UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чья предвыборная «конфета» слаще?

Мы постарались использовать все доступные материалы ПР, БЮТ и НУ—НС — трех лидеров парламентской избирательной кампании, чтобы максимально полно представить их социально-экономические программы...

Авторы: Алла Еременко, Наталия Яценко

Кушать подано!

Примечательная черта нынешних внеочередных парламентских выборов — лидеры партий и блоков всячески избегают возможности посоревноваться в одной аудитории. С чего бы это? В понедельник, 13 августа, Совет конкурентоспособности Украины предоставил такую возможность представителям Партии регионов, «Нашей Украины» с «Народной самообороной» и БЮТ. Но в итоге получился трехчасовой бенефис Юлии Тимошенко, выступившей с проектом Национальной стратегии развития страны «Украинский прорыв».

На следующий день, во вторник, стартовала разъяснительная кампания Партии регионов. Ее лидеры Раиса Богатырева и Борис Колесников рассказали журналистам о рисках и перспективах демографической ситуации в стране и о предлагаемых партией власти мерах, являющихся, безусловно, сильным козырем партийной программы «Стабильность и благосостояние». А в пятницу антикоррупционную программу Кабмина представил Александр Кузьмук (чтобы усилить впечатление о чистоте помыслов, рядом с Александ­ром Ивановичем следовало бы усадить крымского спикера и вице-премьера Клюева).

Всего пресс-конференций по разъяснению «программы партии» намечается шесть, что ни по темпам, ни по почерку не похоже на «штурм и натиск» БЮТ. Судя по всему, работа «регионалов» с общественностью будет неспешной. А информация — строго дозированной, но обильно сдобренной деликатесами, которыми угощают журналистов на фуршетах.

Что приготовили и как будут подавать нашеукраинцы с «самбистами», пока вопрос. Обещано, что презентация программы состоится на следующей неделе. Однако присутствие на сайте НУ—НС комментариев известного в прошлом украинского экономиста Владимира Ланового позволяет предположить, что к скупым, но довольно реалистичным тезисам предвыборной программы «Для людей — а не для политиков!», а также социальным предложениям президента добавится и ложка-другая экономической экзотики.

Как все будет, мы по возможности расскажем в следующих номерах. А пока постарались использовать все доступные материалы ПР, БЮТ и НУ—НС — трех лидеров парламентской избирательной кампании, чтобы максимально полно представить их социально-экономические программы. Возможно, кому-то результаты нашего анализа не понравятся. И хорошо, ведь у вас есть время. Мы же не ставим диагноз сразу…

Национальная стратегия развития «Украинский прорыв: к справедливой и конкурентоспособной стране» от блока Юлии Тимошенко содержит 319 страниц текста. Ее интернет-представление — всего четыре страницы. Примерно столько же — программы блока «Наша Украина — Народная самооборона» под завлекательным названием «Для людей — а не для политиков!» и Партии регионов (она открывается нейтральным слоганом «Стабильность и благосостояние»). Разница в том, что НУ—НС и ПР представили свои программы именно как предвыборные. А БЮТ позиционирует свою, ни много ни мало, как «дороговказ для країни в ХХI столітті». И представил ее первый рабочий проект.

К началу выборов, а уж тем более после них вышеуказанные программы партий и блоков могут измениться. В некоторых случаях — кардинально. К примеру, на смену сладенько-непритязательной программе Партии регио­нов может прийти не афишируемый пока документ, подготовленный западными специалистами по заказу фонда Рината Ахметова. Те, кто его читал, нашли много непопулярных мер. И хоть критики и говорят, что документ является пересказом программы, написанной для нашей соседки Турции, стратегия «от Ах­метова», по информации «ЗН», уже получила восторженные отзывы премьера и похвалу президента.

