного комитета ВР Украины начала проверку соблюдения законности на территории «Глицинии». И, судя по всему, реагирование по поводу совместной эксплуатации берегоукрепительных сооружений будет приниматься в Симферополе. Ведь действия противооползневого управления освящены решениями ВР и СМ Крыма. Но, думается, возвращение на круги своя берега и земли «Глицинии» простым не будет. И судебных тяжб не избежать. Потому что люди за этими фирмами, как понимаете, стоят непростые. Кто — постараемся доказательно сообщить в ближайшее время.
Но что дальше? У руководителя Госуправделами Игоря Тарасюка появился новый аргумент для отказа в передаче «Глицинии» — недавнее постановление КМ о передача МДЦ «Артек» в сферу управления Министерства семьи, молодежи и спорта. Правда, ГУД еще не принял решение по этому поводу, и дело это хлопотное и долгое, подает правительству через прессу маячковые сигналы И.Тарасюк.
И нужна ли «Глициния» самому «Артеку» — даже не вопрос. Потому что: а) непрофильное для детского центра заведение; б)висит на шее в период полного безденежья. Одних охранников «Артека» сейчас в «Глицинии» 15 человек, но, главное, — эту территорию и здания нужно надлежаще содержать. И все это богатство — за 40 километров от МДЦ.
Но если «Артек» таки перейдет в Минсемьи и молодежи — еще не факт, что затем он окажется у ВР Украины.
Между тем проект постановления Ю.Кармазина предполагает, что с момента его принятия госпредприятие МДЦ «Артек» и аппарат ВР Украины должны в течение двух месяцев оформить передачу на баланс парламентского санатория «Нижняя Ореанда» объекты движимого и недвижимого имущества «Глицинии». На их содержание и охрану, а также соблюдение охранного режима территории ПЗФ необходимо будет предусмотреть средства в госбюджете этого года. Сколько — пока что, думается, никто реально в ближайшее время определить не сможет. Во-первых, потому что результаты бесхозности на закрытом объекте еще предстоит оценить. Во-вторых, сумма вырисуется, когда станет понятно, а что же в «Глицинии» будет? Госрезиденция, госдача спикера, пансионат для депутатов или, страшно даже предположить, — ветеранская здравница. Последний вариант в интервью «ЗН» озвучил Юрий Кармазин. «Это даже символично будет. Ведь в горбачевские времена госдача была переименована в «Ветеран». В «Артеке» — дети, а здесь — ветераны, заслуженные люди, ветераны Вооруженных сил и другие пенсионеры. Они будут отдыхать и гулять там, где когда-то отдыхали Хрущев и Брежнев». Ю.Кармазин допускает, что «Глициния» останется на балансе ВР, но оздоравливаться там будут не депутаты, а именно ветераны. А вот источник в аппарате парламента считает, что ВР должна использовать «Глицинию» в представительских целях:«Если восстановим этот гособъект, он будет иметь уникальное значение для исполнения госфункций. Там могут проходить международные встречи и переговоры».
Могут, конечно. Только таких уникальных мест у нашей политэлиты более чем достаточно. Но на качество жизни народа, которому эти жемчужины и принадлежат, это никак не влияет.