Мы оставляем за рамками статьи те аспекты партийных программ и концепций, которые носят политический характер. На время абстрагируемся от лозунгов о необходимости создания «подотчетного гражданам правового государства» (НУ—НС), о регионах как «духовной сокровищнице Украины» или втором государственном языке (понятно, чье). Сосредоточимся на десятке более-менее схожих социально-экономических задач. Причем, задач прикладных (то есть без сентенций о ВТО, ЕС и т.д.). Даже в представленной таблице вы увидите различия. Хотя таблица эта не претендует на полноту: мы выбирали самое существенное и интересное...

Необходим прорыв

В принципе, идея довольно привлекательная.

Если припоминаете, начинали мы с тотального дефицита товаров, гиперинфляции, массовых многомесячных задержек пенсий и выплаты зарплат сервизами да шинами. Преодоление именно этих «приоритетов» фигурировало в предвыборных программах середины и конца 90-х. А также вожделенное возобновление экономического роста.

Но по мере выравнивания экономической ситуации все нетерпимее становится половинчатость мер и декларативность «десяти шагов» и иже с ними. Внутренний голос подсказывает, что если завтра, прямо с утреца, реально не рванем вперед, сметая на пути грязь и косность, то Украине еще долгие годы предстоит занимать последние строчки в мировых рейтингах социально-экономического развития.

Однако зададимся вопросом — а возможен ли прорыв на 12 направлениях?

Если, не дай бог, прорвет трубо­провод — наверное. Если же речь о трансформационных процессах в обществе, ответ отрицательный. Даже неспециалисту в области теории управления известно, что одномоментное полагание более пяти целей — это практически стопроцентная гарантия недостижения результата ни по одной из них.

По-видимому, политтехнологов ведущих партий это не расстраивает. Они действуют «широкозахватными» методами, пытаясь привлечь на сторону той или иной силы побольше электората. Поэтому в предвыборной программе ПР «Стабильность и благосостояние» мы находим два основных блока («Социальный успех» и «Украина — успешная страна!») и 11 подпунктов. В программе НУ—НС «Для людей — а не для политиков!» поставлены восемь основных задач. А в бютовской программе стратегического развития «Украинский прорыв: к справедливой и конкурентоспособной Украине» обнаруживаются аж 12 линий прорыва.

Прыжки в социальную высоту

Как следует из программ, прорываться будем прежде всего в социальном направлении. Социалки столько, что даже программы априори правых партий напоминают «левый марш».

В президентских «Социальных инициативах» (см. «ЗН», № 25 за 30 июня с.г.), щедро положенных в основу предвыборной программы НУ—НС, примерно три четверти прироста доходов бюджета 2007 года по сравнению с бюджетом-2006 предлагалось направить на помощь при рождении ребенка, повышение зарплат, стипендий и прочие благие цели. Но ведь и Партия регионов, в чрезмерных социальных пристрастиях прежде не замеченная, почти не отстает! Только пропорция 2:1. По словам Бориса Колесникова, который в этот вторник совместно с Раисой Богатыревой презентовал социально-демографическую часть предвыборной программы «регионалов», из 30 млрд. грн. дополнительных доходов бюджета примерно 20 млрд. прямиком отправятся на подъем социалки.

Точных пропорций в многосотстраничном проекте программы БЮТ мы не нашли. Но, судя по интонации документа, обильно приправленного идеей солидаризма и ориентированного на удовлетворение запросов различных электоральных масс, акцент на социалку будет не меньшим, а возможно, даже большим. Чего стоит, скажем, предложение поднять среднюю пенсию до 80—90% средней зар­платы! 80—90% — уровень, приятный для избирателя, но запредельный для специалиста. В мире о-очень хорошим коэффициентом замещения считаются 70% (с учетом выплат из негосударственных пенсионных фондов). А уж чтоб 80 или 90%, да еще при нашей демографической структуре, да при фактически полуторауровневой пенсионной системе… «Ні, синку, це фантастика!»

Любопытно, в проекте стратегии БЮТ, чей лидер сегодня исповедует солидаризм, содержится пункт о… постепенной ликвидации солидарной пенсионной системы и переносе финансирования выплат базовых пенсий на бюджет. При широком развитии системы обязательной накопительной (что-то наподобие довольно проблемного, как оказалось на поверку, варианта казахстанской пенсионной реформы). Впрочем, не будем строги: стратегию наверняка писало очень много людей, и об этой конкретной нестыковке Юлию Владимировну, наверное, просто забыли предупредить.

Итак, пенсионерам, получившим солидное вспомоществование до и после выборов-2004, на нынешних досрочных парламентских выборах не так уж много светит. Может, потому, что в партийных штабах сочли тему «отработанной». Может, наконец, пришло осознание неподъемности масштаба ресурсов, которые минимально необходимы для серьезного повышения пенсий 14 млн. человек. Теперь предвыборной «фишкой» станет помощь семьям с новорожденными. Необходимый ресурс, даже по самой щедрой на сегодняшний день версии «регионалов», предлагающих установить доплаты семьям (без учета совокупного дохода!) вплоть до достижения ребенком 18-летнего возраста, — 2 млрд. грн. Не слишком дорого, но, как считают лидеры ПР, системно и комплексно.

Как далеко мы зайдем? В июне, по горячим следам президентских социальных инициатив, «ЗН» писало, что теоретически страна может платить за каждого младенца и по 100 тыс. гривен. Имея в виду ну очень отдаленную перспективу, к которой страна, возможно, никогда и не приблизится. Но прошло всего полтора месяца — и стало ясно, что рубеж в 100 тыс. если не к концу нынешнего года, то к моменту старта президентской кампании-2009 будет безусловно достигнут.

Уже в августе 2007-го две политические силы перешагнули психологический барьер в 50 тыс. грн. помощи при рождении третьего ребенка. Речь идет о ПР и БЮТ. Последний, правда, сделал это не в официальной программе, а в презентованном в понедельник проекте «Украинского прорыва». НУ—НС пока отстает, но отставание, вероятно, временное.

В своих «детских» идеях «Регионы» зашли дальше всех, проведя нынешнего новорожденного через отрочество, студенчество к первому рабочему месту и даже к первой квартире (!). Правда, к радости всех партий, немало потоптавшихся по ниве улучшения жилищных условий украинцев, как именно будет предоставляться жилье — загадка. Формат предвыборной программы не позволяет подробно осветить механизмы, чтобы читатель запомнил, а после выборов, глядишь, и спросил за невыполнение обещаний…

А может, пора вернуть все с головы на ноги? И козе понятно, что ни 50 тыс. гривен помощи от государства при рождении ребенка, ни ежемесячные 100—200 грн. «на прокорм» вопроса в принципе не решают. Да, этим деньгам будут счастливы молодые родители в маленьких депрессивных городках и на селе, где нет нормально оплачиваемой работы, не создана современная инфраструктура, в упадке школа и больница. Но не может считаться цивилизованной страна, в которой фонд оплаты труда в отдельные периоды меньше, чем объем социальных выплат!

Что лучше — рыба или удочка? Цивилизованные страны решают дилемму в пользу удочки. Эксперты призывают к этому и Украину. Дескать, молодым (и не очень) родителям необходима не развращающая и отнимающая стимулы к труду и карьерному росту подачка в виде «детских», а возможность нормально работать и получать хорошую зарплату. В том числе чтобы обеспечивать своих чад.

Увы… Мы не случайно сохранили в таблице полупустой раздел «Зарплата»: как ни прискорбно, идейного потенциала трех мощнейших политических сил Украины хватило лишь на то, чтобы обрисовать новый уровень «минималки» да восстановление тарифной сетки. Несмотря на заклинания о достойном вознаграждении за труд, весьма революционные обещания лидера БЮТ сделать так, что часть прибыли предприятий будет распределяться среди наемных работников, заниматься реформой заработной платы и созданием действительно хорошо оплачиваемых рабочих мест в Украине по-прежнему не собираются. Это ли ответственная политика, это ли курс на приобщение страны к общеевропейским ценностям?

Небольшое отступление. Мафия бессмертна?

У проблемы есть и другая сторона, тесно связанная с судебной и регуляторной реформами, а также с уважением к закону в целом. Даже люди, зарабатывающие по украинским меркам неплохие деньги, вынуждены их не за понюшку табака отдавать для получения всяческих разрешений, умасливания контролирующих инстанций, регулирования «отношений» с пожарными, налоговой, санэпидстанцией и т.д. Оброк растет — усиливается неуверенность в завтрашнем и послезавтрашнем дне. А может, плюнуть на весь этот бизнес и попробовать себя на новом месте, в другой стране, оставив несовершеннолетних отпрысков на попечение престарелых родителей?

«Неуклонное выполнение законов сократит объем «теневой» политики и экономики, будет способствовать преодолению коррупции в обществе», — сдержанно обещает программа Партии регионов. «Создадим антикоррупционное бюро, которое проверит соответствие расходов высших должностных лиц задекларированным доходам», — заверяют «Наша Украина» с «Народной самообороной».

Громче всех и больше всех о коррупции кричит БЮТ. «Уровень коррупции достиг своей высшей точки. Коррупция, согласно анкетным опросам, присутствует во всех органах власти… Коррупция является не только главной причиной бедности в стране, но и препятствием для ее преодоления. В конечном итоге коррупция может угрожать существованию самой нации»…

На 12 страницах разработчики стратегии «Украинского прорыва» описывают все возможные механизмы борьбы с этим разъедающим государство злом. В новом составе законодательного органа БЮТ обязуется проводить решительную борьбу с коррупцией. А почему бы, задаемся мы вопросом, не начать уже сейчас — например, с «просветления» ситуации в тендерных закупках за государственные средства? Не?

У нас конкретное предложение к регионалам, социалистам, коммунистам, нашеукраинцам и прежде всего к БЮТ — незамедлительно вывести из избирательных списков тех лиц, которые активно продвигали принятие коррупционно опасных изменений к закону о госзакупках и причастны к созданию тендерных схем, наносящих многомиллиардные убытки бюджету и предприятиям. Фамилии известны — достаточно заглянуть в последние публикации, которыми пестрит украинский Интернет.

Слабо? Тогда зачем вешать всей стране на уши лапшу о необходимости «формирования политической воли для борьбы с коррупцией»? Тогда, господа, ваше призвание — не на жизнь, а насмерть бороться с коррупцией на уровне ЖЭКов и управдомов. Или внедрять «действенную систему патриотического, морально-психологического и культурно-эстетического воспитания работников правоохранительных органов» (из раздела «Антикоррупционный прорыв» проекта бютовской стратегии).

Раки и Щуки

А теперь предлагаем еще раз взглянуть на помещенную в этом номере таблицу. Пальцев одной руки достаточно, чтобы перечислить пункты социально-экономической политики, по которым позиции трех ведущих политических сил совпадают. Заметьте, среди них нет крайне левых — все силы тяготеют к центру и правому спектру.

То, что наши политики не умеют и не хотят друг друга слушать, умудряются беспрестанно поливать друг друга грязью не только в дискуссионных программах типа «Свободы слова», но даже в новостных, стало уже фирменным знаком Украины. Но сейчас мы не о международном имидже и не об иностранных инвестициях, которые в таких условиях если не чахнут, то и не прирастают в должном объеме. Экономическая политика утрачивает преемственность, предприниматели — перспективу. И это, пожалуй, пострашнее, чем данной политики полное отсутствие.

Примеры? Сколько угодно. Коалиция под предводительством Партии регионов заканчивает разработку Налогового кодекса. Как бы ни относились к нему некоторые эксперты, как бы ни критиковали, но дело близится к завершению, и парламент шестого созыва, скорее всего, уже осенью получит проект для рассмотрения. Однако можно ли надеться на принятие кодекса, условно говоря, регионалов?

Парламентская фракция БЮТ (а таковая в ВР неизбежно будет) в лице Юлии Тимошенко категорически против НДС и за введение налога с оборота, идея которого обсуждается вот уже десятилетие. Как к этому относятся Пинзеник с Терехиным, можно, наверное, и не комментировать.

НУ—НС ратует за простые и понятные правила налогообложения (а сейчас они и не простые, и не понятные), за резкое сокращение налоговых льгот, в том числе в свободных экономических зонах, и за коррупционно устойчивую систему уплаты НДС. Но у НУ—НС в «заначке» еще и Налоговый кодекс Катеринчука, с которым даже многие однопартийцы не согласны…

Какой в итоге окажется конфигурация важнейшего для страны налогового документа, сейчас не в состоянии предугадать никто. Будет ли когда-нибудь в Украине такой кодекс вообще? А может, его станут переписывать после каждых выборов — очередных или досрочных? С нашими Лебедями, Раками и Щуками станется.

Политически озабоченный гражданин может сказать — да Бог с ним, с кодексом, лишь бы в стране честные выборы прошли. Гражданину vulgaris (не обижайтесь, пожалуйста!) уже в печенках сидит вся эта склока и неопределенность. Не для того он худо-бедно платит налоги, чтобы наша политическая братия швыряла экономику то вправо, то влево и по примеру салтыков-щедринских самодуров устанавливала порой дичайшие правила игры. Но повлиять на исход нынешних выборов гражданин не может. А значит, и на деятельность будущего парламента. Причина тому — закрытые списки и всевластье партий, утонувших в демагогии и оторвавшихся от людей.

Пока партии не очистятся, а их функционеры не научатся наконец слушать друг друга и сотрудничать, никакая вменяемая долгосрочная социально-экономическая политика в стране не появится. Так и будем шарахаться от инновационно-инвестиционных ориентиров к ориентирам социальным и назад. Ликвидировать, затем восстанавливать свободные экономические зоны, чтобы снова ликвидировать. И печально известный негосударственный пенсионный фонд бюджетников то возникнет, как Феникс из пепла, то исчезнет…

Что же касается энергетики, то в отношении этой отрасли позиция правительств и политических сил меняется просто со скоростью ветра. То мы строим нефтепровод и кричим, что как только построим, нефть сама по нему потечет. Потом оказывается, что труба никому, кроме нас самих, не нужна. В результате вместо диверсификации нефтепоставок еще больше попадаем в зависимость от россиян.

То сначала продаем свои лучшие нефтеперерабатывающие заводы опять же россиянам, потом выясняется, что надо пару-тройку строить заново, чтобы хоть как-то влиять на отечественный рынок нефтепродуктов и цены на топливо. Продаем за копейки (как для таких компаний и объектов) облгазы и облэнерго. А потом удивляемся, что те, оказавшись в пучине денежных потоков, не хотят рассчитываться с генерирующими компаниями и газопоставщиками.

«Вручаем ключи» от внутреннего рынка газа, а потом удивляемся, что какой-то вдруг оказавшийся монополистом трейдер диктует нам свои условия газопоставок и цены. Да, отработавший свое лоббист «РосУкрЭнерго» Ивченко не попадает в список НУ—НС, зато около десяти лоббистов компании попадают в список прявящей партии — ПР.

Да что там большая политика! При таком механизме реализации власти в стране вряд ли удастся реализовать даже самые простые и понятные для человека меры, как-то преодоление детского курения, массовой рекламы алкогольных и табачных изделий (НУ— НС). Или же положить конец уничтожению парков и скверов в городах.

Помогут ли тогда даже 50 тыс. грн. на третьего ребенка в деле борьбы с депопуляцией? Детям, как и цветам, нужна здоровая среда обитания. В гнилостной атмосфере они задыхаются. Это взрослые притерпелись…